Main Menu

Авиаперевозки: бизнес свободы и свобода бизнеса

В Бишкеке состоялась интересная, активная дискуссия на тему «Значение воздушного транспорта для экономики Кыргызстана» в рамках официального визита в нашу страну главы Совета Международной организации гражданской авиации (ИКАО) доктора Олумуива Бенард Алиу и рабочей поездки вице-президента Регионального (Европейского) офиса Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Рафаэля Шварцмана.

Организаторами дискуссии выступили Агентство гражданской авиации при Мин- трансе Кыргызстана совместно с региональным офисом ИАТА, Международный деловой совет (МДС), Агентство корпоративного развития CSR Central Asia.

Не секрет, что в сфере гражданской авиации, как и в правительственной структуре, курирующей ее работу, за годы независимости накопилось немало больших и средних по масштабу проблем, пока не решенных и ждущих своей очереди. Среди целей состоявшейся дискуссии — обсуждение сложностей и препон для развития гражданской авиации в республике и поиск системных путей выхода из ситуации; задачи по внедрению международных стандартов ИКАО; возможности отрасли для повышения ее вклада в экономику Кыргызстана; шаги по выводу авиации КР из запретного «черного» списка ЕЭС.

Авиаперевозки: бизнес свободы и свобода бизнеса
Представители Кыргызстана и ИАТА подписывают меморандум о сотрудничестве

Напомним, что ИКАО (ICAO) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее нормы международной гражданской авиации в виде «международных стандартов и рекомендуемых практик» и координирующее развитие авиасообщения с целью обеспечения безопасности полетов и эффективности управления. ИАТА (IATA) — неправительственная некоммерческая организация, основанная в 1945 году, объединяющая сегодня более 280 мировых авиакомпаний, выполняющих свыше 85% регулярных авиасообщений. Миссия ассоциации — в развитии отрасли, представлении интересов авиационной индустрии по всему миру. Имеет 65 офисов в 63 странах мира, в том числе в Москве, Астане, Киеве и др.

Руководитель аппарата Президента КР Сапар Исаков, приветствуя участников, отметил: «Нас переполняет чувство гордости, что впервые в Кыргызстан прибыли люди такого высокого уровня. Это дает основания надеяться, что после вашего визита у нас все сложится, как мы хотим. В течение нескольких лет создается впечатление, что мы застряли на каком-то этапе трансформации. Более 90 процентов территории нашей страны занимают горы, что осложняет возможности расширения имеющейся сети авто- и железнодорожных магистральных сообщений. Поэтому для нашей страны развитие авиации — это выход на рынки Европы, Юго-Восточной Азии, других крупных регионов. В Кыргызстане есть огромный потенциал для развития воздушного сообщения и роста его влияния на экономику. По данным экспертов в сфере воздушного транспорта, только за январь-март текущего года авиакомпаниями Кыргызстана перевезено около 280 тысяч пассажиров и свыше 70 тысяч тонн грузов. С 2012-го по 2016 год существенно вырос объем перевозок авиапассажиров — с 823 тысяч до 1,150 миллиона человек».

С. Исаков напомнил о совершенствовании системы гражданской авиации КР, открытии новых маршрутов — с Саудовской Аравией, ОАЭ, Кувейтом. Только в 2016-м в стране появилось шесть новых авианаправлений. Продолжается процесс реконструкции международных и региональных аэропортов с расширением аэровокзалов. Чиновник также отметил: «Развитие воздушных путей способствует таким бюджето-образующим отраслям, как туризм и торговля, значительно привлекая инвестиции в экономику Кыргызстана. Это предопределяет необходимость развития гражданской авиации — одного из приоритетов транспортной отрасли».

Также он сообщил, что накануне форума прошла встреча с представителями гражданской авиации, где обсуждались назревшие и пока не решенные проблемы отрасли. Агентство гражданской авиации должно подготовить в ближайшие две недели пошаговый план мероприятий по повышению безопасности полетов и пассажиров, совершенствованию законодательства и созданию равных конкурентоспособных условий для авиакомпаний на рынке. С. Исаков обратился к прибывшим экспертам с просьбой помочь дополнить этот план необходимыми, на их взгляд, мероприятиями, чтобы страна могла достичь более высокой степени открытости воздушного пространства.

Представитель Совета ИКАО доктор Алиу начал с комплиментов красотам Кыргызстана и Бишкека, а затем перешел к оценке значения гражданской авиации, ее вклада в экономику, туризм, торговлю. Он сообщил, что эксперты его ведомства несколько лет назад начали проведение в некоторых странах аудита соответствия отрасли стандартам ИКАО. Особое внимание уделяется странам Центральной Азии.

В плане пребывания г-на Алиу в Кыргызстане — встречи с чиновниками администраций главы государства и кабинета министров, Минтранса, Агентства гражданской авиации. Он напомнил о прямом и косвенном влиянии авиации на рост ВВП и о том, что, в ближайшие годы ожидается удвоение объемов перевозки пассажиров и грузов. По его словам, ежедневно в мире совершается 100 тысяч авиаперелетов, а вскоре будет 200 тысяч и такой сдвиг возможен из-за нарастающего вклада развивающихся стран. Конечно, достичь этих показателей непросто: среди вызовов положительной динамике развития гражданского авиасообщения — отставание качества инфраструктуры многих стран, ослабление авиатрафиков, форс-мажоры, случающиеся в развитии многих стран.

О. Алиу поддержал инициативу введения многими государствами, в том числе Кыргызстаном, электронных виз как правильного пути политики и стратегии, также он заверил в поддержке со стороны его ведомства как этого вопроса, так и процесса расширения стандартов подготовки сотрудников гражданской авиации сегодняшнего и завтрашнего дня. По его мнению, именно новые технологии могут обеспечивать безопасность авиатрафика и пассажироперевозок. В заключение О. Алиу сказал: «Региональный директор ИАТА проведет в Бишкеке переговоры, а я на своем уровне заверяю, что ИКАО окажет Кыргызстану необходимую поддержку в развитии гражданской авиации».

Вице-президент ИАТА Рафаэль Шварцман также отметил пользу развитой авиации для стран мира, привел масштабные цифры, подтверждающие ее влияние как на общий ВВП, так и на объемы региональных ВРП. Он сообщил, что по итогам 2016 года общий объем перевозок в мире составил более чем $890 млрд. и доля авиации в нем — 35%, что авиация создала 63 миллиона рабочих мест в мире, что третья часть авиапассажиров — это туристы, посещающие страны с познавательными целями. По словам Р. Шварцмана, следует расширять авиасообщение Кыргызстана с другими странами, а также нужно учитывать, что польза от развития гражданского авиасообщения является долгосрочной не только для экономики, но и для культуры, образования, расширения мировоззрения людей.

Он также рассказал о международном ежегодном рейтинге стран мира по развитию авиатранспорта. За 2016-2017 годы Кыргызстан занимает там 123-е место. Лидируют в данном списке Китай и Россия.

По мнению этого высокопоставленного чиновника, специалисты Агентства гражданской авиации должны принимать участие в разработке законов и нормативных актов, касающихся развития авиации в нашей стране.

«Авиаперевозки — это бизнес свободы», — подчеркнул вице-президент ИАТА.

О том, что мешает развитию гражданской авиации в Кыргызстане и как ей помочь, размышлял директор Агентства гражданской авиации при Минтрансдорог КР Курманбек Акышев. Перечислив имеющийся потенциал гражданского авиафлота (11 аэропортов, из которых пять — со статусом международных, летают пять отечественных авиакомпаний), он назвал реальные причины отставания в работе агентства, а значит, и самой отрасли. Во-первых, это несовершенное законодательство в сфере гражданской авиации; во-вторых, слабая подготовка инспекторского состава (для повышения их статуса необходима специальная подготовка инспекторов по международным стандартам); в-третьих, низкий уровень зарплаты, из чего вытекает высокая текучесть кадров. Среди главных — вывод о том, что развитие авиационной отрасли в стране отстает из-за недофинансирования.

Упомянул К. Акышев и о том, что авиакомпании Кыргызстана — единственные среди стран СНГ — с 2006 года находятся в «черном» списке Евросоюза, куда попали из-за несоответствия эксплуатируемых самолетов европейским требованиям в сфере авиационной безопасности и недостаточного контроля со стороны госорганов. В марте 2017 года Еврокомиссия обновила этот список, в него вошли 13 кыргызских авиаперевозчиков, которым запрещены полеты в страны ЕС. В целом список содержит 200 авиаперевозчиков из многих стран мира.

Напомним: в декабре 2016 года на заседании правительства, посвященного этому вопросу, министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов сказал, что без должного финансирования авиакомпании не смогут выйти из «черного» списка ЕС. По его словам, решение многих вопросов сводится к деньгам. В настоящее время рассматриваются различные источники для финансирования отрасли. Министр считает, что, если будут изысканы необходимые средства, кыргызские авиакомпании в течение одного года смогут покинуть этот непочетный список. Для этого уже разработана “дорожная карта”.

К. Акышев перечислил последствия нахождения отечественных авиаперевозчиков в «черном» списке — это не только запрет на полеты, но и снижение имиджа страны, падение инвестиционной привлекательности.

Что же делать? В первую очередь ускорить подготовку нового Воздушного кодекса КР, принять программу развития авиации до 2020 года, ускорить выполнение плана устранения недостатков — в 2011 году комиссия ИКАО, посетившая страну, выявила 128 несоответствий международным стандартам авиаперевозок (пока не устранено 67 замечаний от ИКАО).

Глава агентства сообщил также, что уже есть договоренности с Турцией и Францией по обучению наших специалистов-инспекторов международным стандартам, уже в этом году в Турции повысят квалификацию 25 специалистов, а во Франции — еще четверо.

Главное, подчеркнули в ходе дискуссии и наши специалисты и высокие чиновники из ИКАО: «Агентство гражданской авиации должно иметь достаточные производственные и финансовые ресурсы. Нужно найти подход в поиске источников финансирования». (Честно говоря, было грустно слышать, как наша сторона, рассказывая о проблемах и задачах гражданской авиации, все время подчеркивала, что неудачи в развитии связаны напрямую с недофинансированием отрасли, а высокие гости, хотя и соглашались с этим пунктом, но не пообещали конкретной помощи. — Прим. Е. М.)

В заключение обсуждения представители Минтрансдорог и ИАТА подписали меморандум о сотрудничестве на ближайшие годы.

Елена МЕШКОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий