Main Menu

Дорожная отрасль: создадут мозговой научный центр

Дорожная отрасль создадут мозговой научный центр28-29 мая текущего года в Кыргызстане намечено проведение научно-практической конференции на тему «Внедрение новых технологий на дорогах Кыргызстана» с участием представителей Межправительственного совета дорожников СНГ, его ассоциированных членов, гостей из ближнего и дальнего зарубежья, руководителей подведомственных организаций всех отраслей, курируемых Министерством транспорта и дорог нашей страны. К этому событию приурочен ряд мероприятий, в том числе состоится презентация теоретических основ строительства дорог по новым технологиям, а на экспериментальном участке автомобильной дороги решено продемонстрировать укладку асфальтобетонного покрытия по передовым технологиям. Готовится к изданию и специальный выпуск журнала «Дороги СНГ», будет снят фильм, посвященный работе Министерства транспорта и дорог.

В преддверии этого мероприятия наш корреспондент попросил руководителя секретариата Межправительственного совета дорожников СНГ, д. т. н., проф. Бури Каримова ответить на ряд вопросов.

— Бури Бачабекович, расскажите, пожалуйста, о деятельности МСД и его задачах на ближайшую перспективу?

— В период моего посещения столицы Кыргызстана под председательством Президента Алмазбека Атамбаева в Госрезиденции «Ала-Арча» состоялось V заседание Национального совета по устойчивому развитию Кыргызстана, где глава вашего государства отметил: «Мы уверенно идем к тому, чтобы стать страной нормальных дорог. Четыре года назад это казалось сказкой. Сейчас полным ходом идет масштабная реконструкция транспортной инфраструктуры. Число рейсов, выполняемых из международного аэропорта «Манас», возросло в два раза. В ближайшие два года мы завершим работу по достижению транспортной независимости. Кыргызстан из тупиковой страны превратится в транзитную. Осознание ответственности перед историей и будущим обязывает нас выйти на рубеж 2040 года сильным, самодостаточным, высокоразвитым государством».

Исходя из сказанного, отмечу, что в последние годы Министерство транспорта и дорог сделало многое по строительству автомобильных трасс международного и местного значения. Все эти усилия дали возможность завершить ряд международных проектов, указанных в Нацстратегии республики, и заложить основу для превращения Кыргызстана из тупиковой страны в транзитную.

Как известно, ваше Министерство транспорта и дорог — активный участник Межправительственного совета дорожников. Многие, наверное, не в курсе, какие функции и задачи он выполняет. Если говорить очень кратко, то мы занимаемся выработкой единой дорожной политики, при этом затрагиваем и сферу экономики, которая включает вопросы развития и улучшения состояния международных транспортных коридоров. Как известно, внедрение новых передовых технологий в дорожной отрасли касается материалов, оборудования, лабораторных приборов и многого другого. Если коротко, то в рамках своей компетенции мы занимаемся всем — от вопросов управления до проектирования, строительства, эксплуатации дорог и подготовки и переподготовки кадров.

— Как вы оцениваете автомобильные дороги нашей страны?

— В последние годы у вас многое сделано в части дорожного строительства. Без преувеличения можно отметить, что улучшение состояния сети дорог выгодно не только Кыргызстану, но и соседним странам. Например, автомобильная дорога Бишкек — Ош и строящаяся новая альтернативная автомобильная дорога север — юг — это не простые проекты, а очень сложные и грандиозные, национального уровня. За счет них увеличится грузовой товаропоток, что положительно повлияет на экономику Кыргызстана. Мы, дорожники, прекрасно понимаем, что дорожная отрасль, как локомотив, тащит за собой другие отрасли экономики.

— Сколько мероприятий МСД наметил на этот год на территории нашей страны?

— Намечено два мероприятия, поскольку в течение уже двух лет ваша страна практически председательствует в МСД. Мы хотим обратить особое внимание на внедрение новых технологий и материалов на всех этапах строительства дороги и по всем подсистемам и элементам сложной дорожной отрасли с целью продления срока службы дорог за счет проведения качественного ремонта.

Не секрет, что в последнее время очень большое внимание в республике уделяется ямочному ремонту. В период проведения конференции к вам приедут зарубежные гости, в том числе европейские специалисты и представители сопредельной страны — Казахстана и других государств СНГ, которые расскажут о передовом опыте в дорожном строительстве, в том числе о новых добавках в битум, о битумных эмульсиях, новых видах асфальтобетона. Намечена демонстрация работы новых машин, механизмов и оборудования, на которых внедряются новые технологии, в том числе по ремонту покрытий автомобильных дорог.

