Main Menu

Чай вдвоем: быть ли антитеррористическому блоку России и ЕС?

Сначала немного истории. Многие века европейский континент был ареной интенсивной миграции, кровавых территориальных завоеваний и переделов собственных и пришлых племен и народов: кельтов, гуннов, германцев, англосаксов, славян, норманнов, сарматов и др. Под их натиском рухнула римская держава, распадались или порабощались крупные племеннные союзы. 

Одновременно в Европе нарождались новые государственные образования, включая Королевство остготов, Болгарское царство, Венгерское королевство, Францию, Священную Римскую империю германской нации, Киевскую Русь. Но даже после образования и укрепления централизованных европейских государств Старый Свет подвергался опустошительным внутренним и внешним набегам и завоеваниям, например со стороны Османской империи. Политико-административная и этническая карта Европы неоднократно перекрашивалась, перекраивалась в результате Вестфальских договоренностей, Семилетней войны, наполеоновских походов, Первой мировой войны, агрессии Третьего рейха. Только в 1939-1945 годах территориальному перемещению подверглись немцы, украинцы, русские, литовцы, поляки, финны, болгары, евреи, венгры, хорваты, чехи и др. Среди крупных трансфертов населения — депортация этнических немцев из Восточной Пруссии (Калининградская область СССР/РФ) в Германию, а по декрету президента Чехословакии Э. Бенеша высылка к концу 1946 года в Германию и Австрию 2,5 млн. судетских немцев. Не примирившись со своей судьбой, многие фольксдойче встали на опасную стезю создания реваншистских организаций с их претензией на пересмотр итогов Второй мировой войны. В 1950 году в ФРГ была принята Хартия изгнанных, а в 1957-м появился Союз изгнанных, который десятилетиями добивался официального признания себя жертвами, что давало бы им шанс претендовать на компенсацию или реституцию, то есть возвращение бывшим владельцам земельных участков на территории Польши, Чехии и России.

В Европе не первый год существуют национальные меньшинства, скажем, венгров на Украине и в Словении, сербов в Черногории и Боснии-Герцеговине, русскоязычных в странах Балтии, на Украине. И у всех много сложностей по поводу национального языка, культуры, политико-административного статуса. Словом, Европу XXI века не назовешь континентом межнациональной и культурно-религиозной идиллии. По-прежнему очень неспокойно на «пороховой бочке» Европы — Балканах, бурлит Каталония, исподлобья поглядывают на британский brexit шотландцы, себе на уме фламандцы, а испанцы и британцы не сегодня-завтра передерутся из-за крошечного, размером с фермерское хозяйство, Гибралтара на юге Испании. Украина в смысле неприятностей и угроз, доставляемых, кстати, собственными руками ее политической и бизнес-элиты, вообще вне конкуренции.

Жгучая проблема для Европы XXI века — миграция из третьих стран, в том числе так называемая черная миграция. Начавшись в 1948 года с малозаметного ручейка из 417 выходцев из Ямайки и Тринидада, прибывших в английский порт Тилбург, со временем она буквально захлестнула цивилизованную Европу. Туда живо потянулись турки, индийцы, пакистанцы, алжирцы, марокканцы, тунисцы, иракцы, филиппинцы, ливийцы, китайцы и прочие. Основные мотивы их въезда в Европу — экономические чаяния, политическое убежище, воссоединение семей. Мигранты нужны, чтобы восполнить дефицит местной рабочей силы, необходимой для развития европейских стран: ведь многие из них практически исчерпали все внутренние трудовые ресурсы, включая домохозяек, студентов, пенсионеров. Без гастарбайтеров уже не обойтись. Бывшие метрополии весьма снисходительно относятся к иммиграции своих же бывших колониальных подданных — алжирцев, марокканцев, индийцев и т. д., предоставляя им различные преференции. Так, в ноябре 2006 года гражданам стран Британского содружества (более 50 государств), которые проходили военную службу в британских частях за пределами туманного Альбиона, разрешено приобретать его гражданство. Прежде такая привилегия допускалась только после пятилетнего постоянного проживания в стране.

Создание Евросоюза в 1992 году открыло окно новых миграционных возможностей. Шенгенское право установило свободу передвижения граждан ЕС и иностранцев в общем пространстве. Этот шаг, бесспорно, был выдающимся политико-правовым достижением ЕС, но одновременно породил проблему его внутренней безопасности. В 1999 году для их решения была принята вполне разумная Программа Тампере I. Ее приоритеты включали, среди прочего: партнерство со странами происхождения мигрантов; создание общеевропейской системы убежищ; справедливое отношение к гражданам третьих стран, проживающим на законных основаниях в сообществе, включая интеграцию иностранцев; более эффективное управление миграционными потоками на всех стадиях. Например, предотвращение нелегальной миграции и трафика людей.

Позже принимались новые программы, вводилось союзное миграционное законодательство, создавались необходимые административные и правовые инструменты, в том числе Европейское агентство по оперативному сотрудничеству на внешних границах стран — участниц Евросоюза (FRONTEX), соглашения с десятками стран мира о реадмиссии и депортации нелегальных мигрантов, Дублинская конвенция, определяющая страну-участницу, обязанную принять беженцев.

Казалось, теперь можно регулировать миграционные процессы чуть ли не играючи. Но в 2000-е ЕС допустил грубые внешнеполитические ошибки. Позабыв о тесной связи своей внутренней безопасности со стабильностью в горячих точках мира, заправилы сообщества, чьи страны поголовно являются членами НАТО, ввязались в военные авантюры. В 2003-м в ходе военной операции англосаксы свергли в Ираке режим С. Хусейна, а страну оккупировал самолично дядя Сэм. В октябре 2011-го та же участь в Ливии ждала М. Каддафи, чья страна тогда достигла заметных успехов в социально-экономическом развитии. А вскоре заполыхала гражданская война в Сирии. И вновь дело не обошлось без западных «благодетелей».

Чем же не угодили Западу государства-жертвы? На что рассчитывал европейский истеблишмент, поддерживая своего заокеанского союзника, устроившего на Ближнем Востоке гекатомбу с помощью тамошних и разномастных оппозиционеров, игиловцев, других международных террористов? На управляемый хаос? Что хотел выловить в кровавых водах сирийской гражданской войны Запад? Неужели умиротворение страны? Эффект же, как во многих случаях вмешательства Запада в чужие дела, получился ужасный и прямо противоположный! А что можно ожидать от нынешних бонз Евросоюза, этих «жалких теней» великих политиков Европы, бонз, которые, утратив чувство собственного достоинства, прочно попали в американский военно-политический капкан! Американские кукловоды всегда вне всякой критики, им все прощается: прослушка электронных устройств, навязывание чуждых ЕС интересов, включая участие в антироссийских санк-циях, пренебрежение правилами этикета в межгосударственных отношениях. Вспомним красноречивую мизан- сцену переговоров Д. Трампа с А. Меркель, когда главный янки всем своим видом выказывал явное непочтение к коллеге.

Предсказуемый итог близорукой политики ЕС — миграционный, со всеми его «опциями» кризис 2015 года, о котором недвусмысленно говорилось в январе 2016-го в пресс-релизе Еврокомиссии. Многое проясняет оценка тех событий исполнительным директором FRONTEX Фабрицио Леддьжери. «2015 г. был беспрецедентным для Евросоюза, его внешних границ. Было выявлено более 1,8 млн. нелегальных въездов (в четыре раза больше по сравнению с 2014-м.). Такая ситуация возникла из-за близости конфликтных районов и постоянного экономического разрыва между ЕС и многими странами происхождения мигрантов, большинство которых по-прежнему сильно мотивированы для въезда в сообщество».

По данным FRONTEX, максимум выявленных нерегулируемых мигрантов (885 тыс.) был зафиксирован на восточно-средиземноморском маршруте, преимущественно между Турцией и греческими островами в восточной части Эгейского моря. Затем мигранты пробирались в Македонию, далее через западные Балканы к венгерско-сербской границе и, наконец, в последнюю страну въезда. Разве секрет, что это за конфликтные районы? Хотя Ф. Леддьжери дипломатично умолчал об этом, догадаться нетрудно: в первую очередь подразумевались Ирак, Ливия и Сирия, которые разбомбили, расчленили по собственным лекалам европейские защитники «демократических ценностей» и «арабской весны»! О результатах западной политики говорит европейская статистика. Если на центрально-средиземноморский и арктический (граница России с Финляндий и Норвегией) маршруты пришлось соответственно 154 тыс. и 5,2 тыс. беженцев, то только на долю Сирии — около 600 тыс. Как говорится, почувствуйте разницу.

Вот откуда в Европу ринулись нескончаемые толпы беженцев, на чьей волне резко возросла террористическая угроза. Явные боевики, мимикрирующие под беженцев, осуществили в странах приема серию кровавых актов. Общий счет жертв в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии идет на многие десятки. Конечно, Европа и прежде знала терроризм. В XX веке его жертвами пали югославский король Александр I, министр иностранных дел Франции Луи Барту, премьер-министр Швеции Улоф Пальме, премьер-министр Италии Альдо Моро. Но современный и более кровожадный терроризм уже не довольствуется убийством одиночек. Ему подавай массовость, когда на заклание обрекаются десятки и сотни людей. Вспомним Беслан, Ниццу, Лондон. В свете нынешних событий очевидно банкротство европейской политики «открытых дверей»: принимают-то кого ни попадя! Скажем, сегодня в Европе из 2 млн. нелегальных мигрантов 70 процентов — это крепкие мужчины 19-35 лет, которые потенциально могут примкнуть к террористам. Таким образом, «спусковым крючком» неуправляемой миграции и разнузданного террора в Евросоюзе стали разрушение или значительное ослабление государственности в ряде стран Ближнего Востока.

