Main Menu

Для Кыргызстана настала пора сменить приоритеты экономической политики

Несмотря на принимаемые правительствами ведущих стран мира меры по стабилизации социально-экономической ситуации, положение во всех центрах деловой активности — США, Европе на Дальнем Востоке — не улучшается в должной мере. Сжатие совокупного спроса в результате сокращения доходов населения большинства стран мира становится долговременным негативным фактором, влияющим на состояние мировой экономики. Поэтому экономическая рецессия продолжится столь долго, сколь долго будет длиться структурная перестройка мировой экономики.

Нынешний финансово-экономический кризис отражает, в отличие от Великой депрессии 30-х годов прошлого столетия, не только нарушение финансового баланса в мировом хозяйстве, но и глубокие структурные диспропорции в производственной сфере, связанные с нерациональным распределением производственного цикла между развитыми странами и периферийными экономиками, так называемыми развивающимися рынками. Первые сосредоточились исключительно на производстве конечной продукции, а вторые, которых подавляющее большинство, — на сырьевых и промежуточных операциях.

При этом доходы от мировой экономики в непропорциональной доле распределяются в пользу высокоразвитых стран. Хотя никто не отменял да и не может отменить основополагающий закон экономики — закон стоимости, согласно которому стоимость товара и, соответственно, распределение доходов происходит пропорционально затратам человеческого труда. И если оплата труда африканского или азиатского рабочего на порядок ниже оплаты труда европейского или американского рабочего, то это говорит не о том, что первые затрачивают меньше, а вторые — больше человеческого труда на производство продукции. Речь идет всего лишь о несправедливой оценке труда человека, навязанной более сильными экономиками более слабым с целью перераспределения доходов в свою пользу, хотя по уровню квалификации они зачастую не уступают американским или европейским коллегам. Такое фундаментальное нарушение основного закона экономики не могло продолжаться бесконечно, тем более в условиях глобализации экономики. Паразитическая по сути финансовая система высокоразвитых стран, возникшая на огромных, незаслуженно «заработанных» финансовых ресурсах, сопровождаемая к тому же спекулятивными операциями, стала стремительно раздуваться до циклопических размеров, и этот финансовый пузырь рано или поздно лопнул бы, что и происходит в настоящее время.

Этот политэкономический экскурс потребовался для того, чтобы разобраться с ситуацией в кыргызской экономике: где мы оказались и что делать дальше.

Со вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз обнажились все негативные стороны сложившейся экономической системы страны. Ничем не ограниченная свобода деятельности как в обществе в целом, так и в экономике, которая при слабом государстве с невнятной экономической политикой выходит далеко за рамки цивилизованных отношений, определяемых Конституцией и законами, создала в стране своеобразную модель общественного устройства. Здесь мы увидим причудливую смесь традиционности, основанной на ценностях кочевничества, остатки коммунистического прошлого и бурные ростки вестернизации с демократией западного образца и рыночной экономикой, в которой весьма высока роль теневых отношений. Если в одной составляющей происходит сбой, например, растет безработица, то на помощь пострадавшим от нее приходят сородичи в духе кочевой солидарности, предоставляя им работу в своих фирмах или оказывая безвозмездную материальную помощь. В то же время и государство продолжает исправно выполнять старую патерналистскую роль в обществе, оставшуюся от социализма, несмотря на капиталистический строй, утвердившийся в стране за годы независимости. Рыночная экономика в кыргызском исполнении превратилась в буквальном смысле в высокоразвитую базарную экономику, на которой как на дрожжах выросла сфера торговли и услуг. Это подтверждается данными Национального статистического комитета за 2016 год: сфера услуг, включая торговлю, составила 49,8% в ВВП страны, в то время как промышленность — 17,5%, из которых 9,9% приходится на одно золотодобывающее предприятие «Кумтор». А что нас ждет через пять лет, когда месторождение, возможно, окончательно исчерпает свои запасы?

Поскольку торговля и сфера услуг в малой степени генерируют новую стоимость в отличие от промышленности и сельского хозяйства и только перераспределяют доходы, то закономерным результатом такой структуры экономики становится постоянный дефицит финансовых ресурсов. В первую очередь страдает государство, поскольку налогообложение субъектов торговли и услуг не позволяет получать адекватные их доле в ВВП поступления в госказну. Например, по данным НСК, в 2016 году налог на основе патента, применяемый в основном в сфере торговли и услуг, составил 2 млрд. сомов, или всего 0,5% к ВВП, в то время как от одного «Кумтора» получено 5 млрд. сомов только налога на валовый доход. Таким образом, экономика Кыргызстана повторяет один к одному ситуацию в мировой экономике, где присутствует финансовый пузырь, а у нас его заменяют сферы услуг и торговли. Поэтому стали закономерными финансовый кризис, дефицит средств для финансирования расходов госбюджета и недостаток доступных кредитных ресурсов для развития экономики республики. По данным Министерства финансов, дефицит государственного бюджета на протяжении последних лет остается существенным. Так, за 2016 года он составил 20,9 млрд. сомов, или 4,6% к ВВП. На 2017 год дефицит заложен в сумме около 25 млрд. сомов, или 4,7% к ВВП. Объемы инвестиций в основной капитал за счет кредитов банков в 2016 году сократились в 25,6 раза по сравнению с 2015-м, за счет средств предприятий и организаций также снизились на 13,4%. К тому же приток прямых иностранных инвестиций в 2016 году уменьшился в 1,9 раза: из стран вне СНГ — в 2 раза, из стран СНГ — в 1,8 (НСК). Это говорит о том, что экономические субъекты республики испытывают в буквальном смысле финансовый голод.

В этих условиях мало надежды на население, так как, по данным НСК, его валовые сбережения имеют тенденцию к уменьшению — с 8,4% к ВВП в 2010 году до 0,1% за 2012-й, а в 2013, 2014 и 2015-м годах они ушли в минус, соответственно 3,3%, -2,7%, и -4,0% к ВВП. Переводы мигрантов в более чем $2 млрд. в основном уходят на потребительские нужды членов их семей. Уровень конечного потребления в последние 5 лет превышает уровень ВВП на 15-20%, то есть мы проедаем незаработанное. Таким образом, налицо дефицит финансовых ресурсов как в государственной сфере, так и в реальном секторе.

В таких условиях Кыргызстан вынужден искать их за пределами страны, наращивая внешний долг. Госдолг в апреле 2017 года, по данным Минфина, достиг $4 млрд. 219 млн., из которых внешний долг — $3 млрд. 847 млн. (259 млрд. 718 млн. сомов). Хотя и считается, что он находится на безопасном уровне (60% к ВВП), однако при нашей слабой экономике, когда экспорт не растет, а снижается (за январь-ноябрь 2016 года на 1,5%, со странами ЕАЭС — на 8,1%), обслуживание его станет весьма затруднительным. Чтобы рассчитаться с набранными долгами, придется снова занимать, а это грозит тем, что страна может попасть в так называемую долговую петлю, там недалеко и до дефолта. Расходы на обслуживание госдолга продолжают расти — если в 2015 году было выплачено 14,4 млрд. сомов из бюджета страны (3,3% к ВВП), то в 2016-м уже 20,7 млрд. сомов (4,5% к ВВП), и в дальнейшем они будут только увеличиваться.

Можно задаться вопросами: как при такой ситуации страна показывает неплохие темпы роста (2016 год: рост ВВП — 3,8%), как выживает народ, хотя, по официальным данным НСК, Кыргызстан производит за год всего $1 130 ВВП на душу населения и находится по этому показателю в группе бедных стран мира? Нас спасают, во-первых, переводы мигрантов, о чем говорилось выше. Во-вторых, наличие мощной теневой экономики, объем которой достигает, по разным оценкам, 40-60% от ВВП страны, которая обеспечивает работой и доходами тысячи наших граждан. В-третьих, это средства, получаемые от контрабанды китайских товаров, которые, правда, со вступлением в ЕАЭС уменьшились. И, в-четвертых, и это самое главное, о чем говорилось выше, государство в основном живет за счет внешних заимствований. Все это приводит к значительной долларизации экономики, и только благодаря грамотной денежно-кредитной политике Национального банка обеспечены стабильность обменного курса сома и устойчивость банковской системы страны в условиях глобального кризиса.

Сложившаяся специфическая экономика Кыргызстана пока существует под покровительством мощной коррупционной крыши, цементирующей все ее элементы в единое целое, которая сама подпитывается соответствующими денежными потоками из каждого звена такой экономической системы. Парадокс в том, что при очевидном влиянии неформальной экономики на повышение уровня жизни населения республики государство остается бедным. Однако такое положение финансовой несостоятельности кыргызского государства, так же как и существование финансового пузыря в мировой экономике, не может продолжаться долго. В настоящее время Кыргызстан достиг пределов роста экономики, охваченной коррупционно-теневыми отношениями, сложившимися за годы независимости. Соответствующие двигатели экономики если еще не перестали работать, то по крайней мере не способны обеспечить дальнейший экономический рост в условиях жесткой конкуренции в ЕАЭС и на мировых рынках.

В первую очередь выход из сложившейся ситуации видится в привлечении средств из теневой экономики, где крутятся огромные финансовые ресурсы. Банальный наезд на теневиков с применением силовых методов для выбивания с них средств в госбюджет ничего не даст, поскольку политический крах двух беглых президентов, попытавшихся сделать это в собственных интересах, говорит о бесперспективности такого дела. Мы об этом уже писали. Нужны более тонкие инструменты влияния на субъекты теневой экономики, чтобы вывести их в легальную сферу. Все это требует коренного пересмотра ориентиров дальнейшего экономического развития, необходимо все больше внимания уделять денежно-кредитной и финансовой политике, чтобы обеспечить здоровую подпитку экономики собственными бюджетными и кредитными ресурсами. Правительство, сформированное после выборов нового президента страны, должно в первую очередь сосредоточиться на решении этого вопроса, а также на привлечении прямых иностранных инвестиций в экономику.

С другой стороны, малая емкость внутреннего рынка и падение мирового спроса на традиционные промышленные товары в мире означают для Кыргызстана безальтернативность лишь одного варианта развития — добиваться закрепления за республикой роли делового и финансового центра на евразийском пространстве. Предложение Президента А. Атамбаева о дислокации банка развития ШОС в Бишкеке, прозвучавшее на Саммите ШОС в Астане, безусловно, только первый шаг в этом направлении. Надо также приступить к созданию СЭЗ «Бишкекский международный финансовый центр», чтобы открыть путь для притока в республику частного иностранного капитала. Что касается реального сектора экономики, то здесь следует сосредоточиться на преимуществах своих природных ресурсов, это касается как туризма, так и производства экологически чистой продукции, включая гидроэнергетику.

А. БИЯЛИНОВ,

эксперт по экономике и безопасности.






Добавить комментарий