Main Menu

Последний путь… Он трудный самый

Последний путь… Он трудный самыйБиблейская мудрость гласит: «Чтите и помните, ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков, ибо там, где не чтят мертвых, там не любят живых». К чести кыргызстанцев, они бережно хранят традиции поминовения. Однако по не зависящим от них причинам проводить сегодня в последний путь близких и родных — дело не только неподъемное в финансовом отношении, но и проблемное в моральном плане. Среди самых насущных проблем этой деликатной темы — критическая переполненность погостов, дефицит земельных площадей, отведенных под места захоронения, ценовой беспредел в прейскуранте оказываемых ритуальных услуг, коррупционное мздоимство, наличие околокладбищенской мафии, а также устаревшие нормативные акты.
Своими мыслями о нынешнем положении дел в важной сфере жизнебытования мы попросили поделиться квалифицированного специалиста в этой области экс-главу Бишкекского агентства ритуальных услуг Болота КАРАМУРАТОВА.

— Болот Аскарович, проблема захоронения усопших не только в столице, но и в регионах страны с каждым днем становится все актуальнее. В чем тут дело?

— Прежде всего в росте миграции населения внутри республики из сельских районов в крупные города, недостатке земельных участков для погребения усопших, отсутствии санитарной и экологической безопасности кладбищ, коррупционных схемах и злоупотреблениях, особенно при выделении места для похорон, а также в бытующем в обществе бездуховном отношении к усопшим. Трудно представить, но у нас церемония погребения и сегодня проходит по инструкции, утвержденной в 1985 году еще Министерством жилищного и коммунального хозяйства. Хоронят где попало и как попало: вдоль дорог и трасс, в непосредственной близости от сельхозугодий, мест выпаса скота, жилых домов и скотомогильников. Например, в Иссык-Кульском районе некоторые кладбища находятся почти на территории пансионатов. Особенно тяжелая ситуация с нехваткой земли под захоронения сложилась в столице. Ежегодно в Бишкеке хоронят около двух тысяч человек, несколько сотен невостребованных тел и более двух тонн биологических отходов. При этом из пяти городских погостов действует только один — Юго-Западное кладбище, где хоронят и мусульман, и христиан. По территории оно уже давно исчерпало себя. Правда, его можно расширить за счет склонов близлежащей горы. Но парадокс в том, что один из них принадлежит Аламудунскому району, а другой — Сокулукскому, и, чтобы начать здесь законные захоронения, необходимы вмешательство правительства и соответствующая инфраструктура. Ситуацию с дефицитом земли под захоронения можно исправить с введением в эксплуатацию кладбища в селе Гроздь, но по каким-то причинам открытие затягивается, хотя городские власти обещали его ввести в строй еще два года назад.

— А что же сельские погосты вокруг столицы? Здесь тоже наблюдается дефицит земли?

— Ее находят, но цены заоблачные. Они устанавливаются местными органами власти. Самое дорогое кладбище в селе Байтик, в других дешевле, но не намного, люди готовы заплатить любые суммы, чтобы достойно проводить в последний путь своих родственников и близких. Особенно тяжело приходится горожанам, у которых нет возможностей по тем или иным причинам хоронить своих близких в родных местах, а также представителям некоренной национальности.

— Вернемся, как вы их называете, к заоблачным суммам за последний приют для усопшего. Не секрет, что на том же Юго-Западном кладбище цены за место захоронения зависят от престижности его расположения и, как правило, по усмотрению так называемой кладбищенской мафии, хотя земля для погребения выделяется бесплатно…

— Вы совершенно правы. Повторюсь, люди готовы платить любые деньги за места на погосте для своих усопших родных и близких, следуя принципу «оргон аламдын арбагы нарды болсун, берилген акча садлачасына» (чтобы дух умершего был удовлетворен). Этим умело пользуются воротилы от могил и частные фирмы, занимающиеся похоронной деятельностью, вымогая денежные средства в сговоре с работниками кладбищ. Бизнес на человеческой скорби приносит им огромную прибыль налом, не принося пользу государству. Тогда как земля под захоронения, подчеркиваю, предоставляется на безвозмездной основе. Согласно смете, согласованной с органами антимонопольного регулирования, захоронение лиц мусульманского вероисповедания обходится в 13 тысяч сомов, а христианского — в 12 800 сомов. В эти суммы входит копка могилы и набор ритуальных принадлежностей (для христиан — гроб, деревянный крест, для мусульман — саван, табыт). Все вышеперечисленные негативные явления в этой столь важной сфере жизнедеятельности страны можно устранить, приняв закон «О погребении и похоронном деле», на мой взгляд, до мелочей регулирующий этот процесс. Разработчиком его проекта является ваш покорный слуга.

— Вот об этом, пожалуйста, подробнее…

— В проекте отражены три основополагающих принципа: гарантированный перечень услуг на погребение либо предоставление соответствующего пособия, предоставление на безвозмездной основе участка земли для захоронения, а также экологическая и санитарная безопасность мест погребения. Кроме того, в нем отражена норма, позволяющая хоронить умершего независимо от места его прописки, согласно волеизъявлению его или близких родственников.

Плата за услуги, не входящие в гарантированный перечень, производится за счет граждан, осуществляющих захоронения. Например, прокат юрты, кухонной утвари, организация поминальных обрядов и других мероприятий. После проведения похорон предприятие, их осуществившее, будет отчитываться и получать компенсацию за понесенные затраты из республиканского и местных бюджетов и средств Соцфонда. Для проведения закупок материалов можно будет вводить авансовые платежи, а окончательный расчет производить после исполнения работ. На все эти процедуры должны быть разработаны соответствующие инструкции.

Хочу особо подчеркнуть, что в предлагаемом проекте закона нет никакой политики, есть лишь четко обозначенная государственная поддержка граждан не только при их жизни, но и после смерти.

Такого мнения придерживаются простые граждане, многие общественные объединения — пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, воинов Афгана, баткенцев и других, — на чье обсуждение вынесли проект закона. В его итоговом варианте учтены практически все мнения заинтересованных сторон гражданского общества по урегулированию отношений в сфере погребения и похоронного дела.

— Болот Аскарович, насколько известно, у вашего детища незавидная судьба…

— Можно и так сказать. Разработанный мною проект закона был внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша V созыва Советом немцев в Кыргызстане осенью 2011 года. Имеются два официальных заключения правительства (постановления) о целесообразности проекта. Пройдя все необходимые инстанции в парламенте (комитеты, комиссии), в декабре 2015 года он был принят Жогорку Кенешем VI cозыва в третьем чтении и направлен на подпись главе государства. Однако Президент вернул его с возражениями в части источников финансирования.

Была образована согласительная группа, которая пришла к консенсусу в этом вопросе. Позже представители министерств финансов, труда и социального развития, ранее давшие добро проекту закона, кардинально меняют свое мнение и выступают с возражениями. В результате он повис в воздухе. Особо хочу отметить позицию Министерства труда и социального развития. По утверждению его высоких должностных лиц, проект закона способствует воспитанию иждивенчества у граждан, что противоречит национальной идеологии. Пользуясь случаем, хочу обратиться к главе государства, парламенту с просьбой принять данный закон и тем самым предотвратить кладбищенский коллапс.

Интервью брал Сергей СИДОРОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий