Main Menu

Кара-Куль: вчера, сегодня, а завтра?

Кыргызстан — страна гор, богатая гидроэнергетическими ресурсами. По запасам воды в Евразии уступает только России и Таджикистану. Нарын — самая крупная река. На ней можно строить мощные гидроэлектростанции, водохранилище. С этой целью в 1956 году создали строительное управление «Нарынгидро-энергострой», на которое возлагалась задача сооружения Уч-Курганской ГЭС — первенца Нарынского каскада и последующих станций.

Затем, в 1962-м, «Нарынгидроэнергострой» приступил к строительству одной из самых крупных гидроэлектростанций каскада — Токтогульской ГЭС, которая ныне является комплексным ирригационно-энергетическим гидроузлом.

Потребовались высококвалифицированные специалисты: проектировщики, инженеры, строители, механизаторы, автомобилисты, скалолазы-монтажники, газоэлектросварщики, электрики и многие другие, в том числе врачи, учителя и обслуживающий персонал.

В кратчайшие сроки, за 2-3 года, необходимо было построить жилье, поселок с инфраструктурой, чтобы привлечь специалистов из всего Советского Союза. Правительство СССР Токтогульскую ГЭС объявило Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и установило 30-процентную надбавку к заработной плате как гидростроителям, так и обслуживающему персоналу.

В июне заложили первый фундамент под временный барачный дом гидростроителям, в котором, к сожалению, по сей день живут люди. Быстрыми темпами начали строить будущую плотину и поселок: завозились круглосуточно вагоны, деревянные ПДУ и ОЩ-60 (временные передвижные сборно-разборные дома), строились детские сады, школы, больницы, профилактории, парки, стадион, столовые, летние кинотеатры. Открыли институт, техникум, учебный комбинат для привлечения молодежи к строительству ГЭС и повышения квалификации рабочих. Появились оздоровительные лагеря для детей гидростроителей, различные культурно-просветительные кружки, спортивные секции. То есть созданы все условия для плодотворной работы и проживания семей, успешной учебы детей, закрепления высококвалифицированных кадров и их семей в высокогорном, отдаленном уголке республики. Через 7-8 лет в поселке уже проживали 15-17 тыс. жителей.

Ударными темпами строили Токтогульскую плотину, создавались новые семьи, росли дети, и никто не хотел отсюда уезжать. Требовалось капитальное жилье. Начали строить кирпичные многоэтажные дома по индивидуальному проекту с большими просторными лоджиями, дворец культуры энергетиков, школы, институт, общежития, библиотеки. Улицы заасфальтировали, провели освещение. Создали в парках озера для отдыха и культурного досуга жителей и гостей.

Из всех концов СССР приезжали на Токтогулку студенты, практиканты, молодые специалисты увидеть и набраться опыта, повысить квалификацию. И, как правило, оставались в Кара-Куле. Были и такие, кто не выдерживал темпа, очередей на жилье. Такие уезжали.

И все равно люди отдавали все силы, знания, здоровье на строительство ГЭС, зная, что энергия нужна для страны и ее жителей как воздух.

Завершалось строительство ГЭС, для ее эксплуатации требовались новые специалисты. Их готовили и обучали. Для них строили капитальное жилье со всеми удобствами за счет «Нарынгидроэнерго- строя». А гидростроители продолжали жить во временных деревянных вагонах и бараках, веря, что скоро и они переселятся в капитальные красивые дома.

Правительство, Министерство энергетики, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ уделяли стройке огромное внимание. Ежегодно сотни рабочих и инженеров получали государственные награды, потому что люди трудились в три смены круглосуточно, в лютые морозы и зной. Рушились скалы, работники подвергались опасности. Получали серьезные травмы, становясь инвалидами, были и смертельные случаи. Подрастающие дети тоже становились гидростроителями и энергетиками. Одаренных ребят направляли в центральные вузы СССР, обучали за счет средств Токтогульской ГЭС.

Завершалось строительство Токтогульской ГЭС, страна ждала с нетерпением пуска I и II агрегатов. Одновременно шла подготовка к строительству Курпсайской ГЭС.

За 4,5 года был запущен один агрегат. Мировая гидроэнергетика не знала подобного случая. Самая низкая себестоимость электроэнергии в мире, высочайшее качество строительства. Московская госкомиссия оценила работу на “отлично”.

