Великий Шелковый путь как предчувствие, или Новые «сказки Шахерезады»
Наше путешествие по Китаю завершалось в Пекине. Неожиданно, но факт: будучи столицей страны, он является лишь третьим по количеству жителей, уступая городам Чунцину и Шанхаю. Сегодня здесь проживает 21 700 000 человек. Пекин — одна из крупнейших железно- и автодорожных столиц мира, крупнейший авиационный узел страны. Именно в нем сосредоточены основная политическая жизнь КНР, главные культурные и образовательные центры. В то время как Шанхай и Гонконг считаются городами, где бьется экономический пульс Поднебесной.
ПОНЯТНО, ДВУХ ДНЕЙ для знакомства с этим удивительным мегаполисом мира совершенно недостаточно. Тем более что наше пребывание и здесь было напрямую связано с мегаидеей Си Цзиньпина «Экономический пояс Шелкового пути». И в частности с участием СМИ сопряженных стран в освещении (и пропаганде) данного проекта. Поэтому логичным было наше посещение двух главных в этом смысле объектов Китая — информационного агентства «Синьхуа» и Центральной телекомпании, недавно переехавшей в новое грандиозное по своей архитектуре здание.
ИА «Синьхуа» без преувеличения является главным информагентством страны и крупнейшим источником новостей. Созданное в 1931 году как Красное информационное агентство Китая, оно с 1937-го носит сегодняшнее название. В настоящее время располагает 170 корреспондентскими пунктами по всему миру (в том числе и в Кыргызстане), 31 бюро на территории КНР, специальными военными корпунктами. Под его эгидой издаются сотни газет и десятки журналов. Агентство официально входит в структуру правительства страны. Это если коротко. Вообще же история ИА настолько богата, что для ее отображения специально создан музей, рассказывающий в подробностях о каждом повороте непростой истории крупнейшей медиакорпорации мира.
С китайского «Синьхуа» переводится «Новый Китай», основано оно непосредственно Мао Цзэдуном и, разумеется, является идеологическим рупором партии. Сегодняшний директор ИА Ли Цунцзюн — член ЦК компартии и председатель партийной ячейки. На должности главного редактора сегодня трудится Хе Пинг. Почти 80 процентов журналистов — члены партии. Всего же в агентстве трудится более восьми тысяч человек, и каждый год эти ряды пополняются. Основной упор делается на лучших выпускников журналистских вузов страны. Оказаться в «Синьхуа» — это удача для новичка.
Только вдумайтесь — «Синьхуа» освещает новости по всему миру на семи языках. В день агентство выдает более тысячи сообщений и обеспечивает информацией по меньшей мере 306 радиостанций, 369 ТВ-станций, 2 039 газет и 9 038 прочих периодических изданий. Первого июля 2010 года ИА запущен круглосуточный спутниковый телеканал CNC World на английском языке. Нам, конечно, такие медиаобъемы и не снились.
А эта группа бравых ребят обеспечивает охрану агентства, в котором круглосуточно не гаснет свет, не выключаются компьютеры, постоянно трудятся люди — этакий огромный муравейник, производящий один из самых важных продуктов современного мира — информацию.
КИТАЙ НЕ УСТАЕТ УДИВЛЯТЬ — начиная от своей специфической кухни и заканчивая невероятной архитектурой зданий. Одной из таких строительных достопримечательностей является новое здание Пекинского телецентра.
На сегодня это самое высокое здание в Поднебесной, высота его достигает 236 м 40 см (76 этажей), угол наклона башен — 10 градусов. Вся эта безусловная роскошь обошлась в 900 миллионов долларов. Здесь располагаются медийные офисы, многофункциональные студии и центр обслуживания. Утверждают, возводилась эта махина специально к Олимпиаде-2008, проходившей в Пекине. Хотя сдано в эксплуатацию еще в 2006 году. И действительно, трансляция на весь мир большинства соревнований происходила именно отсюда.
