Main Menu

Программа созидания

В Кыргызстане идет обсуждение проекта долгосрочной стратегии развития страны до 2040 года. Мы как-то привыкли за четверть века суверенного развития страны к дежурным прожектам, вновь и вновь повторяемым все новыми главами страны и кабинета министров, набившим оскомины декларациям оживления, ускорения и т. п. Но воз и ныне там. Наша страна продолжает оставаться в аутсайдерах мирового развития.

Однако предлагаемый проект развития страны заметно обескураживает человека, освежает мысль, подталкивает к соучастию в реализации намеченных целей. Прежде всего предложенный план конкретен, он исходит из реального положения социально-экономической ситуации, сложившейся в Кыргызстане на сегодняшний день. И, самое главное, все задачи, поставленные перед страной, доступны и реально достижимы. Для этого нужны эффективная работа всех госструктур, мобилизация интеллектуального и профессионального потенциала всего народа, разумное использование природных ресурсов страны и привлеченных инвестиций.

Что же еще нужно для скорейшего развития нашего Отечества, преодоления тяжелого груза прошлых лег? На этот счет я бы хотел, как гражданин Кыргызстана, поделиться своими наблюдениями и высказать ряд предложений. Думаю, они не окажутся лишними и будут полезны, по крайней мере станут источником для размышления.

Во-первых, экономика, которая в Кыргызстане все больше становится сырьевым придатком для более развитых стран. В ее структуре довлеет аграрный сектор, причем с преобладанием примитивного натурального хозяйства. Становится очевидной необходимость ускоренного создания перерабатывающей промышленности. Те же золото или фасоль, мясо и овощи могли бы поставляться на экспорт в переработанном виде и гораздо дороже. По многим отраслям экономики нам трудно тягаться с мировыми державами и надо подумать о своей производственной нише, о специализации страны в доступных нам сферах и услугах.

Далее. Мы недооцениваем наличие у нас огромных водных ресурсов. Желательно максимально использовать их для обеспечения внутренних нужд — создания новых поливных пашен. Почему для этого не построить водохранилища, бассейны суточного регулирования, каналы, начать строительство малых ГЭС.

Касаясь обеспечения жильем населения — вопроса наиболее острого в социальном плане, я бы предложил правительству подумать об ускоренном и массовом возведении малогабаритного жилья, типа малосемеек, общежитий, что значительно снизило бы остроту данной проблемы. Вспомните, каким образом в 50-60-е годы Советский Союз существенно снял проблему жилья массовым строительством «хрущевок».

Решение вышеуказанных задач требует крупных капитальных вложений, привлечения инвестиций и т. д. Но есть множество проблем в стране, которые вполне решаемы и на уровне муниципальной власти, местных сообществ и даже просто путем мобилизации населения, подъема энтузиазма молодежи. Возьмем, к примеру, вопросы массового озеленения и создания лесопарковых зон. Лесопосадки носили бы как промышленный характер, так и экологический. Для этого в Кыргызстане возможностей более чем надо. Такие традиционные местные культуры, как тополь, карагач, ива, урюк и т. п., можно посадить вдоль всех дорог, вокруг озер, прудов, во всех возможных ложбинах, болотистой местности. Спустя несколько лет они в значительной мере покрыли бы потребности населения в деловом лесе и дровах. Традицию создания лесопосадок с успехом и пользой продолжили бы и последующие поколения.

В связи с этим возникает весьма созидательная идея: а не объявить ли 2018 год годом экологии и массового озеленения. На это, заверяю всех кыргызстанцев, не потребуется, как обычно, пышных торжеств с множеством юрт, обильных застолий и других расходов.

В связи с этим вспоминается случай с посещением «кыргызским старостой» Торобаем Кулатовым родных мест в Наукатском районе в конце пятидесятых годов. Его поразило то, что вдоль бурных рек и речушек, которых на территории района множество, нет тех тополей, которые здесь росли когда-то в его молодости. Они были вырублены или сгнили, а кругом остались только кустарники. Торобай Кулатов пристыдил земляков и посоветовал засадить берега тополями. Южане — исполнительный народ: нынче огромные тополя красуются вдоль наукатских рек. Что значит простой и дельный совет! А ведь для посадки веточек этих самых тополей государство денег не выделяло.

Теперь о наиболее остро наболевшем вопросе — борьбе с коррупцией. Очень жаль, что борьба против коррупционеров из числа бывших крупных чиновников страны развернута только сейчас. Но и на том спасибо Президенту А. Атамбаеву, инициировавшему этот вопрос. Есть предложение подключить к ней широкие слои населения, найти пути и способы. Уверен — народ поддержит такие начинания. Ведь мздоимцев в стране десятки и сотни. Вопрос и в том, насколько борьбе с коррупцией уделит внимание и будущий глава страны.

