Как не заплутать в лабиринтах политэкономики
Москва и Бишкек желают укрепить старые связи. Кто же этому мешает?
Успеем ли заскочить в уходящий поезд?
Прошедшая 5 апреля в Бишкеке встреча Президента Алмазбека Атамбаева с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым была очень важной для двух стран с учетом непростой ситуации, что сложилась в последнее время. Особое внимание уделялось стратегическим проектам в гидроэнергетике, нефтегазовой сфере, а также перспективам нашей интеграции в рамках Таможенного и Евразийского экономического союза. Визит Лаврова снял напряженность по многим моментам. Но он же дал повод и для новых вопросов!
Безусловно, отношения с Кремлем имеют огромное значение для Кыргызстана. Очень важно, что будет происходить с интеграцией России, Белоруссии и Казахстана в рамках Евразийского союза, о которой много говорил в предвыборных статьях вновь избранный Президент Владимир Путин. Кыргызстан рассматривают как кандидата на вступление в данную организацию. Тем более сейчас не совсем понятно, что происходит с ЕврАзЭС, куда мы раньше входили вместе с тремя странами Таможенного союза и Таджикистаном. Евразийский союз в принципе и должен прийти на смену ЕврАзЭС, но его создание ожидается только к 2015 году, а пока мы остаемся в роли наблюдателя.
В.В.П. хочет увеличить ВВП
Владимир Владимирович хочет улучшить качество управления и приблизить страну к мировым стандартам. Для него это выглядит как личное дело и заявка выйти на новый уровень в своей деятельности. Он желает сделать российскую экономическую модель образцом для подражания. Подобно тому как сегодня экономики Германии и Франции являются локомотивом Евросоюза, Россия должна сыграть такую же роль в союзе Евразийском. Кыргызстан в принципе заинтересован войти в него, однако важно, чтобы его будущее не зависело от случайных факторов в самой России. Должно быть полное доверие, а деловая среда — комфортной для всех участников альянса.
Как пишет в своей статье Путин, правительству сегодня уже мало просто заниматься текущими проблемами. «Важно понять, что за вашей деятельностью наблюдают и каждое действие будет рассматриваться практически под микроскопом», — подчеркивает он.
Проекты и прожекты
Мы следим за тем, что происходит у северных соседей, считаем, что все должно быть прозрачно. Путин поясняет, что «речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры». Мы в Кыргызстане, что называется, обеими руками за такой подход!
Для отечественного бизнеса, всех кыргызстанцев интеграция сулит огромные возможности. Но здесь есть и серьезные темы, которые, кстати, беспокоят и наших казахстанских соседей. Проблема в том, что прекрасная по сути идея стратегической модернизации российской экономики слабо подкрепляется реальными делами. Слыша красивые декларации, мы одновременно наблюдаем в российской элите непоследовательные действия, увлеченность мелкими делами. И это очень странно для державы, перед которой стоят столь амбициозные цели.
Ату эту Камбар-Ату?
Сегодня Кыргызстан еще не в ТС, не в ЕЭП и только собирается присоединиться к процессу вслед за Астаной и Минском. Однако российские чиновники уже чувствуют себя очень уверенно в нашей экономике. У Москвы и Бишкека появились разногласия по поводу объектов, которые их энергокомпании собираются строить: это Камбар-Атинские ГЭС-1 и 2, станции на реке Сары-Жаз и Верхненарынский каскад. Они вошли в межправительственное соглашение, подписанное еще в 2008 году. А теперь курирующий энергетику вице-премьер Игорь Сечин привез к нам влиятельную делегацию из Минэнерго РФ, которая добивается пересмотра этого соглашения, требуя в обмен на свои инвестиции уже не 50% акций будущих гидростанций, а 75! Зачем же вице-премьеру и его подчиненным понадобилось пересматривать договоренности 2008 года? Если мы уже договорились о схеме 50х50, то почему теперь эти условия не устраивают?
У китайцев свои виды на наше богатство
Позиция Бишкека прежняя — нам надо развивать энергоотрасль, ждать нет времени, и поэтому в Москве должны определиться: или мы выполняем договоренности, как положено настоящим партнерам, или придется искать других компаньонов. Это и было доведено до сечинской команды, именно такую позицию Алмазбек Шаршенович озвучил и в недавнем интервью «КоммерсантЪ». «Если вы не хотите строить, то у нас есть другие желающие. Об этом я руководству России прямо сказал», — заявил Президент.
Варианты у нас, конечно, есть. Например, Китай. Пекин уже давно и с удовольствием участвует в возведении ГЭС в Центральной Азии. Рядом Казахстан, и там тоже имеются серьезные инвесторы. С кем-нибудь мы обязательно договоримся, но осадок-то остался. Если сегодня российские чиновники строят диалог с Кыргызстаном исходя из позиции «захотел — дал слово, захотел — взял обратно», то как они поведут себя, когда мы объединим наши экономики?
Бойцы старой гвардии
Основная проблема будущего Евразсоюза не в приоритетах, а в исполнителях. Особенно выделяется позиция «консервативного» блока, среди которых вице-премьер Игорь Сечин и ряд нефтяных магнатов, выступающих за государственный капитализм. Причем за ними не только слова, но и деньги крупных компаний и огромное влияние в политическом истеблишменте. Они олицетворяют «старую гвардию» вышедших из 1990-х годов отраслевых управленцев, владеющих крупными активами. Похоже, на первом месте для них — интересы промышленного клана, а не государства. Сечин и его соратники, конечно, могут быть сильными менеджерами. Но, судя по их действиям, для них важнее продвижение корпоративных интересов. Холдинги с их изначальной закрытостью являются здесь идеальной средой. В их рамках можно решать множество вопросов, важных как для властей (газоснабжение регионов, например), так и для своей команды. Иначе сложно объяснить настойчивое стремление сечинской группы сконцентрировать больше активов в рамках «Роснефти» и других подконтрольных компаний.
Это напрягает и Астану
Беспокоит сие положение и Казахстан, который уже находится в Таможенном союзе. И там развернулась дискуссия, почему в России практически нет единства в управлении экономикой и чем это чревато для Астаны, когда интеграция с федерацией перейдет на новую ступень.
В газете «Деловой Казахстан», в частности, анализируется роль того же Игоря Сечина. В центре внимания вопрос: по какому маршруту идти экономике РФ — либерализации и модернизации, как призывает Путин, или по проторенному пути госкапитализма? Этот выбор важен для всех нас, коли мы собираемся связать свою историю в рамках будущего Евразийского союза или нынешнего ТС. И выбор, очевидно, в Москве еще не сделан.
Степень влияния
В противовес позиции Путина вице-премьер, похоже, не хочет, чтобы активы торговались на открытом рынке, потому что гораздо выгоднее управлять ситуацией в других условиях. Сечину удалось наложить вето на программу приватизации крупнейших энергетических структур, которая была разработана и запущена Министерством экономического развития по поручению президента. Это наглядно отражает степень влияния вице в экономической сфере.
О Сечине в России пишут, что он стремится сохранить прямое управление отдельными госкомпаниями, особенно «Роснефтью», которую сам возглавлял ранее и за которой тянется шлейф разных историй. Упоминают, например, беспрецедентные выплаты на благотворительность в 422 млн. долларов, причем информацию об адресатах столь щедрой помощи «Роснефть» закрыла. Или неожиданную скупку в январе акций «Транснефти» неким господином Щербовичем, который был ранее введен в совет директоров данной компании. Некоторые источники пишут, что это сделано якобы в интересах Сечина незадолго до объявленного государством выкупа частного пакета бумаг «Транснефти».
По сути, мы наблюдаем «классику» госкапитализма образца 90-х, когда между финансово-промышленными элитами разворачиваются жесткое противоборство и война компроматов, выходящая на самый верх вертикали власти.
Как не попасть в кабалу к олигархам
Нам в Кыргызстане, конечно, не было бы особого интереса до подковерной борьбы российских кланов. Однако если мы хотим объединять экономики, то нам небезразличны процессы в стержневой стране Таможенного союза.
На примере с проектами Камбар-Аты и Нарына мы убедились, как решения, принимаемые российским руководством и крупным бизнесом, могут отражаться на нашем развитии. Поэтому вопрос, кто конкретно в Москве принимает решения — Путин ли, Сечин или кто-то еще, очень важен. Особенно если учесть, что сегодня власти КР тесно общаются с политиками из РФ, всецело подчеркивая наше стремление к сотрудничеству и заверяя их в вечной дружбе. Но в верхних эшелонах России есть фигуры, которые, похоже, уже сейчас рассматривают Таможенный и будущий Евразийский союзы с позиций своих интересов. Не приведет ли заигрывание с ними к превращению Кыргызстана в вотчину олигархических структур? Нужно ли нам попадать в зависимость от российских ФПГ?
Перспектива сближения с модернизированной страной ни у кого возражений не вызывает. Но интеграция должна идти цивилизованным путем, в противном случае это шаг назад, означающий для Кыргызстана добровольный отказ от суверенитета в интересах бизнес-элиты других стран.
История не терпит сослагательного наклонения, поэтому ошибиться здесь нельзя!
Канат ИБРАЕВ.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More