Честно говоря, фотографии не в силах передать всю грандиозность этого уникального строения, способного выдержать восьмибалльное земле-
трясение. Общая строительная площадь — 183 тысячи кв. м, а вес стальной конструкции — 40 тысяч тонн. Чтобы по достоинству оценить всю мощь и красоту этого здания, нужно увидеть его своими глазами.
Несмотря на грандиозность и масштабность сооружения, пекинцы саркастично называют его «мужские трусы», считая, что внешне оно напоминает именно эту деталь одежды.
Кроме функциональной, у здания есть еще и туристическая составляющая: на высоте 57-го этажа здесь располагаются окна обзора. На фото — это три темных круга в соединительной части строения, застекленные специальным стеклосоставом, легко выдерживающим вес 100 человек (правда, пока никому из экскурсантов не пришло в голову это проверить). Признаюсь, смотреть вниз с такой высоты — занятие для крепких нервов, я так и не сумела встать на стекло. Но вот одна из наших переводчиц это сделала легко.
Кстати, именно здесь, на окнах обзора, многие мои коллеги вспомнили о стеклянных мостах национального парка Чжанцзяцзе провинции Хуань — видимо, стремление щекотать нервы в крови у китайцев.
К сожалению, о том, что творится внутри здания, непосредственно в студиях и редакциях, где мы побывали, рассказывать нам запретили — это составляет служебную тайну телецентра. Но, поверьте, нашим телевизионщикам об этом еще мечтать и мечтать.
НАВЕРНОЕ, САМОЙ главной достопримечательностью Пекина, да и всего Китая является так называемый Запретный город (Гугун) — крупнейший в мире императорский дворцовый комплекс, архитектурный шедевр и грандиозный замысел древности, ставший реальностью. Его строительство началось в начале ХV века и продолжалось 14 лет — сто тысяч ремесленников и около миллиона простых работников сумели завершить его в 1420 году. Грандиозный дворец стал домом для 24 императоров династий Мин и Цин. Для простых людей на протяжении пяти веков это была совершенно закрытая территория — смельчаков, нарушавших запрет, ждала неминуемая смерть. Даже сегодня, по прошествии века со дня отречения от престола последнего императора Пу-Ия, нельзя заходить в императорские покои — на внутреннее убранство помещений туристы смотрят через огромные застекленные окна и двери.
Этот дворцовый комплекс сегодня занесен в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его общая площадь составляет 720 тысяч квадратных метров. Пройти мимо этого места в Пекине практически невозможно. Хотя все, что можно, увидите снаружи — это 10-метровые красные стены, протянувшиеся на 3,5 километра в каждую из четырех сторон. Город окружен рвами шириной 52 метра, которые хорошо видны на панорамном фото.
Об этом городе в мегаполисе ходит множество легенд. Самая популярная связана с количеством комнат внутри дворцов, которых насчитывается 9999,5. Заметьте, не 10 тысяч, а именно на йоту меньше. Легенда гласит, будто бы к первому императору Чжу Ди явился нефритовый владыка Юй-Ди и запретил использовать священное число «вань», поэтому количество комнат уменьшили, но, как видим, незначительно.
Еще одна легенда гласит, что архитектуру и внутреннее убранство дворца наставник Юнле — монах-провидец — увидел во сне. Ему привиделся внеземной город, где мог проживать и сам Господь Небесный. А поскольку Полярную звезду, считавшуюся жилищем Бога Неба, в Китае звали пурпурной, то для оформления дворца выбрали именно фиолетовый цвет. Согласно китайской космологии, он считался символом радости и счастья, а также цветом путеводной звезды.
Таким образом, император получил статус небесного наместника, стал гарантом гармонии между человеческим и природным миром. Его самого и город связывали с божественными силами Вселенной. Только император мог использовать фиолетовый цвет — его резиденция, цвет стен, одежда, убранство покоев, даже специальные чернила, которыми он подписывал свое имя, были отныне этого цвета.
