Main Menu

Кому — романтика, кому — артерия жизни

Поезда… Перестук колес, мелькающие за окном города, деревни, степи, «и опять проводник выдаст белье и чай, и опять не усну, и опять сквозь грохот колес мне послышится слово: «Прощай!»… Только уже давно поездка по маршруту Бишкек — Москва вместо такой вот дорожной романтики предлагает излишнюю нервотрепку. Нет, по СНГ мне доводилось ездить  только в казахстанских составах, но несколько лет назад пришлось сажать в Бишкеке в поезд знакомую женщину. Кое-как протиснувшись с ее чемоданами в толкающемся и галдящем людском море к весам, а оттуда — к составу, мы с большим трудом по узкому коридору попали через клетчатые баулы, тюки и чемоданы, бесцеремонных пассажиров и их провожатых в плацкартный вагон, а там с трудом отвоевали клочок свободного пространства посреди нагромождения вещей.

Однако на днях в такой же поезд, направлявшийся в столицу России, мы — журналисты — попали без боев локтями, а в вагонах подивились их относительной пустоте. Предполагать, что руководство ГП «Кыргыз темир жолу» специально подсуетилось к нашему визиту, было бы весьма глупо: разве им выгодно лишаться прибыли и «держать» билеты? По словам генерального директора этого предприятия Аргынбека Малабаева, обычная наполненность вагонов составляет 40%. Дело в том, что с тех пор, как заработали правила Таможенного союза, «челноков» поубавилось. К тому же в последнее время разница в ценах на авиа- и железнодорожные билеты была небольшой. Правда, недавно стоимость перелета возросла и поезда стали более востребованными. К примеру, один из пассажиров, представившийся Русланом, тоже признался, что раньше всегда летал самолетами и едет в поезде впервые.
Но обо всем по порядку. С ситуацией на железнодорожной станции «Бишкек-2» ознакомились столичные журналисты в ходе рейда, организованного пресс-службой правительства совместно с ГП «Кыргыз темир жолу». Поводом для медиатура стали жалобы граждан на работу этого предприятия, поступившие на антикоррупционный сайт правительства (anticorr.gov.kg) и  рассмотренные на заседании кабмина под председательством премьера Омурбека Бабанова 23 марта.
В здании вокзала мы обратили внимание на развешанные объявления с призывами не покупать билеты у посторонних, указанием адреса антикоррупционного сайта, расценками на билеты, правилами возврата платежей и так далее. Нас встретил сам Аргынбек Малабаев и начал рассказывать о работе ведомства. Мол, сейчас нет перепродажи билетов, потому что они именные, реализуются по предъявлении паспорта, а количество имеющихся в наличии указывается на электронном табло (правда, мы сами не видели). Сведения о продаже сохраняются в электронной базе. На 1 билет можно провозить до 36 кг бесплатно и 14 кг — за отдельную плату, то есть не более 50 кг в общем.
Вообще, за последнее время было уволено 70 сотрудников ГП именно за провоз безбилетников и неоформленного багажа. К примеру, некоторые проводники сами занимались коммерцией: набивали все щели вагонов товаром, который потом реализовывали в России. А казахстанские или российские таможенники, обнаруживая его, штрафовали «Кыргыз темир жолу». Поэтому, сообщили представители ведомства, была уволена, к примеру, Динара Осмонжанова, из-за которой ГП было оштрафовано на 47 тыс. долларов.
К слову, как раз в день медиатура эта женщина появилась на вокзале и стала скандалить, заявляя о незаконности увольнения. А работающие проводники, ее бывшие коллеги, как, например, Арзыгуль Кадырова, заверяли нас в том, что не стоит слушать Осмонжанову, потому как за ней действительно были нарушения. Да и странная у экс-работников логика: «Что мы — завод, что ли, или производство какое? Чего нас проверять? То ревизоры нас проверяют, то еще кто-то».
Между тем возник стихийно и другой митинг: журналистам пожаловаться на свою горькую долю, пользуясь моментом, решили и предприниматели. Не сразу удалось понять суть претензий в хоре криков о необходимости кормить семьи. Как заявила одна из них, Карлыгач Бабыгулова, вот уже месяц как они не могут отправить в Россию свои товары: больше 50 кг у них не принимают. А в последнее время, мол, даже положенные 36 кг не берут: повесили на ворота замок, ссылаясь на наведение порядка. Коммерсанты же просят, во-первых, разрешить провозить больше 50 кг, во-вторых, заявляют, что готовы платить за перегруз.
Аргынбек Малабаев пытался объяснить им, что с образованием Таможенного союза заработали новые правила. Теперь на территорию России и Казахстана можно ввозить беспрепятственно товары, произведенные в Кыргызстане, например одежду, а вот китайский или турецкий ширпотреб будет растаможиваться по 4 евро за килограмм. Это самим же предпринимателям невыгодно, поэтому дополнительные багажные вагоны отправлялись в Россию пустыми: никто не хотел сдавать свой товар, «воздух туда-сюда гоняли». Вот и не пускает «Кыргыз темир жолу» импортную продукцию. А вообще за перевозку багажа отвечает компания «Биек-карго».
Но, наверное, какие-то недочеты все же есть, потому что буквально при нас С. Махмудову с ребенком и пожилой матерью не пускали в вагон из-за нескольких коробок: они показались проводникам достаточно большими, хотя пассажиры уверяли, что взвешивали их и квитанция имеется. Стороны все же разобрались, конфликт был улажен, и семейство со слезами, но попало внутрь.
И вот состав тронулся и мы стали надоедать путникам, пытаясь вызвать на откровенность. Однако многие говорили, что путешествуют на кыргызстанских поездах впервые и сравнивать им не с чем. Другие отвечали, что пока их все устраивает: билеты купили без проблем (а вышеупомянутый Руслан даже по Интернету), товаров с собой не везут, едут либо к родственникам, либо в поисках работы: «Мы только отъехали, не знаем, что дальше будет». Наш придирчивый взгляд тоже никаких вопиющих фактов не обнаружил: и белье вроде чистенькое, веселеньких таких расцветок, и вагоны приличные, не «ушатанные». Санузлы такие же, как в казахстанских (хотя в скоростных испанского производства поездах уборные — просто блеск в сравнении с нашим эсэнговским сервисом).
Как пояснил начальник поезда Сатарбек Сатынбеков, вагоны действительно новые. Недавно приобрели матрасы, постельное белье, подушки. Нет проблем с углем. В вагоне-ресторане порадовала приятная обстановка. На сервированных столах — искусственные розы в вазах, печенье, булочки, даже варенье. Как сообщила заведующая вагоном-рестораном Гульмира Солпиева, готовила она его собственноручно. Я засомневалась, спросила, может, это специально к нашему визиту такая красота, но женщина стала уверять, что у них такой сервис всегда: «Стараемся, клиентов заманиваем». По ее словам, в первый день пассажиры обходятся больше собственными припасами, но потом не выдерживают и заглядывают сюда. Мои коллеги тоже отведали ресторанной стряпни и остались довольны.
Наш путь завершился на станции в селе Беловодском. Оттуда мы вернулись в город, а состав поехал дальше.
К слову, Аргынбек Малабаев полон планов пристроить к зданию вокзала терминалы, которые позволят отъезжающим оперативно и не на улице проходить таможенный и пограничный контроль.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото автора.






Добавить комментарий