Чтобы смягчить миграционный прессинг, снизить угрозу терроризма, ЕС прибегнул к срочным мерам. Организуются чартерные авиарейсы по депортации нелегальных мигрантов, достигнута договоренность о финансировании срочных мер Турции по временному содержанию на ее территории сирийских беженцев, военно-морскими и береговыми силами южноевропейских стран проводятся поисково-спасательные операции в Средиземном море. Но бесцеремонно навязывая своим странам, особенно небольшим, квоты по приему беженцев, мажоры Евросоюза ставят его на грань распада. Миграция стала яблоком раздора между европейскими странами. Троянская война, конечно, вряд ли вспыхнет, но серьезная сумятица в умонастроениях европейцев и недовольство части политической и деловой элит стран-участниц — это факт. Как взбрыкнулись, например, Венгрия, Эстония, Литва, Греция и др.! Зазвучали голоса об отмене шенгенских положений. Некоторые европейские политики, к примеру Марин Ле Пен, поговаривают о «брачном разводе» с ЕС («эффект домино» в результате британского хлопка дверью?!) и укреплении суверенных прав его стран. Но как ополчились многоголовая брюссельская бюрократия, Германия, Франция, европейские СМИ на политическую платформу француженки! Значит, им дорог ЕС, значит, его хотят сохранить и лелеять любой ценой!

Все эти слухи и проговорки разлетятся, словно тополиный пух, если всесильные евробюрократы выберут рациональную модель взаимоотношений со своими странами, будут уважать и защищать их суверенные права в сфере миграции и безопасности через внятную союзную внешнюю политику. Для чего Запад просто обязан вести бескомпромиссную борьбу с вездесущими террористами, в первую очередь в Сирии, ослабляя тем самым миграционное давление и угрозу терактов в европейских пределах. Пока же, замечу, коалиция Запада, сколоченная в 2014 году США из 68 стран, большими успехами в Сирии похвастать не может. Другого не может и быть: ибо большинство союзников — заурядные статисты.

Вести борьбу с терроризмом Запад должен в тесном сотрудничестве с Россией под эгидой ООН. Но такому modus operandi Запад предпочитает политическое закулисье, интриги, непредсказуемые военно-дипломатические эскапады, балансирование на грани «горячей войны». В Прибалтику под предлогом «российской угрозы» перебрасываются подразделения натовцев, форсируется создание ЕвроПРО, чрезмерной эскалации достигла антироссийская информационная война, в огне которой «заживо» горят прежние совместные наработки по вопросам европейской и глобальной безопасности, торговли, культуры, туризма. Что это, если не элементы западной стратегии всяческого ослабления России в мировой политике? Чем только Запад попеняет России! Донбассом, Крымом, взломом сайтов своих правительственных учреждений, выдуманными околошведскими галсами российских субмарин — это лишь немногое, что приходит навскидку! Неужели России в глазах Запада суждено вечно слыть агрессором, быть рейгановской «осью зла»? Хотя, согласимся, страна заслуживает другого отношения к себе.

Россия (ей всегда больше всех нужно!), по сути, защищает на Ближнем Востоке свободный от террора мир, жизненные интересы Европы и, если хотите, европейскую цивилизацию. Да, цивилизацию, так как беженцы не горят желанием интегрироваться в принимающие страны (провал политики мультикультурализма), что констатировали в свое время собственной персоной А. Меркель и Ф. Олланд. Но есть вещи пострашнее: мигранты навязывают Европе свой образ жизни, свои дресс-код, верование и культуру. Европа постепенно теряет привычный архитектурный, этнический, религиозный, культурно-языковой облик. Сегодня в Амстердаме ислам исповедуют 14 процентов населения, в Кельне — 18, в Стокгольме — 20, в Брюсселе — 25, в Марселе — 27, в Лионе — 34 процента. Со слов российской «Комсомолки», каждый второй вновь прибывший в Германию мигрант в течение трех лет не общается с немцами вообще, а две трети даже не пытаются изучать немецкий. Эта печальная картина является результатом ультралиберальной толерантности европейских властей, их пресловутой политкорректности.

Кто гарантирует сохранность европейской цивилизации, если, упаси бог, восторжествуют игиловская или родственные с ней идеологии и практики? Весь мир по телекартинкам наблюдал судьбу известнейших памятников культуры в Афганистане, Сербии, Ираке, сирийской Пальмире. Территория Европы, можно не сомневаться, превратится в «лунный пейзаж». Исчезнут великолепная архитектура Св. Витта в Праге, собора Парижской богоматери, Кельнского собора, изумительная музыка Баха, Листа, Верди, Шопена, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, картины Рафаэля, Боттичелли, Дюрера, Дали, Моне, литература Рабле, Шекспира, Элюара, Пушкина, Гоголя, Бунина. Это будет вселенская трагедия! Неевропейские цивилизации — арабская, индийская, тюркская, иранская и другие — также являются творцами великих произведений материальной и духовной культуры. Но игиловцы, их безнравственные и беспощадные человекообразные последыши в ряде стран мира — это современные вандалы, не щадящие никого и ничего. Поэтому против них выступают мусульманский Иран, к сожалению, не всегда искренне, не без восточной хитрости Турция, светская Россия.

Совместная борьба Запада и России с терроризмом повысит ее эффективность, решит несколько задач: в значительной степени умиротворит Ближний Восток и другие горячие точки, снизит миграционное давление на ЕС, повысит уровень его внутренней безопасности, станет хорошей платформой налаживания двусторонних отношений ЕС и России, США и России, укрепит между ними доверие. Сирийские события доказали острую необходимость партнерства, в частности, согласования боевых действий авиации стран-партнеров, обмена оперативной информацией, совместного проведения гуманитарных акций. Таким образом, дело за немногим: искренней демонстрацией Западом приверженности общей антитеррористической политики, четко выраженной политической воли. Россия ожидает этого шага. Но Д. Трамп за 100 дней своего президентства не выкроил времени для встречи с Президентом России В. Путиным, что более чем странно, учитывая статус тяжеловесов обеих держав в мировой политике. Может быть, молодых кровей новоиспеченный Президент Франции Э. Макрон станет застрельщиком антитеррористического партнерства Запада и России, но не вербального, а делового? Или А. Меркель воодушевится (на волне успеха президентских выборов во Франции) и скажет свое да?

Эти проблемы не чужды и постсоветскому пространству. К сожалению, идеология экстремизма проникает в Россию, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Ее адепты — незначительная часть местной молодежи исламского вероисповедания. Численностью в несколько тысяч человек она воюет в рядах игиловцев в Сирии, чтобы потом экспортировать полученный опыт в родные пенаты. Поэтому страны СНГ должны принять серьезные меры, чтобы воспрепятствовать намерениям боевиков. Президент Казахстана Н. Назарбаев намерен лишать гражданства казахстанцев, сражающихся в террористических формированиях на Ближнем Востоке. Теперь черед других постсоветских руководителей. Конечно, подавляющая масса населения Центральной Азии не разделяет экстремистских идей, верна своей общей советской истории, ее символам и победам. В чем убеждает блестяще проведенная 9 мая в Бишкеке акция «Бессмертный полк». Аналогичные марши прошли в российских городах — Москве, Грозном, Казани и т. д., а также в Астане, Ташкенте, других столицах постсоветских государств.

Хуже всего, что теракты религиозных экстремистов местного разлива докатились до СНГ. Взрыв с человеческими жертвами в метро Санкт-Петербурга, предотвращенные усилиями российских спецслужб преступления террористического характера в Подмосковье и других регионах России — тому подтверждение. В свете установленных фактов актуализировалась проблема регулирования межреспубликанской миграции в Евразии. Как известно, основной поток центральноазиатских гастарбайтеров — а это сотни тысяч людей! — идет в различные регионы Российской Федерации. Сегодня въезд мигрантов на территорию России осуществляется весьма либерально: по внутренним паспортам. Трудовым мигрантам стран — участниц ЕАЭС предоставляются конкретные преференции. Например, свобода осуществлять деятельность на территории России, трудоустройство на недискриминационной основе, в том числе по оплате, охране и условиям труда, оказание медицинской помощи и прочее. Разумеется, всегда находятся мигранты, нарушающие российское законодательство, в частности, они используют поддельные документы, превышают сроки пребывания и прочее. Но наибольшую опасность представляют радикально настроенные гастарбайтеры, попавшие в лапы экстремистов-вербовщиков и готовые ради утопических и лживых идей совершать преступления террористического толка.

Где же выход? Главное — не впадать в крайности! Некоторые российские политологи и эксперты советуют установить визовый режим с Кыргызстаном и другими республиками Центральной Азии. Не самая, думаю, разумная идея! Такой шаг может похоронить ЕАЭС, предусматривающий свободу передвижения в общем экономическом пространстве трудовых мигрантов государств-членов.

Валерий КИЮТИН,

доктор философских наук, профессор.






Добавить комментарий