Main Menu

Визит Патриарха Кирилла: в поисках гармонии мира

Визит Патриарха Кирилла

Документальный фильм «Путь пастыря», посвященный жизни и служению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, показанный в конференц-зале КРСУ, стал своеобразным прологом к презентации его книги «Свобода и ответственность: в поисках гармонии», которая прошла в стенах университета в заключительный день его пребывания в Бишкеке. Книгу издали в 2016 году сначала на русском, а потом и на кыргызском языках. Ее подготовил к выходу в свет Российско-Кыргызский деловой совет при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и Бишкекской епархии.

Его Святейшество, прибывшего на встречу, теплой овацией приветствовали студенты и преподаватели вуза, а также представители научной общественности столицы. Открыл ее вступительным словом ректор КРСУ академик В. Нифадьев. Он сказал, что сегодня и в университете, где работают и учатся представители более 50 национальностей, и в самом Кыргызстане чувствуется ощущение радости от Пресвятительского визита в республику Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — выдающегося проповедника православия и идеолога.

Визит Патриарха КириллаРектор предоставил слово министру образования и науки Г. Кудайбердиевой. Она подчеркнула, что визит Его Святейшества является важнейшим событием для всего многонационального народа республики. Символично то, что встреча Патриарха на кыргызской земле проходит в первые дни священного месяца Рамазан. Вопросы духовности, которым посвящен труд Патриарха, особенно важны сейчас, поскольку мы живем в эпоху перемен, чьи размах и скорость постоянно нарастают. Современная жизнь выдвигает перед людьми все новые вызовы, среди которых религиозный экстремизм, терроризм, нравственные проблемы. Эти вызовы несут угрозу сохранению как основ веры, так и базовых принципов существования любого общества.

Она акцентировала, что сегодня мы едины в понимании того, что именно образование — тот путь, который должен не только давать знания, но и нравственно облагораживать человека. Совместно семьей и системой образования в ребенка должны быть заложены нравственные ориентиры, чтобы выстоять против использования техник манипулирования, против лжи и фальши, которые, увы, есть в нашем мире. Г. Кудайбердиева напомнила одно из выступлений Его Святейшества, в котором он сказал, что образованный человек не просто специалист, но и личность, обладающая богатым внутренним миром. Образование не только дает компетенции, оно помогает человеку быть счастливым в том случае, если является не только техническим процессом получения знаний, но и духовным и нравственным возрастанием.

«Мы четко придерживаемся норм, закрепленных в Конституции и Законе «Об образовании», сохраняя светский характер нашего образования, но считаем, что дети должны знать о религии, ее роли в развитии общества. Еще несколько лет назад в республике приняли концепцию курса истории религиозной культуры. Сейчас идет апробация учебника по этому предмету. Мы хотим, чтобы наши дети знали, что мир религии — значимая часть мировой и национальной культуры», — подчеркнула министр.

Визит Патриарха КириллаОна отметила, что такая работа должна идти не только в школе, но и на других уровнях образования. Уже сейчас в ряде вузов, в частности в КРСУ, читается курс истории ислама и истории христианства. Задачей его является не только знакомство с историей христианского вероучения, но и формирование умения оценивать социокультурную значимость современных христианских культурных практик и феноменов. История Кыргызстана показывает, что на протяжении веков здесь существует общество, толерантное к этническому, религиозному и биологическому разнообразию. «Именно в сохранении такого подхода мы видим фундамент и залог мира и согласия как внутри страны, нашего региона, так и во всем мире. Многообразие культур и религий — бесценное достояние нашей страны, объединяющее народ, собирающее взаимный интерес и уважение друг к другу», — заявила Г. Кудайбердиева.

И в данном контексте перевод книги Патриарха «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» на кыргызский язык — важное событие в культурной и духовной жизни КР. Этот значительный труд расширяет границы духовной жизни наших соотечественников и представляет хорошую возможность осмыслить многие нравственные понятия в условиях провозглашения свободы личности. Это очень актуально, когда идет настоящая борьба за умы людей, сохранение нравственности, духовных ценностей, сформированных не одним поколением. «Ваша книга дает возможность людям найти правильные ответы на вызовы современной жизни. На протяжении многих веков наши народы поддерживают добрые отношения и успешно сотрудничают. И ваш визит даст хороший импульс не только сохранить добрые традиции предыдущих поколений, но и заполнить их новым содержанием во благо народов Кыргызстана и России», — заключила министр.

Визит Патриарха КириллаКнигу «Свобода и ответственность» представил участникам встречи председатель Кыргызско-Российского делового совета И. Поляков, который подчеркнул, что для него это большая честь и радость. Он высказал уверенность, что монументальный мировоззренческий труд будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы, сотрудничества, духовности и межрелигиозного диалога не только в Киргизии, но во многих сопредельных странах. Книга найдет своего благодарного читателя на кыргызском языке, как она уже обрела огромное число почитателей и поклонников в русскоязычной среде. «Хотел бы выразить глубокую признательность вам, Ваше Святейшество, за то, что вы нашли возможность и время поделиться вашими светлыми мыслями и изложить их в этом труде», — сказал глава совета.

Затем ректор КРСУ В. Нифадьев зачитал решение ученого совета университета о присвоении звания почетного доктора КРСУ Святейшему Патриарху Кириллу и вручил ему диплом, шапочку и мантию. Это звание присвоено Патриарху за огромный вклад в укрепление мира и дружественных связей между нашими народами, за развитие духовности, нравственных принципов и человеческих отношений между людьми, за поддержку университета.

