Main Menu

Как не заплутать в лабиринтах политэкономики

Москва и Бишкек желают укрепить старые связи. Кто же этому мешает?

Успеем ли заскочить в уходящий поезд?
Прошедшая 5 апреля в Бишкеке встреча Президента Алмазбека Атамбаева с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым была очень важной для двух стран с учетом непростой ситуации, что сложилась в последнее время. Особое внимание уделялось стратегическим проектам в гидроэнергетике, нефтегазовой сфере, а также перспективам нашей интеграции в рамках Таможенного и Евразийского экономического союза. Визит Лаврова снял напряженность по многим моментам. Но он же дал повод и для новых вопросов!
Безусловно, отношения с Кремлем имеют огромное значение для Кыргызстана. Очень важно, что будет происходить с интеграцией России, Белоруссии и Казахстана в рамках Евразийского союза, о которой много говорил в предвыборных статьях вновь избранный Президент Владимир Путин. Кыргызстан рассматривают как кандидата на вступление в данную организацию. Тем более сейчас не совсем понятно, что происходит с ЕврАзЭС, куда мы раньше входили вместе с тремя странами Таможенного союза и Таджикистаном. Евразийский союз в принципе и должен прийти на смену ЕврАзЭС, но его создание ожидается только к 2015 году, а пока мы остаемся в роли наблюдателя.

В.В.П. хочет увеличить ВВП
Владимир Владимирович хочет улучшить качество управления и приблизить страну к мировым стандартам. Для него это выглядит как личное дело и заявка выйти на новый уровень в своей деятельности. Он желает сделать российскую экономическую модель образцом для подражания. Подобно тому как сегодня экономики Германии и Франции являются локомотивом Евросоюза, Россия должна сыграть такую же роль в союзе Евразийском. Кыргызстан в принципе заинтересован войти в него, однако важно, чтобы его будущее не зависело от случайных факторов в самой России. Должно быть полное доверие, а деловая среда — комфортной для всех участников альянса.
Как пишет в своей статье Путин, правительству сегодня уже мало просто заниматься текущими проблемами. «Важно понять, что за вашей деятельностью наблюдают и каждое действие будет рассматриваться практически под микроскопом», — подчеркивает он.

Проекты и прожекты
Мы следим за тем, что происходит у северных соседей, считаем, что все должно быть прозрачно. Путин поясняет, что «речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры». Мы в Кыргызстане, что называется, обеими руками за такой подход!
Для отечественного бизнеса, всех кыргызстанцев интеграция сулит огромные возможности. Но здесь есть и серьезные темы, которые, кстати, беспокоят и наших казахстанских соседей. Проблема в том, что прекрасная по сути идея стратегической модернизации российской экономики слабо подкрепляется реальными делами. Слыша красивые декларации, мы одновременно наблюдаем в российской элите непоследовательные действия, увлеченность мелкими делами. И это очень странно для державы, перед которой стоят столь амбициозные цели.

Ату эту Камбар-Ату?
Сегодня Кыргызстан еще не в ТС, не в ЕЭП и только собирается присоединиться к процессу вслед за Астаной и Минском. Однако российские чиновники уже чувствуют себя очень уверенно в нашей экономике. У Москвы и Бишкека появились разногласия по поводу объектов, которые их энергокомпании собираются строить: это Камбар-Атинские ГЭС-1 и 2, станции на реке Сары-Жаз и Верхненарынский каскад. Они вошли в межправительственное соглашение, подписанное еще в 2008 году. А теперь курирующий энергетику вице-премьер Игорь Сечин привез к нам влиятельную делегацию из Минэнерго РФ, которая добивается пересмотра этого соглашения, требуя в обмен на свои инвестиции уже не 50% акций будущих гидростанций, а 75! Зачем же вице-премьеру и его подчиненным понадобилось пересматривать договоренности 2008 года? Если мы уже договорились о схеме 50х50, то почему теперь эти условия не устраивают?

У китайцев свои виды на наше богатство
Позиция Бишкека прежняя — нам надо развивать энергоотрасль, ждать нет времени, и поэтому в Москве должны определиться: или мы выполняем договоренности, как положено настоящим партнерам, или придется искать других компаньонов. Это и было доведено до сечинской команды, именно такую позицию Алмазбек Шаршенович озвучил и в недавнем интервью «КоммерсантЪ». «Если вы не хотите строить, то у нас есть другие желающие. Об этом я руководству России прямо сказал», — заявил Президент.
Варианты у нас, конечно, есть. Например, Китай. Пекин уже давно и с удовольствием участвует в возведении ГЭС в Центральной Азии. Рядом Казахстан, и там тоже имеются серьезные инвесторы. С кем-нибудь мы обязательно договоримся, но осадок-то остался. Если сегодня российские чиновники строят диалог с Кыргызстаном исходя из позиции  «захотел — дал слово, захотел — взял обратно», то как они поведут себя, когда мы объединим наши экономики?

