Main Menu

«Дунгане. История и культура» —

Дунгане. История и культуракнига под таким названием издана в России. Важна своевременность ее появления в свете роста духовности, особенно среди молодежи.

Российские ученые всегда уделяли и сейчас не оставляют без внимания культуру восточных народов, кропотливо изучая ее. Работы, написанные еще до Октябрьской революции, не потеряли своей актуальности и сегодня. Прочитав эту новую книгу, хочется лучше познакомиться с историей Китая и населяющих его народов.

Статьи из этой книги рассказывают лишь о небольшом отрезке истории и немного о культуре дунганского народа, при этом побуждая узнать, какие еще есть у него обычаи и традиции, насколько претерпели они изменения у современных дунган, живущих в Центральной Азии 140 лет. За это время неизбежно произошло взаимное проникновение культур народов, живущих в этом регионе. Кыргызы, казахи, узбеки, русские оказали свое влияние на дунган, а те в свою очередь — на них. И это очень хорошо, когда люди, живущие рядом, обогащают друг друга. Это позволяет им лучше понимать соседа, а значит, избежать конфликтов.

Китаевед профессор О. Завьялова в своей работе «Язык и культура китайских мусульман — хуэйцзу» очень подробно прослеживает истоки китайского ислама и историю дунганского народа, рассказывает о мусульманах в современном Китае, анализирует арабографические системы мусульман-хуэйцзу и литургический язык цзинтаньюй, язык дунган-хуэйцзу, переселившихся в Российскую империю из Китая.

Очень интересны и глубоки по своему содержанию статьи выдающегося российского китаеведа архимандрита Палладия (П. Кафарова) «О магометанах в Китае» и российского китаеведа В. Васильева «О движении магометанства в Китае». Они не потеряли своей актуальности до наших дней. Эти работы посвящены вопросам истории и истоков китайского ислама, особенностям его адаптации к китайской цивилизации, трансформации традиций и идей.

Очень интересно освещаются в научных трудах и записках российских очевидцев события кровопролитных дунганских восстаний XVIII-XIX вв. на северо-западе Китая, изложенные в работах дипломата А. Дьякова, археолога, этнографа Ф. Пояркова, подполковника и автора многочисленных работ по топографии, этнографии и статистике Туркестанского края А. Хорошкина, полковника, члена Западносибирского отдела русского географического общества И. Селицкого, географа, учителя В. Цибузгина. Эти работы имеют значительную фактологическую ценность, от них веет духом подвижничества и особого уважения к культуре дунганского народа.

Когда читаешь очерки Ф. Пояркова, возникает ощущение, что находишься в данный момент в гуще описываемых им событий, рядом с людьми, о которых он повествует. Зримо представляешь кровопролитные сражения восставших дунган с войсками цинского правительства, их отступление, переход через суровые тянь-шаньские перевалы, те мучения, борьбу и тяжкие лишения, которые они переносили, прежде чем добрались до Нарына. Здесь им оказали первую помощь местные кыргызы, казахи и российские власти. Тогдашний губернатор Семиреченской области Герасим Алексеевич Колпаковский лично руководил первыми шагами обустройства прибывших дунган в новом для них отечестве, дав все указания уездной администрации.

А еще очень ярко представляется, как первую довольно суровую зиму дунгане прожили в предоставленных им юртах и вырытых землянках (поскольку все не поместились в юртах). Как местные врачи Адам Пржегодский и Василий Фрунзе оказывали им медицинскую помощь. Благодаря их усилиям многих дунган удалось спасти. Местная администрация закупила для них хлеб и другой провиант, что позволило переселенцам выжить. Весной вместе с местными властями они выбрали земли, на которых поселились, и уже к осени построили себе дома, вырастили и собрали первый урожай на новом месте. И началась у них другая жизнь. Спасибо за то, что современный читатель может прочитать эти очерки, опубликованные впервые.

За первыми работами российских ученых о дунганах последовали другие. В книге М. Сушанло «Дунгане» мы читаем: «С переселением части дунганского населения из Цинской империи на территорию современных Киргизии и Казахстана меняется и характер литературы о нем. Много сведений о среднеазиатских дунганах содержится в ряде русских справочных изданий, опубликованных в XIX веке. В 19-м томе полного географического описания России под редакцией П. Семенова-Тян-Шанского, календарях, справочных книжках по Туркестану и путеводителях по Средней Азии, в работах и статьях Д. Федорова, И. Селицкого, В. Васильева, И. Поддубного, П. Румянцева и других исследователей даются первые сведения о занятиях, быте, культуре и языке дунган…»

Находясь в России, дунгане привлекли внимание передовых людей русского общества. Примером заботы о развитии дунганского просвещения является деятельность учителей русско-дунганской школы в селе Каракунуз (ныне село Масанчи в Казахстане) Василия Цибузгина и Анатолия Шмакова. Они опубликовали весьма интересный материал по отдельным группам и даже селениям дунган.

Все эти исследователи и энтузиасты проложили дорогу последующим поколениям ученых. Их работы, не потерявшие своей актуальности, с интересом и пользой и сегодня прочтут как научные работники, так и рядовые читатели.

Фатима МАКЕЕВА.






Добавить комментарий