В завершение презентации книги выступил Святейший Патриарх Кирилл, который заметил, что глубоко убежден: самой главной проблемой современности на философском и политическом и даже на общественном и бытовом уровнях является система свободы. Стремление к ней заложено Богом в человеческую природу. И поэтому можно сказать, что свобода онтологически присутствует в человеческой природе. По сути, без свободы нет человека, нет личности. А поэтому она должна быть реализуема и всякое ее ограничение приносит человеку чувство неудовлетворения, а иногда и горя. Но ведь сколько голов, столько и умов. Каждый человек по-своему устраивает свою жизнь, и у каждого есть собственное понимание своей свободы и прав. И для того чтобы эти разные понимания свободы, разные отношения к правам не сталкивались в человеческих конфликтах, человеческое общество регулируется правом, акцентировал Предстоятель.

Далее он отметил, что в своем историческом развитии люди пришли к пониманию того, что свобода личности не должна ограничивать свободу другого человека. Конкретно все это выражается в роли права. Право регулирует реализацию свободы. И вот в какой-то момент времени, перед явлением новых философских идей эпох Возрождения и Ренессанса, общемировая культура вошла в новую эпоху, где особенный акцент делался на человеческих правах и свободах и на развитии права как системы, которая призвана гармонизировать проявление человеческих свобод. До сих пор эта система существует. Она связана с так называемым философским либерализмом. Многим до сих пор кажется, что общество, построенное на его основе, когда право регулирует человеческую свободу, является идеальным. И больше никаких ограничений человеческой свободы не требуется. Это глубочайшее заблуждение, которое приводит современную развитую человеческую цивилизацию к глубокому духовному, культурному и политическому кризису, резюмировал Святейший Патриарх.

Он рассказал, что впервые стал задумываться над темой свободы в 1990-х годах, на стыке эпох, когда по мере обретения подлинной свободы обнаруживались такие страшные проявления человеческой природы, что многие стали воздыхать о старых временах, когда было больше порядка. Вот стык эпох и заставил его подумать над тем, что по-настоящему означают свобода и права человека. В 1999 году митрополит Кирилл опубликовал в «Независимой газете» две статьи с критическим выпадом в адрес либерального прочтения этих тем. Автор ожидал, что вся мощь современного либерализма обрушится на него с критикой, ждал открытой полемики. Однако, к удивлению, обнаружил, что, кроме ругани в его адрес, ничего не было. Все аргументы против его позиции носили чисто эмоциональный характер.

Патриарх подчеркнул, что в природу человека, кроме чувства свободы, вложены еще и нравственные чувства, например, такое универсальное понятие, как совесть. Марксистское ее определение было простым, совесть формируется окружающей средой, но тогда должно быть огромное количество разных моделей совести. Ведь положения в Полинезии, США и в России совершенно разные, поэтому разные социокультурные и политические контексты должны формировать разные модели совести. А ведь такого нет. Совесть отзывается на совершенно конкретные вызовы. Они ясно сформулированы в шести заповедях. И больше человечество ничего не придумало. Когда видим воровство, насилие, оскорбление старших, тогда совесть возбуждает нашу внутреннюю энергию и мысли, вызывает беспокойство и мы реагируем на эти вызовы.

«Если возникает необходимость реализовывать свободу, то возникает и вопрос: а как же быть с нравственностью? Она что, никак не должна реализовывать саму себя? Свобода может, а она не должна? Ведь очевидно, что все законы и юриспруденция вторичны по отношению к нравственности. И если законы, которые принимает то или иное общество, расходятся с нравственными принципами, которые формируют голос нашей совести, то такие законы она называет несправедливыми. К примеру, законы фашистской Германии и ЮАР в период апартеида. Эти законы несправедливы, потому что они против нравственного чувства. Если закон порывает свою связь с нравственностью, то он перестает быть для человека обязательным», — акцентировал Его Святейшество.

Патриарх подчеркнул, что тема ограничения человеческой свободы нравственностью очень актуальна. В некоторых западных странах стали принимать законы, которые уничтожают нравственную природу человека. Это законы о гомосексуальной свободе. Люди восстали против них по той же причине, по которой восставали против законов фашизма, поскольку эти законы порывают с нравственностью. «Если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается всех форм жизни человека. И если внешняя система нарушает матрицу нашего духовного существования, подаренного Богом, то ни к какому счастью человека такая модель поведения и государственно-общественного устройства не приведет. От решения вопроса соотношения права и свободы, нравственности и нравственной ответственности зависит само существование человеческого общества», — заключил свое выступление глава Русской церкви.

Патриарх преподнес в дар вузу икону святителя Николая и собрание своих сочинений. В свою очередь ректор КРСУ также подарил предстоятелю набор книг ученых университета, выпущенных в последние годы. В фойе вуза была открыта выставка фотографий о жизни и служении Патриарха Кирилла, которому преподнесли в дар статуэтку святого Ираклия Иссык-Кульского, выполненную из кыргызских драгоценных камней. В завершение своего визита Святейший Патриарх Кирилл побывал на Иссык-Куле. В аэропорту Тамчи его встречал полномочный представитель правительства в регионе Узарбек Жылкыбаев. Патриарх посетил живописное Семеновское ущелье и совершил прогулку по Иссык-Кулю.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий