Main Menu

«Договору о коллективной безопасности 25 лет: достижения и перспективы»

Круглый стол на эту тему в Бишкеке провел клуб региональных экспертов «Пикир» совместно с МИД страны.

Напомним, что Договор о коллективной безопасности главы России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Армении подписали 15 мая 1992-го в Ташкенте. Годом позже к нему присоединилась Белоруссия, а в 1999-м договор покинул Узбекистан. Таким образом, в объединение входят шесть государств: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Белоруссия и Армения.

В мае 2002 года на московской сессии ДКБ стороны приняли решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную структуру — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В октябре того же года в Кишиневе подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.

В связи с юбилейной датой участники встречи обсудили итоги и перспективы деятельности ОДКБ и роль Кыргызстана в работе организации.

Открывая дискуссию, сопредседатель клуба Игорь Шестаков отметил стратегическую роль ОДКБ в обеспечении безопасности и укреплении обороноспособности стран на всем постсоветском пространстве.

— Вызовы и угрозы — а это прежде всего, терроризм и радикальный экстремизм — характерны не только для какого-то отдельного государства, но и для большинства стран всего постсоветского пространства. И мы все понимаем, что противостоять вызовам и угрозам, которые сегодня существуют, можно лишь согласовывая свои основные действия и планы в вопросах безопасности, — уверен И. Шестаков.

Некоторые эксперты отмечают, что сегодня региональное сотрудничество в сфере безопасности наталкивается на препятствия, такие как, например, некоторая несогласованность национальных законодательств с нормативно-правовой базой ОДКБ. При этом специалисты добавляют, что это даже не проблема, а скорее задача, которая планомерно решается.

— Идет системная работа, которая уже приносит свои плоды. Мы сейчас на уровне межпарламентской ассамблеи работаем над нормативно-правовым обеспечением и формированием условий эффективного функционирования системы коллективной безопасности. Отмечу, что Кыргызстан принимает в этом процессе активное участие, на паритетной основе вносит свои предложения, которые совместно обсуждаются и принимаются. Нужно продолжать работать на платформе взаимного доверия, — подчеркнула депутат ЖК, член парламентского комитета по обороне и безопасности Ирина Карамушкина.

Стоит отметить, что в рамках функционирования ОДКБ государства — члены этой организации вышли на качественно новый этап сотрудничества, который характери- зуется кооперацией государств региона в сфере безопасности и углублением интеграции, созданием многоаспектной системы коллективной безопасности. Сегодня ОДКБ стала базовой структурой обеспечения безопасности в Евразии.

— Организация Договора коллективной безопасности — защитный «зонтик» безопасности Евразии, щит Евразийского экономического союза. По сути, ОДКБ — единственная международная организация, не только готовая брать на себя ответственность за безопасность на евразийском пространстве, но и имеющая средства для решения подобной задачи. ОДКБ сталкивается с большинством угроз безопасности на евразийском пространстве и смогла выработать механизмы противодействия им, которые позволяют если не ликвидировать угрозы, то снижать их уровень, насколько это возможно, — подчеркнул в своем выступлении советник Управления информационных программ Секретариата ОДКБ (г. Москва) Игорь Панарин.

Подведя некоторые итоги деятельности ОДКБ, участники встречи перешли к обсуждению ее перспектив. Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларуси в Кыргызстане Андрей Страчко напомнил о приоритетах организации на этот год, которые в рамках председательствования Беларуси в ОДКБ расставил Президент Александр Лукашенко.

— Первый приоритет — это качественное усиление влияния ОДКБ на международной арене. Второй — выведение на новую стадию системы оперативного реагирования на возникающие кризисные ситуации и повышение оперативной готовности коллективных сил ОДКБ. Третий — дальнейшее развитие военно-технической и военно-экономической сфер сотрудничества, которые можно рассматривать как составные элементы системы экономической безопасности стран ОДКБ. И четвертый приоритет — это противодействие международному терроризму и экстремизму, обеспечение стабильной миграционной обстановки, борьба с незаконным оборотом наркотиков, — разъяснил белорусский дипломат.

В свою очередь замдиректора департамента интеграционных объединений МИД Кыргызстана Нурлан Алымбеков обратил внимание участников встречи на вопросы пограничной безопасности.

— Вопрос взаимодействия государств — членов ОДКБ в сфере пограничной безопасности, несомненно, занимает особое место в системе национальной безопасности всех стран. Именно обеспечение пограничной безопасности, предотвращение и урегулирование пограничных инцидентов в зоне ответственности ОДКБ поспособствуют противодействию значительной части угроз и вызовов, таких как незаконная миграция, контрабанда наркотиков, оружия, боеприпасов, терроризм и другие, — отметил представитель министерства.