— Можно ли надеяться, что проводимые мероприятия, инициированные нашим новым министром, дадут возможность по-новому взглянуть на процесс строительства и ремонт дорог?

— Как известно, министр из дорожной системы, то есть он прекрасно знает проблемы автомобильных дорог своей страны. Честно говоря, конференция — это уникальная возможность познакомиться с новыми технологиями всем специалистам, и не только дорожникам, но и транспортникам министерства собраться и направить свои усилия, чтобы сделать еще больший рывок в развитии дорожно-транспортного комплекса.

Так как в работе конференции примут участие специалисты дорожной сферы Бишкека, южной столицы Кыргызстана, которые начали строительство новых современных дорог под нагрузку на ось 13 тонн и работают над улучшением состояния сети автомобильных дорог, то им будет интересно ознакомиться с новыми технологиями в целом в сфере строительства дорог в Казахстане. Предполагается участие и представителей Кыргызского технического университета, в котором обучают специалистов-транспортников и дорожников.

— Когда пройдет второе мероприятие?

— Его запланировали тоже на текущий год — в дни юбилея института «Кыргыздор-

транс проект», которому исполняется 50 лет. Планируем обсудить вопросы, связанные с изысканием и проектированием автомобильных дорог в условиях гор и жаркого климата Кыргызстана. На это мероприятие намечен приезд коллег-дорожников, изыскателей, проектировщиков, которые расскажут о специфике изыскания и проектирования дорог в горных условиях. Я думаю, эти и другие мероприятия и наши прочные связи, которые всегда оставались на высоком уровне, должны помочь нашему брату-дорожнику в улучшении состояния и развитии сети автомобильных дорог в Кыргызстане.

Кстати, в предыдущие годы мы провели международный автопробег с привлечением специалистов международных организаций, чтобы изучить состояние автомобильных дорог в вашей горной стране, проблемы в дорожном строительстве и помочь в их решении, а также укрепить дружбу дорожниками стран СНГ и между братскими народами стран Центральной Азии в целом. Были и другие мероприятия. А вот после пробега замечания пользователей-кыргызстанцев и специалистов легли в основу документа-резолюции, на основании которого мы подготовили предложение по улучшению состояния дорог.

— Что вы думаете по поводу финансирования дорожной отрасли?

— К сожалению, надо констатировать, что после развала Советского Союза финансирование идет по остаточному принципу. Поверьте мне, человеку, посвятившему дорожной сфере много лет: если будет достаточно финансов, можно и в зимнее время проводить качественный ямочный ремонт, и при мелком дожде, технологии, правда, дорогостоящие. Но если в общем оценивать дороги Кыргызстана и России, то по комплексному показателю обеспеченности автомобильными дорогами вы находитесь впереди. Тем более Кыргызстан -страна гор и приходится строить и содержать дороги в тяжелых климатических условиях.

Поэтому все усилия следует сконцентрировать на привлечении ресурсов от мировых финансовых институтов и в первую очередь направить их на улучшение состояния и развития сети международных автомобильных дорог.

— Есть еще один вопрос — кадровый.

— В последнее время что-то не то происходит в некоторых странах в отношении кадров, особенно высококвалифицированных. Многие не думают о том, что министра готовят десятилетиями. Разбрасываться кадрами не стоит, потому что это золотой запас страны. Обидно становится, когда министров часто меняют — полгода, год, полтора, до смешного доходит. Он целой отраслью руководит, только в течение года входит в курс дела, узнает все нюансы и только на следующий год начинает давать отдачу. По данному вопросу я даже письменно обратился к президентам России В. Путину и Казахстана Н. Назарбаеву, что частая смена руководителей среднего звена, и особенно высшего, не идет на пользу отрасли. Не случайно известный полководец сказал: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Если так дело продолжится, дорожник, который только пришел на производство, не станет думать о том, что он должен расти…

— Еще одна проблема — сохранность.

— Я стараюсь очень просто отвечать и донести до специалистов, что вопросы, связанные с качеством и сохранностью дорог, продлением срока их службы, зависят от трех факторов: человеческого; погодно-климатического; интенсивности, в том числе нарастающей нагрузки на ось автомобиля.