Место для возведения города выбиралось в соответствии с фэншуем. Планировка дворца-музея подчинена теории «у-син», говорящей, что весь мир — и природные явления, и все существующие вещи — подчиняются пяти элементам: земле, огню, дереву, воде и металлу.
Большинство помещений имеет нечетное количество комнат, расположенных симметрично относительно оси. Тем не менее в библиотеке императора шесть комнат, это сделали для защиты от пожара, потому что число шесть в астрологии связано с водой.
Если Китай (Чжунхуа) переводят как «страна в центре» или «срединное царство», то Запретный город считался самым центром мира, пупом земли. Во многом именно поэтому его строили в полном соответствии с правилами пространственного дизайна, придуманными и впервые использованными во время династии Хань при строительстве города Чаньань (Сиань) между 206 и 220 годами до нашей эры.
Уже в 1914 году часть города стала доступна для посещений. Первый музей открылся в зале боевой славы. С течением времени все больше и больше территорий становилось доступно для посещения. Но с 2015 года большая часть объектов закрыта на реконструкцию. Обещают, что к 2020 году она завершится. Но даже та малая часть, которая сегодня доступна, привлекает до 75 тысяч туристов ежедневно. Примечательно, что не только иностранцы посещают Гугун, но и китайцы, в том числе и жители Пекина. Считается, что это одно из сильнейших мест силы, способствует просветлению сознания и исполняет мечты.
Экскурсоводы Гугуна любят рассказывать историю о падении династии Мин и водворении на трон представителей Цинского рода. Говорят, что император Мин был сибаритом и вел роскошную жизнь. Поэтому в 1644 году он ввел новое налогообложение подданных, приведшее народ к полному обнищанию и даже голоду. Вспыхнуло недовольство, переросшее в восстание. Возмущенные толпы народа ворвались в Запретный город. Говорят, что в это время император веселился и был изрядно пьян. Тем не менее, а может быть, именно поэтому он убил всех женщин в своем гареме, якобы чтобы не допустить их поругания, а потом повесился и сам, открыв тем самым путь на престол династии Цин, прокляв перед смертью всех его представителей. «Дом Цин падет от руки женщины», — гласит предание. Однако более двух веков Цини властвовали в Китае без всяких проблем, пока в 1853 году в Закрытом городе в качестве императорской наложницы не появилась семнадцатилетняя девушка по имени Цыси. Спустя время она оказалась самой влиятельной женщиной в истории Китайской империи и, как полагают многие историки, привела к падению династию Цин и весь императорский Китай. Нарушив традиции, Цыси стала вдовствующей императрицей. Она управляла страной до тех пор, пока ее племянник Пу-Йи в возрасте двух лет не стал ее преемником. 12 февраля 1912 года пятилетний Пу-Ий официально отрекся от престола, но ему позволили остаться во дворце. В 1925 году он покинул Запретный город, а спустя 24 года комплекс полностью открыли для посетителей и официально переименовали в музей Гугун (Дворец прежних правителей).
НЕДОПУСТИМО БЫТЬ в Пекине и обойти вниманием площадь Тяньаньмэнь. Это сердце столицы, главная площадь страны. Она находится в самом центре Пекина, рядом с Запретным городом.
Слово «Тяньаньмэнь» переводится с китайского как «Ворота небесного спокойствия». Площадь названа в честь первых ворот Запретного города, которые находятся здесь. Это один из символов Китая — большое красное здание в традиционном китайском стиле с портретом Мао Цзэдуна на фасаде. Ворота стоят тут с момента постройки Запретного города. С тех пор они два раза полностью сгорали и отстраивались заново. Последняя версия воздвигнута императорами династии Цин в 1651 году. Именно тогда строение получило свое нынешнее название, а до этого называлось «Ворота власти, полученной от Неба». Сейчас они имеют высоту 32 метра и 37 метров в глубину, хотя на взгляд трудно предположить, что они высотой с 10-этажный дом.
По сторонам портрета Мао Цзэдуна написано: «Долгая жизнь Китайской Народной Республике» и «Долгая жизнь единству народов всего мира». Контраст древних стен и портрета основателя современного Китая обеспечили этому архитектурно-историческому объекту известность во всем мире. Говорят, изначально тут находились два портрета — Мао Цзэдуна и генерала, героя войны с японцами Чжу Дэ. Оба портрета вывешены 7 июля 1949 года, но уже 1 октября портрет Чжу Дэ убрали. С тех пор каждый год 1 октября портрет Мао Цзэдуна меняют на новый. А вот еще потрясающий факт! На этой стене однажды был вывешен и портрет Иосифа Сталина — в день его смерти, 5 марта 1953 года. Так в КНР выразили свою скорбь по поводу кончины советского генералиссимуса.
Напротив «Небесных ворот» — мавзолей Мао Цзэдуна, перед которым расположился главный памятник площади Тяньаньмэнь — монумент народным героям высотой 38 метров. Многие считают, что он установлен в память героев коммунистической революции, однако обелиск посвящен всем, кто сражался за свободу современного Китая, начиная от «опиумных войн» и заканчивая образованием новой Китайской Республики в 1949 году. Провозглашение КНР произошло именно здесь — на площади Тяньаньмэнь. Центральная надпись на колонне выполнена почерком Мао Цзэдуна и гласит: «Вечная память народным героям». У основания — барельефы, изображающие восемь событий в борьбе китайского народа за свободу, начиная от сожжения опиума в 1840 году и заканчивая победой народно-освободительной армии Китая под руководством Мао Цзэдуна над войсками Чан Кайши. Сразу за монументом находится мавзолей с телом Мао Цзэдуна. Внутри расположен небольшой музей с личными вещами лидера китайской революции и в отдельном помещении — тело Великого кормчего. К сожалению, мы были здесь в понедельник — единственный день, когда мавзолей закрыт, но, говорят, он устроен точно так же, как и мавзолей Ленина в Москве.
Размеры площади Тяньаньмэнь впечатляют: 500 метров в ширину и 800 в длину, и она считается самой большой городской площадью в мире. Тут проводят военные парады, но это явление редкое. В последний раз войска маршировали по площади 3 сентября 2015 года в честь 70-летия победы над Японией во Второй мировой войне. А до этого парад прошел 1 октября 2009 года — в честь 60-летия КНР.
Каждое утро на главной площади Китая проводится торжественная церемония поднятия флага страны. С этого начинается день в Китайской Народной Республике. Тут и заканчивается — вечерним спуском флага.
Площадь Тяньаньмэнь — поистине средоточие главных политико-исторических объектов страны. Справа от мавзолея располагаются Дом народных собраний, где ежегодно проходят заседания народных представителей и съезды коммунистической партии Китая. В остальное время здание открыто для туристов. Слева находится Национальный музей. Это без преувеличения один из самых больших музеев Китая, в котором сосредоточено огромное количество исторических экспонатов. По размерам коллекции он уступает только Дворцовому музею Запретного города.
Не раз в новейшей истории Китая площадь Тяньаньмэнь становилась местом массовых протестов: у старожилов на памяти пассионарные выступления 4 мая 1919 года, тяньаньмэньский инцидент после смерти первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая и Мао Цзэдуна в 1976 году. Ну, а миру она известна по событиям 1989 года, когда на площади Тяньаньмэнь с 15 апреля по 4 июня проходили демонстрации протеста, начавшиеся с выступлений студентов, недовольных ходом политических реформ, отстающих от преобразований экономики страны. Протесты были жестоко подавлены, после чего против Китая западные страны ввели жесточайшие санкции, находясь под которыми Поднебесная и совершила дерзкий экономический скачок, приведший ее к статусу второй экономики мира. Как говорится, нет худа без добра…
Татьяна ПОПОВА.
Бишкек — Урумчи — Хами — Баркуль — Пекин — Бишкек.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More