Main Menu

Защитите меня от милиционера!

В столице состоялось открытие первого реабилитационного центра «Альтер-Эго» для лиц, пострадавших от пыток и жестокого обращения. 

Напомним: с 2007 года в Кыргызстане пострадавшим от пыток медицинская, психологическая и социальная помощь оказывалась в рамках реабилитационной программы общественного фонда «Голос свободы» при поддержке Добровольного фонда ООН и Международного совета по реабилитации жертв пыток. И теперь она переросла в центр со своим штатом, состоящим из шести специалистов: психолога, психиатра, социолога, психотерапевта, терапевта и кейс-менеджера.

Этот центр на данный момент является единственным в Центральной Азии. В его открытии приняли участие представители Коалиции против пыток в Кыргызстане, Управления верховного комиссара ООН по правам человека, Европейского союза, фонда «Сорос — Кыргызстан», а также пострадавшие, получающие в нем помощь.

Как отметил руководитель центра Тынчтыкбек Асанов, жертвы насилия будут получать комплексную помощь: медицинскую, психологическую, социальную и правовую. «К нам могут обращаться абсолютно все — как граждане Кыргызской Республики, так и иностранцы, пострадавшие от пыток и жестокого обращения», — отметил он.

Руководитель ОФ «Голос свободы» Сардар Багишбеков подчеркнул, что особый акцент будет сделан на психологической поддержке. «Оказание правовой помощи очень важно, но и нужно работать над психическими последствиями. Телесные раны могут зажить, но память о перенесенных пытках остается на всю жизнь. Центр будет способствовать изменению представления людей о психбольницах. Оказание психологической помощи — нормальный процесс, который не должен быть связан с какими-либо стереотипами», — сказал он.

По его словам, пытки остаются актуальной проблемой в стране. Ежегодно поступает более 300 заявлений в прокуратуру, суды. В настоящее время возбуждено и рассматривается много дел.

Жертвой пыток оказался юноша, обратившийся в фонд. Недобросовестные сотрудники милиции несколько дней пытались «выбить» из восемнадцатилетнего парня признательные показания за совершение череды краж, к которым он на самом деле не причастен. «Можно сказать, что его похитил участковый, забрав из дома для написания объяснительной. Оперативники одели наручники, силой затолкали в машину и увезли в неизвестном направлении, ничего не объяснив. Мы искали сына всю ночь. Оказалось, они увезли его в Беловодское, где якобы и была совершена кража», — вспоминает мать пострадавшего Мехриай Мусабаева.

Вместе с ее сыном задержали еще двоих парней. Избив их до крови, милиционеры смогли получить признательные показания ребят. Вдобавок заставили дать ложные показания против сына Мехриай, так и не признавшего свою вину.

«Он у меня с сильным характером. Несмотря на страх и боль, он не подписывал документов. Говорил: пусть хоть убьют, я не буду брать на себя вину за несовершенное. Ему одевали на голову пакет, он задыхался и терял сознание раз пять. Когда я увидела своего ребенка, то пришла в ужас. У него были сильные ожоги от нашатырного спирта, которым его приводили в сознание после жестоких издевательств», — сказала женщина.

Мехриай Мусабаева в тот же день потребовала судебно-медицинской экспертизы. «Сыну стало плохо. У него была высокая температура. Мы вызвали скорую, и ему оказали медицинскую помощь. После разбирательств нам сказали, что можно забрать его домой. Однако никаких документов не дали. Придя в себя после случившегося, я через пару дней поехала за ними. И узнала, что дело закрыли якобы потому, что мы возместили потерпевшему сумму ущерба. Чего, конечно же, не было», — поделилась она.

Мать потерпевшего обратилась в прокуратуру с заявлением на оперативников, применивших пытки и незаконно закрывших дело. На момент следствия их временно отстранили от работы, а потом уволили. Судебное разбирательство длится вот уже два года и близится к завершению. «Я очень надеюсь на справедливый приговор. Жестокость должна быть наказана. Безмерно благодарна фонду «Голос свободы» за помощь в этот сложный момент. Если бы они не предоставили мне хорошего адвоката, то, возможно, исход был не таким благополучным».

«Чаще всего пытки происходят в первые сутки после задержания с целью получения признательных показаний. Ими человека заставляют не признаться в содеянном, а взять на себя вину за несовершенное преступление. В СИЗО из-за пыток бывали случаи летального исхода, суицидов задержанных. Но, несмотря на это, серьезных подвижек в наказании сотрудников милиции пока, к сожалению, нет. МВД, суды, прокуратура часто сговариваются, закрывают глаза на случившееся и оправдывают нарушителей закона. Государственная машина всячески противостоит справедливости. Не подумайте, мы не собираемся заниматься огульной критикой, обвинять кого-либо.

В наших планах строить сотрудничество через встречи, тренинги, различные мероприятия и изменить существующую негативную практику», — заметил Сардар Багишбеков.

Всего за 8 лет существования программы более 500 человек в возрасте от 18 до 40 лет получили от нее разные виды помощи. «В основном это лица, подвергшиеся пыткам со стороны сотрудников милиции. Рост обращений произошел в 2010 году во время межэтнического конфликта. В основном это были задержанные и водворенные в СИЗО жители Оша и Джалал-Абада узбекской национальности», — пояснил глава общественного фонда.

Он отметил, что работа центра станет многогранней. К примеру, если раньше программа занималась лишь сервисом, то теперь подключены аналитика, научный подход, проводятся исследования, привлекается больше специалистов. «Ушло несколько лет на то, чтобы сформировались полноценная команда, четкий принцип работы. Многие уходили, потому что им было тяжело взаимодействовать с этой категорией лиц», — заключил Сардар Багишбеков.

В дальнейшем планируется открыть подобное учреждение и на юге страны.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий