Main Menu

Дорога к согласию

Пик интереса к отчету Международной независимой комиссии по исследованию июньских событий (МНК) миновал. Но, по всей видимости, к нему будут возвращаться вновь и вновь. Тем более что глава государства Роза Отунбаева призывает акцентировать внимание на том, что благодаря миссии с  Кыргызстана снято обвинение в геноциде и вооруженных столкновениях. Не будь  этого исследования, нам пришлось бы, как выразилась она, годами  отмываться от обвинений. В связи с этим Президент рекомендовала  Жогорку Кенешу пересмотреть свое решение о  руководителе миссии Киммо Кильюнене, которому въезд в  Кыргызстан запрещен.
Нам показалось интересным узнать мнение о  заключении  МНК Айнуры ЭЛЕБАЕВОЙ. Доктор философских наук, профессор Айнура Беккуловна в свое время вместе с группой отечественных  ученых провела социологический анализ ошских событий 1990 года, в составе Национальной  комиссии, созданной по Указу Президента, исследовала причины и последствия  трагедии прошлого лета. Сейчас руководит одним из проектов ЮНЕСКО по предотвращению и урегулированию межэтнических конфликтов у нас в стране.

Как ученый, я не могла не обратить внимания на то, что ряд положений отчета, который подготовила комиссия под руководством доктора Киммо Кильюнена,  научно и документально не обоснованы. К примеру, МНК пишет, что в соответствии со своим мандатом  она  выработала «рекомендации»  по предотвращению конфликта и примирению. Однако некоторые  выводы, которые должны носить рекомендательный характер, директивны, а иногда даже безапелляционны. В частности, вывод о том, что «государству следует вернуть название «Республика Кыргызстан», или вывод о том, что «Кыргызско-узбекский университет дружбы народов должен быть отстроен заново и получить лицензию на преподавание». Однако комиссия не задается вопросом: может ли она требовать от суверенного государства изменить свое название, которое закреплено в Конституции республики? Или может ли требовать отстроить и даже выдать лицензию вузу, который должен пройти анализ учебной программы и учебного плана на соответствие вузовским образовательным стандартам?
Не соответствуют реальности приведенные в отчете  статистические и исторические данные о численности узбекского и кыргызского населения региона. Например, отмечается, что заселение юга кыргызами началось в 60-е годы  XX столетия, в период его индустриализации. Тогда  как кыргызы  издавна являются коренным населением  края. Далее  указывается, что обе этнические группы к моменту столкновений были примерно равны по количеству. А на самом деле  кыргызы  в дореволюционный период составляли около 60% местного населения, в современных условиях — около 70%.
Категорически отвергается наличие третьих  сил  в  разжигании и эскалации межэтнических столкновений: семьи К. Бакиева, криминала, наркобаронов и т.д. Причем  причастность к событиям семьи и соратников К. Бакиева отрицается на основе ссылки  на телефонный разговор между Максимом Бакиевым и его дядей Джанышем: мол, они не упоминают юг Кыргызстана, следовательно, не доказано их участие. При этом игнорируется целый ряд фактов  деструктивной деятельности  бывшего президента и его сторонников на юге. Вне внимания МНК осталась информация российских экспертов о наемниках, завербованных бакиевскими приспешниками из жителей Центральной Азии для провоцирования межэтнических конфликтов. Проигнорировано также то обстоятельство, что наркотрафик через Ош контролировался семьей Бакиевых, поэтому после свержения режима актуализировалась борьба за каналы поставки наркотиков.
Хронология событий ограничивается перечислением происходившего в июньские дни. Хотя совершенно ясно: конфликт назревал начиная с апреля. Искусственно оборвав цепочку с начала дистабилизации политической и социально-экономической ситуации в стране, невозможно сделать объективные выводы о причинах конфликта.
Несмотря на эти и другие погрешности, с рядом   критических замечаний и выводов Международной независимой комиссии невозможно не согласиться. Внушает оптимизм тот факт, что  правительство Кыргызстана намерено создать специальную комиссию по реализации и мониторингу выполнения рекомендаций, которые содержатся  не только в отчете МНК, но и в других докладах  и исследованиях по июньским событиям 2010 года.
Отрадно, что взят курс на осуществление широкого спектра мер, направленных на достижение согласия и консолидацию общества в долгосрочной перспективе. Начаты реформы для обеспечения правосудия, прежде всего в судебной системе, а также усилена роль прокуратуры в соблюдении прав и свобод человека. В аппарате Президента создан отдел этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом. В каждой областной и местной государственной администрации, в первую очередь в Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях, введены штаты лиц, ответственных за мониторинг ситуации и реализацию политики в области межэтнических отношений. Проводится работа по повышению их потенциала. Активизируется роль областных совещательных комитетов  (с тем, чтобы привлечь местных лидеров к диалогу), а также комитетов по предотвращению конфликтов, созданных при активном участии НПО в каждом населенном пункте. Через эти совещательные органы будут проводиться широкие публичные консультации по планированию и реализации местных планов развития. Признавая деформации в кадровой политике государства,  правительство  создало базу данных для рекрутирования и продвижения в органы власти представителей различных этнических групп, в том числе узбеков.
На только что состоявшемся курултае принята Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызстана. Одобрен план ее действий, который содержит в том числе и меры, продиктованные рекомендациями МНК. Они направлены на поддержку и развитие языков и культур разных этнических групп, а также на реформы в сфере образования. Предусмотрен ряд шагов по популяризации разнообразного культурного наследия всего народа Кыргызстана. В рамках программы восстановления и развития пострадавших регионов уже отстроены школы, Кыргызский драматический театр, Узбекский музыкально-драматический театр им. Бабура и филармония в Оше. Признавая, что в снижении социальной и политической напряженности, восстановлении межэтнического согласия огромную роль играют отечественные СМИ, приняты меры по повышению их потенциала. В сетку вещания ряда теле- и радиоканалов, в первую очередь Общественной телерадиокорпорации «1-й канал», включены программы, популяризирующие культуру и традиции всех народов, проживающих в Кыргызстане. Спектр и объем таких программ будут расширяться. Увеличено вещание известных международных радиопрограмм («Азаттык», «Голос Америки») на узбекском языке.
При поддержке международных организаций и  стран-доноров инициировано несколько программ с целью развития в стране инфраструктуры мира, изучения  успешного опыта восстановления доверия и согласия между разными народами. При поддержке ЮНЕСКО  реализуются восемь проектов по предотвращению и урегулированию межэтнических конфликтов.
В стране продолжается беспрецедентный в регионе процесс всестороннего открытого изучения  июньских событий, привлечения к исследованию различных сторон, свободно публикуются и обсуждаются все отчеты, статьи, книги. Несмотря на  хрупкий мир и противоречивые политические процессы, такая работа будет продолжаться. Потому  что это та самая дорога, которая  в конечном счете ведет к достижению  согласия и стабильности.






Добавить комментарий