Когда речь идет о взяточничестве, то в нашем воображении сразу возникают такие, не секрет, пропитанные коррупций органы, как автоинспекция, налоговые и таможенные службы, милиция, суды и т. п. Но ни для кого не секрет, что в настоящее время коррупция прочно утвердилась и развивается в святая святых — учреждениях образования, вузах, школах и детсадах, в лечебных учреждениях. У нас за деньги можно получить воинские звания, любые должности и титулы. Продается практически все.

В недавнем прошлом целый ряд школ Бишкека трясли скандалы, связанные с поборами с родителей. Это ведь завуалированная форма мздоимства. Наказывают обычно директоров школ, а почему, допустим, не заменить засидевшихся заправил городского управления образования? Ан нет! Нельзя. Значит, есть крыша! Так же обстоит дело с директорами так называемых ведущих школ-гимназий города, которые давно стали образцово-показательными в плане коррупционных проявлений. Вот где настоятельно требуется основательная чистка. И этих директоров надо менять на молодых, талантливых, бескорыстных руководителей. Как говорится, кадры решают все! И хорошо бы так повсеместно — во всех органах власти, среди всех чинов!

Кардинальная чистка требуется и в сфере подготовки научных кадров, назрел пересмотр всей системы подготовки и защиты диссертаций! Вот где еще одно болото отечественной коррупции. Нужны ли нам дутые, никчемные кандидаты и доктора наук? К нам за липовыми дипломами ученых званий едут теперь из всех соседних стран.

Набило оскомину ясное даже дураку и ленивому утверждение о переизбытке высших учебных заведений в Кыргызстане. Это на бумаге они высшие, а по качеству готовящихся специалистов они давно уже недотягивают до уровня советских профтехучилищ. Таков результат коммерциализации вузов и масштабной «разводиловки», процветающей в них.

На мой взгляд, надо решительно сократить количество вузов, создать на их базе современные профессиональные лицеи для подготовки востребованных рабочих профессий — столяров, плотников, токарей, программистов и т. д.

Нам, кыргызстанцам, нужно сызмальства готовить будущую элиту страну. Для этого, по моему твердому убеждению, на базе тех же ликивидируемых вузов следует открыть спецшколы с углубленным изучением математики и физики, иностранных языков, естественных наук, создать интернаты для одаренных детей, которых надо собирать со всей республики.

Скажем честно, наше государство живет не по средствам. Надо признать, что в этом плане мы идем по греческому пути. Идея сокращения числа чиновников на 20% не только получила всенародную поддержку, но и вызвала некоторое разочарование. А почему это только на 20%, а не на все 40 или 50%? И это вполне логично. Понятно, что нельзя сразу одним махом. Но поэтапное претворение этих замыслов следует все-таки предусмотреть. Народ знает, чем и как загружены чиновники на госслужбе. Уплотнение графика работы, повышение отдачи — вот чего надо требовать от служивых.

С оптимизацией управления связан и вопрос реформы административно-территориального деления. В свое время в газете «Слово Кыргызстана» опубликовали предложение на сей счет бывшего премьера страны Жанторо Сатыбалдиева. Это было дельное, продуманное предложение. Я уверен, что его реализация принесла бы пользу кыргызстанцам и значительно сократила госрасходы.

Если проанализировать работу многих госструктур, в том числе силового блока, то становится очевидным, что их штаты не меняются с советских времен, а они ведь закладывались с учетом союзного финансирования. А насколько оправданны и посильны эти расходы сейчас? Так что сокращение штатов должно касаться всех. Тем более, что за 20 лет независимости госорганы успели засориться братьями и сватьями, земляками и близкими, а порой просто купившими эти должности чинушами. Непрофессионалов и мздоимцев нетрудно и вычислить. Надо провести конкурсы по очищению кадрового состава.

В кадровой работе необходимо особо обратить внимание на борьбу с трайбализмом. Получается, что в некоторых министерствах процент земляков засидевшегося министра возрастает до 30-40% от числа всех сотрудников аппарата. Самая острейшая болячка кыргызской чиновничьей рати — это местничество.

С приходом каждой новой власти мы как-то обнадеживаем себя, грезя об улучшении жизни, процветании страны. И уже двадцать пять лет корысть и личная непорядочность чиновников все дальше отодвигают нас от прогресса и светлого будущего. А ведь наши страна и люди достойны лучшего. Мы живем на чудесной земле, у нас талантливый народ — скромный и непритязательный, готовый ко многому для блага страны. Я хочу верить в исполнение надежд и чаяний людей, в реализацию программы. Удачи и дерзаний моему Кыргызстану!

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,

историк.






Добавить комментарий