Нурлан Алымбеков также коснулся вопроса взаимодействия стран — участниц ОДКБ в сфере информационной безопасности, отметив, что сегодня в мире наблюдается рост преступлений, совершаемых с применением современных информационных технологий, наносящих колоссальный ущерб национальной и коллективной безопасности. Это и призывы экстремистского толка, в том числе приводящие к межнациональным и межконфессиональным разногласиям, и вербовка молодежи в ряды террористических организаций, и виртуальные игры для подростков, приводящие к смертельному исходу.

— Используя весь накопленный опыт совместной деятельности в рамках ОДКБ, нашим странам следует совершенствовать механизмы взаимодействия в целях своевременного реагирования на возрастающее деструктивное информационное воздействие и рост числа фактов использования информационных технологий в преступных целях, — подчеркнул замдиректора ДИО МИД.

Участники встречи подчеркнули, что целями ОДКБ по-прежнему остаются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». Они отметили, что «потенциал организации еще не исчерпан и ей есть куда расти».

— То, что нам до сих пор удается сохранять мир в Ферганской долине, — безусловная заслуга ОДКБ, которая не позволила силам международного экстремизма и терроризма, а также определенным геополитическим игрокам дестабилизировать ситуацию в зоне своих интересов и не допустила осложнения военно-политической ситуации в регионе. ОДКБ и дальше продолжит справляться с той миссией, которая на нее возложена, но только в том случае, если ее реформируют и реализуют новые проекты, направленные на сохранение стабильности в зоне влияния организации. Нужно на практике отрабатывать совместные проекты, которые направлены на обслуживание интересов всех членов ОДКБ, совершенствуя порядок взаимодействия, процедуры обмена информацией и т. д. Сегодня военные учения нужно проводить в новом формате, с постановкой других задач и учетом опыта боевых действий на Ближнем Востоке, — заявил экс-председатель Государственной пограничной службы страны, советник премьер-министра, председатель Ассамблеи народа Кыргызстана Токон Мамытов.

А вот политолог Марс Сариев уверен, что задачи ОДКБ не должны фокусироваться только на военной составляющей, их надо направить на работу с населением, что позволит избежать гибридных войн.

— Гибридные войны подразумевают взращивание деструктивного элемента внутри страны. Ярким примером этому служит ситуация в странах «арабской весны». Мы видим, чем это все закончилось в Сирии, где мощная военная машина не сработала, потому что у них не существовало структуры внутренних войск, которые работали бы с населением. И все! Сирию разрушили изнутри, и в настоящее время продолжается процесс ее расчленения.

С учетом этого, можно сказать, что сегодня в Кыргызстане складывается очень тревожная ситуация. Наблюдается период исламского ренессанса, очень много молодежи фанатично уходит в религию. Методично проводимая в последние годы исламская идеологическая обработка молодых людей салафитами и ханафитами зачастую приводит к разрыву семейных связей и разрушению национальной идентичности в целом. А если учесть еще и тот факт, что у нас многие мечети строятся за счет средств арабских государств, то можно предположить, что изнутри целенаправленно подготавливается почва для деструкции. И если внутренние спящие ячейки разом поднимутся, а потом к ситуации подключатся еще и внешние игроки, то мы получим повторение «арабской весны» в Центральной Азии. И армейские операции здесь не смогут иметь эффект. Поэтому сейчас в рамках ОДКБ очень важно работать с такими внутренними проблемами, — подчеркнул Марс Сариев.

В том, что в рамках ОДКБ необходимо обратить внимание на идеологическую составляющую, уверен и эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев. Он отметил, что сегодня идеологическую войну за умы молодежи выигрывают геополитические соперники ОДКБ.

— Сегодня в среде молодежи любое государственное явление — будь то армия или органы местного самоуправления — зачастую рассматривается как враждебное, казенное, ненужное, не способное заботиться о человеке. Поэтому нам нужно изменить вектор информационной борьбы на интеллектуальном уровне, — подчеркнул политолог.

Еще одной задачей ОДКБ на ближайшее время он считает противодействие геополитическому давлению Запада.

— Наш главный союзник — Российская Федерация — испытывает огромное давление США и Запада, обвиняющих ее во всех смертных грехах, которые Россия никогда не совершала. И сейчас мы можем проверить прочность ОДКБ в противостоянии этим демократическим проявлениям, проникающим и в среду центральноазиатских стран. Незаконные оборот наркотиков, торговля оружием, миграционные потоки — все это происходит в рамках такого противостояния, и мы должны это ясно осознавать. Поэтому нам нужна генеральная линия политической воли в защите общих интересов в рамках ОДКБ и ЕАЭС. Иначе, как в той басне Крылова, демократическими вожжами нас растянут в разные стороны и мы потеряем сам замысел создания ОДКБ, — подчеркнул Токтогул Какчекеев.

По итогам форума эксперты выработали рекомендации для секретариата ОДКБ, госструктур стран — участниц договора и экспертного сообщества.






Добавить комментарий