Main Menu

Трагедия, которая не сломила

Время стремительно летит. А вместе с ним и события прошлого, оставившие зарубки в нашей памяти. Уходят и люди, бывшие их свидетелями, становясь персонажами истории. Очень скоро город Кызыл-Кия отметит свой 120-летний юбилей, и сегодня хочется вспомнить одну из самых трагических страниц его недалекого прошлого.

40 лет назад, 1 июня 1977 года, на город обрушилось невиданное в истории страны стихийное бедствие — наводнение разрушительной силы.

В тот день ничего не предвещало беды: было ясное безоблачное небо, завершили первую смену шахтеры, обувщики. Заканчивали работу организации и учреждения. В школах прошел первый экзамен на аттестат зрелости. В детских учреждениях песнями, танцами и сладостями отметили День защиты детей. Часы показывали 18.20, когда небо заволокло свинцовыми тучами. Стало совершенно темно в помещениях. Это заставило многих включить электрический свет. Пошел проливной дождь — «как из ведра». Впоследствии люди говорили, что ничего подобного в жизни не видели. Шел он не более 15-20 минут, но будто дал старт катастрофическому селевому потоку, низвергнувшемуся из ущелья Джал-Сай и прокатившемуся по городу. На его пути оказались центральные улицы Краснопартизанская, Токтогула, Баялинова, Боконбаева, Джальская, Первомайская, Привокзальная, Нагорная, Хрипченко, 8 Марта, Железнодорожная, Спортивная — город поделился на две части.

Грязевые волны местами достигали 10-15 метров высоты. Они в считанные минуты снесли, разрушили и затопили жилые дома, школы, торговые точки, производственные и складские помещения, мосты, железнодорожное полотно и многое другое. Полностью был снесен лесосклад с более чем 40 тысячами кубометров кругляка, заготовленного для крепежа шахт. Огромные стволы стали основной пробивной силой бурлящего потока — они вдребезги разбивали все преграды на своем пути — стены домов, электроопоры, любые заграждения.

О мощности и разрушительности наводнения можно судить по скрученным буквально в винт железнодорожным рельсам, по сдвинутому на 150 метров стотонному монолитному железобетонному второму мосту… Материальный ущерб превысил 42 миллиона рублей — по тем временам это была огромная сумма. Но самое ужасное — это человеческие жертвы. Сегодня, когда снята завеса секретности, можно сказать, что они исчислялись десятками.

Однако жители полуразрушенного города не впали в панику, не остались наедине со своей бедой. На помощь пришла вся страна — огромный СССР. В ту же ночь прибыли воинские подразделения из Оша, Ферганы и приступили к спасательным работам. Утром в городе уже находились руководители Киргизской ССР, провели собрание партийно-хозяйственного актива, на котором определили меры по быстрейшей ликвидации последствий стихийного бедствия. Восстановительные работы, разбор завалов начались сразу же после спада селевого потока. В город стали прибывать отряды спасателей из всех районов и городов республики. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление «О ликвидации последствий стихийного бедствия в городе Кызыл-Кия Киргизской ССР». В адрес горожан поступило соболезнование от Генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева.

О стихийном бедствии в городе Кызыл-Кие по свежим следам написали газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», журналы «Военные знания», «Смена», «Огонек», республиканские газеты и журналы.

Помощь шла из различных регионов Союза. Так, из города Кирова стали поступать трехслойные сборные щитовые дома, ранее предназначенные для строителей БАМа. Кстати, благодарные кызылкийцы местности, где были установлены эти дома, дали название БАМ. Самолетами «Антей» в Ферганский аэропорт были доставлены бульдозеры С-100. Из Узбекистана прибыли специальные автомашины для очистки подвальных помещений. Из различных районов страны прибывали строительные материалы, палатки, постельные принадлежности и т. д. Решением союзного правительства из Тулы была передислоцирована в Кызыл-Кию военно-строительная часть.

В ликвидации последствий стихийного бедствия активное участие принимали невоенизированные формирования гражданской обороны, коллективы предприятий, организаций и учреждений, студенческие строительные отряды, учащиеся школ и учебных заведений.

В процессе ликвидации последствий стихийного бедствия были не только восстановлены разрушенные здания и сооружения, но и построены новые. Несколько многоэтажных жилых домов в первом микрорайоне, ранее упомянутый поселок БАМ, молочный завод, три автомобильных и один железнодорожный мосты и другие сооружения.

Вместе с тем хочу назвать еще один мост, который строился 33 года. Его сооружение было начато сразу же после наводнения «Андижанмостостроем». Успели вбить железобетонные сваи. Затем строительство переходило от одной подрядной организации к другой. Опоры строящегося моста неоднократно смывались следующими менее мощными селевыми потоками. И это недостроенное сооружение как символ трагедии долго мозолило глаза горожанам, напоминая о страшном дне.

Но, как говорится, под лежачий камень вода не течет. Этот пресловутый «камень» сдвинул Абиш Халмурзаев, возглавлявший город, со своей командой. Мост построили и сдали в эксплуатацию. Между прочим, сейчас Абиш Халмурзаев — полномочный представитель правительства КР в Баткенской области.

Кстати, у наших ближайших соседей в селе Уч-Коргон есть мост, который в народе получил название «золотой», потому что на его сооружение и неоднократное восстановление ушли огромные средства. Кызылкийцы вправе называть свой мост бриллиантовым — на его восстановление ушло тоже немало денежных средств.

Прошло 40 лет с того трагического дня. Жители города с честью выдержали суровое испытание, выпавшее на их долю. Партийные, комсомольские, общественные организации вели постоянную целенаправленную разъяснительную работу среди населения. Всем миром спасали людей, оказавшихся на пути стихии, восстанавливали разрушенное хозяйство. Для пострадавших создавались необходимые условия. В районе Дворца культуры шахтеров разбили палаточный городок на более чем тысячу человек. Каждая палатка обеспечивалась электричеством, питьевой водой. Организовали бесплатное горячее питание. Пострадавшим выдавали ссуды, льготные кредиты, выделяли строительные материалы.

И сегодня многие жители того палаточного городка с признательностью вспоминают его коменданта шахтера Якуба Ибрагимова. Он по-отцовски заботился о каждом.

В период ликвидации последствий стихийного бедствия слаженно и целенаправленно работала санитарно-эпидемиологическая служба города. Ее в то время возглавляла старейший врач Вера Йоцек. В городе не допустили эпидемии. Были редки случаи острых кишечных заболеваний.

На казарменном положении находились работники правоохранительных органов. Регулярно совершали рейды добровольные народные дружины. Не было случаев мародерства или других каких-либо серьезных эксцессов. Без всякой иронии говорили тогда: «Моя милиция меня бережет».

В качестве эпилога хочется сказать, что в критические моменты, в трудных ситуациях мы часто обращаемся к таким понятиям, как героизм, решительность, честность, порядочность, преданность делу, патриотизм. В те трагические времена кызылкийцы жили этими понятиями. И до сих пор мы помним, как кто-то не раздумывая бросался в бурлящий поток, чтобы спасти утопающих; как другой на огромном груженом КамАЗе с бешеной скоростью мчался впереди селевого потока, предупреждая людей о надвигающейся опасности; а тот, рискуя жизнью, перекрыл вентиль, чтобы не допустить взрыва двухсоттонного резервуара с бензином… И таких героических поступков множество. Шестеро из тех героев впоследствии награждены Президиумом Верховного Совета СССР медалью «За спасение утопающих». Среди них — директор ГПТУ №70 Сергей Югай, директор ККП Мавлян Султанов.

Город выстоял, залечил свои раны, расширился в границах и похорошел. Трагедия 1 июня 1977 года ушла в историю. Писатель В. Дядюченко увековечил его в повести «Сель», ныне ставшей раритетной. Кстати, автор этих строк сотрудничал с писателем, помогая в сборе материалов для книги.

Кызылкийцы помнят, что восстановленный город — это результат помощи всей огромной страны, дружбы народов и взаимопонимания, глубокого патриотизма и добросовестного труда жителей Кызыл-Кии — города со славными традициями.

 

Турсун САТЫВАЛДЫЕВ,

почетный гражданин Кызыл-Кии, член штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия в Кызыл-Кие 1 июня 1977 года.






Добавить комментарий