Плохой специалист-дорожник — враг дорожной отрасли. Агрессивное воздействие погодно-климатического фактора — тоже своеобразный враг, но ничего не поделаешь, как говорится: «У природы нет плохой погоды». Третий фактор — прогресс — тоже в какой-то степени наш враг. Прогресс не остановишь — большегрузные машины, которые возят сверхнормативный груз, разрушают дороги. Надо, чтобы специалисты, профессионалы учитывали агрессивное воздействие климатически-погодных факторов. К примеру, асфальтобетон должен отвечать особенностям регионов, находящихся на разных высотных отметках. Битум и асфальтобетон, укладываемые на высоте 2,5-3 тыс. метров над уровнем моря, должны быть абсолютно другими. Казахстан, выполнив большую работу, составил специальную карту. Такую работу и вы должны проделать. Они использовали американскую систему SuperPave. С помощью проектного института и научных работников Кыргызстана мы можем подключиться к этой работе, подготовить документ, чтобы каждый регион использовал подходящей марки битум, тогда и асфальтобетон дольше прослужит.

Агрессивное воздействие большегрузных машин через ось автомобиля — большое. Раньше дороги проектировали на нагрузку по 6-8, максимум 10 тонн, сейчас под новую нагрузку нужно минимум 11,5 тонны, а то и 13,5.

 

Многие депутаты говорят о хороших дорогах, но основных факторов, которые агрессивно воздействуют на трассы, не знают. А если знают, то тогда должны выделять через бюджет соответствующие средства на ремонт и содержание дорог.

— Как вы думаете, достаточно ли эффективно наше министерство внедряет новые технологии, машины, механизмы?

— Вижу у вас первых такие добрые ростки. И как сказал новый министр, он собирается приобрести для дорожников две передвижные лаборатории, которые пустят по всем дорогам и определят их общее состояние, дадут оценку, и на этой основе можно дороги паспортизировать и правильно планировать работу в условиях ограниченных финансовых ресурсов, дифференцируя их по назначению, необходимости и важности. По его же инициативе создается при министерстве технический комитет с привлечением специалистов из различных министерств и ведомств, которым предстоит оценивать строящиеся дороги на предмет их качества и максимального срока эксплуатации.

Во главе каждой отрасли должны стоять специалисты, а если министр или руководитель — назначенец с политической точки зрения, то его первый заместитель обязательно должен быть специалистом, только тогда отрасль еще более-менее начнет развиваться, как и в целом экономика.

— А как сделать, чтобы наука шла впереди, руководители считались с предложениями ученых и быстрее их внедряли?

— Система должна работать. На уровне МСД мы можем помочь в этом вопросе. Систему надо создавать внутри министерства, страны и потом ее связывать с другими министерствами и государствами. В МСД мы самым простым языком говорим между собой, простой дорожник, ученый-дорожник, руководитель. В Кыргызстане должны знать, кто в Белоруссии хороший ученый-дорожник, кто в Казахстане и России, даже в Америке… Кстати, последнее заседание МСД мы проводили в США в рамках Всемирной выставки. Мы участвовали в конференциях, заслушали много докладов, связанных с асфальтобетоном и цементобетонным покрытием, в том числе с использованием передовой американской методики SuperPave. Другая задача МСД заключается в том, чтобы министры транспорта и дорог стран СНГ знали друг друга, касается это и заместителей министров, других специалистов.

Нужно создать мозговой центр, где ученые предлагают новое, передовое. А ученых надо поддерживать, а не разговаривать с ними по остаточному принципу. Есть деньги — дадим. Но есть и фундаментальная дорожная наука, просто дорожная наука, поэтому поддержка нужна, и прежде всего молодых специалистов, в том числе исследователей. Я думаю, что новый министр все это хорошо понимает.

Ведь именно ему принадлежат вышеупомянутые идеи по проведению научно-практической конференции на тему «Внедрение новых технологий на дорогах Кыргызстана» с участием представителей Межправительственного совета дорожников СНГ, его ассоциированных членов, гостей из ближнего и дальнего зарубежья, руководителей подведомственных организаций всех отраслей, курируемых Министерством транспорта и дорог Кыргызстана. Именно такие мероприятия, на мой взгляд, дадут возможность по-новому взглянуть на процесс строительства и ремонт дорог в стране с применением передовых технологий. Мы в МСД в этом вопросе поддержали нового министра. Да он сам одновременно избран и является председателем МСД, так что может сполна использовать ресурс нашей структуры в хорошем смысле на пользу своей стране. Мы только «за»!

Подготовила Татьяна ЕСИНА.






Добавить комментарий