Затем была Ташкумырская ГЭС. Гидростроители возводили за счет вышеперечисленных сооружений жилые дома, детские сады, школы и здания социального назначения, улучшая инфраструктуру городов Фрунзе, Оша, Кара-Куля, Ташкумыра, Шамалды-Сая, Токтогула, Кетмен-Тебе. Тогда же правительство республики постановило для закрепления кадров на строительстве Камбар-Атинских ГЭС обеспечивать жильем гидростроителей во Фрунзе и Оше.

За этот период многотысячный коллектив «Нарынгидроэнергостроя» стал кузницей кадров, которые были востребованы во всех отраслях народного хозяйства республики и за ее пределами, во многих странах мира. Их направляли в длительные заграничные командировки, и они возвращались потом, продолжая строить гидростанции в Кыргызстане.

В то же время приступили к строительству Шамалды-сайской ГЭС с применением уникального метода строительства под ключ. К сожалению, мечта не сбылась из-за распада СССР. Наступило тяжелое время для гидростроителей. Прекратились московское обеспечение, союзное финансирование.

Остановилось строительство многоэтажных домов и социальных обьектов в Кара-Куле. Жители стали уезжать за пределы республики, поскольку гидростроители с семьями остались без работы и средств к существованию. «Нарынгидроэнергострой» был градообразующим предприятием, и его остановка отрицательно повлияла на развитие города. Все остановилось.

Мечта рухнула. Временные бараки стали вечными. В них, гнилых, и сегодня существуют создатели энергетической независимости Кыргызстана, старики, ветераны строительства Токтогульской, Курпсайской, Таш-Кумырской, Шамалдысайской ГЭС, награжденные орденами и медалями СССР. Продолжается и отток специалистов. Строители и энергетики востребованы в России и Казахстане, а также других странах, где им платят в разы больше, чем у нас. В целях сохранения высококвалифицированных инженерно-технических кадров, рабочих высокой квалификации, чтобы обеспечить бесперебойную эксплуатацию Токтогульской, Курпсайской, Камбар-Атинской ГЭС-2 и для строительства Камбар-Атинской ГЭС необходимо создать благоприятные условия строителям, эксплуатационщикам и их семьям, в том числе жителям города.

До развала СССР на реке Нарын на шести станциях построены 22 гидроагрегата, а за время независимости — один, начатый в советское время.

Если Кара-Куль целиком построен за счет сметной стоимости Токтогульской ГЭС, то за счет Камбар-Атинской ГЭС-2 ни одной квартиры.

Жилищно-коммунальному хозяйству города срочно требуются капитальный ремонт, ликвидация ветхого, временного деревянного жилья, и это не подлежит никакому обсуждению. Инженерные сети и коммуникации требуют замены, они практически сгнили. Необходимы срочные капитальные вложения за счет производства электроэнергии Токтогульской и Курпсайской ГЭС, чтобы сохранить город и остановить утечку высококвалифицированных специалистов.

Жители убедительно просят правительство дать Кара-Кулю статус города гидростроителей и энергетиков КР.

Положение очень плачевное. От славного многотысячного, передового, мирового уровня коллектива осталось несколько десятков человек, почти все специалисты разъехались в другие страны в поисках работы.

А Кыргызстан будет вынужден привлекать гидростроителей из других стран, кормить иностранцев. Еще хуже положение ветеранов, оставшихся у разбитого корыта. Проработав в тяжелейших условиях много лет, они не могут спокойно уйти на пенсию, так как за последние несколько лет администрация «Нарынгидроэнерго- строя» не перечисляла в Соцфонд положенные суммы.

А у тех, кто живет в бараках, 70-80% пенсии уходят на оплату электроэнергии, так как деревянные бараки и вагоны рассчитаны на электроотопление из-за высокой пожароопасности.

Профессия гидростроителя из-за характера работы (ежедневный разъездной режим по горным дорогам 160-200 км, круглосуточная работа под открытым небом в горных условиях) требует особого внимания со стороны правительства. Многие в 60-63 года становятся неработоспособными дряхлыми стариками, поэтому пенсионный барьер не должен превышать у женщин 55 лет, а у мужчин — 58.

Обращение гидростроителей и энергетиков Кара-Куля
к печати подготовила Тамара НЕШКУМАЙ.






Добавить комментарий