Бойцы старой гвардии
Основная проблема будущего Евразсоюза не в приоритетах, а в исполнителях. Особенно выделяется позиция «консервативного» блока, среди которых вице-премьер Игорь Сечин и ряд нефтяных магнатов, выступающих за государственный капитализм. Причем за ними не только слова, но и деньги крупных компаний и огромное влияние в политическом истеблишменте. Они олицетворяют «старую гвардию» вышедших из 1990-х годов отраслевых управленцев, владеющих крупными активами. Похоже, на первом месте для них — интересы промышленного клана, а не государства. Сечин и его соратники, конечно, могут быть сильными менеджерами. Но, судя по их действиям, для них важнее продвижение корпоративных интересов. Холдинги с их изначальной закрытостью являются здесь идеальной средой. В их рамках можно решать множество вопросов, важных как для властей (газоснабжение регионов, например), так и для своей команды. Иначе сложно объяснить настойчивое стремление сечинской группы сконцентрировать больше активов в рамках «Роснефти» и других подконтрольных компаний.

Это напрягает и Астану
Беспокоит сие положение и Казахстан, который уже находится в Таможенном союзе. И там развернулась дискуссия, почему в России практически нет единства в управлении экономикой и чем это чревато для Астаны, когда интеграция с федерацией перейдет на новую ступень.
В газете «Деловой Казахстан», в частности, анализируется роль того же Игоря Сечина. В центре внимания вопрос: по какому маршруту идти экономике РФ — либерализации и модернизации, как призывает Путин, или по проторенному пути госкапитализма? Этот выбор важен для всех нас, коли мы собираемся связать свою историю в рамках будущего Евразийского союза или нынешнего ТС. И выбор, очевидно, в Москве еще не сделан.

Степень влияния
В противовес позиции Путина вице-премьер, похоже, не хочет, чтобы активы торговались на открытом рынке, потому что гораздо выгоднее управлять ситуацией в других условиях. Сечину удалось наложить вето на программу приватизации крупнейших энергетических структур, которая была разработана и запущена Министерством экономического развития по поручению президента. Это наглядно отражает степень влияния вице в экономической сфере.
О Сечине в России пишут, что он стремится сохранить прямое управление отдельными госкомпаниями, особенно «Роснефтью», которую сам возглавлял ранее и за которой тянется шлейф разных историй. Упоминают, например, беспрецедентные выплаты на благотворительность в 422 млн. долларов, причем информацию об адресатах столь щедрой помощи «Роснефть» закрыла. Или неожиданную скупку в январе акций «Транснефти» неким господином Щербовичем, который был ранее введен в совет директоров данной компании. Некоторые источники пишут, что это сделано якобы в интересах Сечина незадолго до объявленного государством выкупа частного пакета бумаг «Транснефти».
По  сути,  мы  наблюдаем «классику» госкапитализма образца 90-х, когда между финансово-промышленными элитами разворачиваются жесткое противоборство и война компроматов, выходящая на самый верх вертикали власти.

Как не попасть в кабалу к олигархам
Нам в Кыргызстане, конечно, не было бы особого интереса до подковерной борьбы российских кланов. Однако если мы хотим объединять экономики, то нам небезразличны процессы в стержневой стране Таможенного союза.
На примере с проектами Камбар-Аты и Нарына мы убедились, как решения, принимаемые российским руководством и крупным бизнесом, могут отражаться на нашем развитии. Поэтому вопрос, кто конкретно в Москве принимает решения — Путин ли, Сечин или кто-то еще, очень важен. Особенно если учесть, что сегодня власти КР тесно общаются с политиками из РФ, всецело подчеркивая наше стремление к сотрудничеству и заверяя их в вечной дружбе. Но в верхних эшелонах России есть фигуры, которые, похоже, уже сейчас рассматривают Таможенный и будущий Евразийский союзы с позиций своих интересов. Не приведет ли заигрывание с ними к превращению Кыргызстана в вотчину олигархических структур? Нужно ли нам попадать в зависимость от российских ФПГ?
Перспектива сближения с модернизированной страной ни у кого возражений не вызывает. Но интеграция должна идти цивилизованным путем, в противном случае это шаг назад, означающий для Кыргызстана добровольный отказ от суверенитета в интересах бизнес-элиты других стран.
История не терпит сослагательного наклонения, поэтому ошибиться здесь нельзя!

Канат ИБРАЕВ.






Добавить комментарий