Main Menu

Уличный театр в Дон-Арыке

Уличный театр в Дон-Арыке

Необычное театрализованное представление развернулось в сельской школе Дон-Арык Буранинского айыльного аймака Чуйского района Чуйской области. 

В конкурсе уличных театров восемь творческих коллективов двух школ вышли на сценические подмостки в борьбе за призовые места. Каждый спектакль наполнен чувствами. Эмоциональная актерская игра ребят оживляла на сцене различные жизненные картинки.

Конкурс проводится в рамках пилотного проекта ПРООН и МИД Финляндии «Расширение доступа к правосудию в КР». Он призван высветить правовые проблемы социально уязвимых групп населения и возможные пути их решения. Запущенный в прошлом году, он дал хорошие результаты. Население информируется о предоставляемых услугах формальными и неформальными институтами правосудия, повышается правосознание людей, расширяются их возможности по защите своих и базовых государственных прав.

Уличный театр в Дон-Арыке
Ученица 9-го -А- класса СШ им Калчи — Атокурова Айдана и Таалайбекова Адинай — персонажи спектакля — Ваши права – права ребенка

«В Чуйской области такой конкурс проводится впервые. В нем участвуют два пилотных айыльных аймака. Первым стал Кызыл Октябрьский Кеминского района, его победители вне конкурса показали два спектакля. Вторым аймаком был Буранинский Чуйского района. В нем приняли участие восемь коллективов учащихся двух средних школ им. Калчи села Дон-Арык и им. Жансейитова села Мээнеткеч», — сказал участник проекта юрист-консультант Токсобаев Азамат.

Дети всегда являются самой социально уязвимой группой населения в любой стране. Они не только живут и действуют на основе личного опыта, но и перенимают его от взрослых. С жадностью как губка впитывают не всегда положительные примеры и совершают те же ошибки, что и их родители. Поэтому в своих мини-спектаклях школьники показывали различные моменты жизни и заостряли внимание зрителей на проблемах, которые взрослые если и замечают, то не придают им особого значения. К примеру, трудности, связанные с неформальным лидерством в школе, и отношения между учениками из разных социальных слоев, которые могут перерасти в силовое противостояние и даже в школьный рэкет.

Накал страстей, разворачивающихся на сцене актового зала Дон-Арыкской школы, вызвал бурю эмоций не только у юных зрителей, умудренных жизнью преподавателей и приглашенных гостей, но и у строгого жюри. Разный возраст актеров ничуть не повлиял на игру. Мальчишка из начальных классов отлично справился с ролью главы семьи, почтенного аксакала. В спектакле «Ваши права — права ребенка» ученица 9-го класса СШ им. Калчи Адинай Таалайбекова в магистерской мантии, созданной из подручных средств, в роли Мадам Декларации олицетворяла Всеобщую декларацию прав человека. При помощи своих помощников — различных статей — она помогла сказочным персонажам победить зло. Так, статья о праве на имущество спасла Буратино от Лисы Алисы и Кота Базилио. Они хотели отнять у него золотые, предназначенные на куртку. Статья о праве на медицинскую помощь отвела раненную зверушку к доктору Айболиту. Спасение Красной Шапочки и ее бабушки стало возможным благодаря статье о праве на личную жизнь и неприкосновенность частной собственности. Декларация помогла и отрицательному персонажу Бабе-Яге, которую также играла ученица 9-го класса Айдана Атокурова, встать на путь исправления, объяснив, почему использовать детский труд нельзя.

«Мне дали роль Мадам Декларации, потому что у меня брат и сестра работают в этом направлении, они юристы. Потому я знакома с правами человека и ребенка. Классный руководитель — учительница русского языка и литературы Фарида Жапарова — написала сценарий спектакля, и мы за несколько недель его поставили. Все костюмы тоже вместе с ней делали сами из подручных материалов», — рассказала ученица 9-го класса СШ им. Калчи Адинай Таалайбекова.

Айдана Атокурова, игравшая роль Бабы-Яги, радовалась, что ее взяли на эту роль благодаря актерскому таланту и умению подражать персонажам мультфильма.

«Я раньше участвовала в постановках. В спектакле «Уркун» играла девушку из бедной семьи, а в «Нооруз» — келинку. Учительница долго подбирала подходящий образ Бабы-Яги, прототипом стала злодейка из мультфильма», — сказала Айдана.

Уличный театр позволяет взглянуть на проблемы подрастающего поколения его глазами. То, что взрослому кажется житейской ерундой, для ребенка или подростка представляется неразрешимой проблемой. А вместо того чтобы поговорить со своим чадом, вникнуть в его проблемы и помочь их решить, родители, занятые своими делами, отговариваются фразами типа: «Сам решай, не маленький!» Или, того хуже — вместо того чтобы подсказать, как исправить ситуацию, как правильно поступить, кричат на ребенка и наказывают, так как сами не знают решения проблемы. А, как известно, криком делу не поможешь. Поэтому информировать население, особенно детей о том, что существуют различные пути решения проблем, с помощью такиех агитационных мероприятий — дело нужное и полезное.

Одни спектакли веселые и жизнерадостные, их персонажи беззаботны и забавны. Так, в спектакле «Делу время, потехе час!» ученик, который не хотел делать уроки, попал в сказку. На его пути встречались различные сказочные персонажи, которые по-разному относились к его желанию. Василисы Премудрые, собравшиеся на слет по обмену премудростями, пытались образумить оболтуса и помочь ему самостоятельно делать домашнее задание. Когда у них это не получилось, они направили его к братьям-близнецам, которые все делают за других. Придя к ним, герой очень удивлен, что Двое из ларца, одинаковых с лица действительно все могут делать за него. Но получать хорошие отметки и есть сладости будут тоже они, а не он. Когда же главный герой удивленно спросил у близнецов про отдых, те ответили, что и отдыхать они будут тоже за него. В противном случае сам все может делать, ведь он имеет право на труд и отдых. Вот тут-то нерадивый ученик и понял, что такое иметь право на труд и отдых. Его финальной репликой было: «Делу время, потехе час!»

Другие спектакли отражали отношения в семье к невесткам-келинкам и между пасынками, падчерицами и их мачехами и отчимами. Все эти житейские проблемы на фоне трудностей в учебе, отношений в школе наваливаются на плечи ребенка непомерным грузом и могут сломать его. Непонятый ребенок, особенно в переходном возрасте, может или взбунтоваться, озлобившись на весь мир, или уйти из него. Это особенно ярко отразилось в спектакле -победителе конкурса «Бакыттын тагдыры» — «Судьба Бакыта».

Надеюсь, что подобные конкурсы уличного театра и впредь будут проводиться по всей республике. Они не только помогают находить и развивать школьные таланты, но и привлекают население к проблемам, о которых дети никогда и никому не рассказывают, а как самим решить, не знают.

Павел РЯЗАНОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий