Main Menu

Реализуя конституционное право. Электронная база данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Основной закон Кыргызской Республики гарантирует право гражданина на охрану здоровья. Неотъемлемая часть механизма реализации этого конституционного права — обеспечение доступа граждан к лекарствам.

Гармоничное развитие фармацевтического сектора, упорядочение рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прозрачность их движения и ценовая доступность призваны во многом обеспечить реализацию прав граждан Кыргызстана на охрану здоровья. Правомерным и очевидным в этом случае являются вопросы: как упорядочить рынок лекарственных средств, каким образом достичь прозрачности в сфере лекарственного обращения и, что самое важное, какие меры способны обуздать рост цен на фармацевтическую продукцию? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили генерального директора Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения Гульмиру ШАКИРОВУ.

— Гульмира Абидиновна, в чем, на ваш взгляд, основная задача системы лекарственного обеспечения в Кыргызстане и что собой представляет отечественный рынок лекарственных средств?

— Повышение уровня доступности лекарственных средств для населения — это главная, так сказать, стратегическая задача системы, из которой вытекают такие направления, как расширение ассортимента лекарственных препаратов и сдерживание роста цен на них. Вопрос, который на протяжении ряда последних лет решает департамент, а именно создание электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, по моему мнению, способен внести ясность в обсуждаемую проблематику.

Сегодня оборот лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) в Кыргызстане представляет собой несколько сумбурный, хотя и достаточно насыщенный товарами рынок. При том что рынок лекарственных средств в Кыргызстане по своему объему относительно невелик, в настоящее время на нем присутствует более шести тысяч наименований продукции зарубежных и отечественных производителей ЛС и ИМН, из которых четыре тысячи наименований — это лекарственные препараты.

Перенасыщенность порождает целый ряд серьезных проблем. Чтобы занять достойное место на рынке, производители фармацевтической продукции прибегают к самым различным маркетинговым шагам, нередко выходящим за рамки этических представлений о чистом бизнесе. Активная реклама в средствах массовой информации зачастую приводит к бесконтрольному и чрезмерному потреблению ЛС среди населения. Люди, насмотревшись рекламы, попросту начинают заниматься самолечением, а это, как вы понимаете, ни к чему хорошему привести не может. В числе наиболее острых проблем нужно отметить постоянно повышающиеся цены на ЛС и ИМН. Этот показатель тяжелым бременем ложится на плечи населения и прежде всего сказывается на бюджете малоимущих слоев, значительно ограничивая их доступ к эффективным и действенным препаратам.

Несомненно, актуальным и важным остается необходимость дальнейшего совершенствования процессов регулирования, связанных с вопросами безопасности, эффективности и качества ЛС, продвижения принципов рационального их использования в практическом здравоохранении, обеспечения прозрачности деятельности в сфере лекарственного обращения. Создание национальной базы данных ЛС и ИМН (НБД) и внедрение ее в Единую базу данных здравоохранения Кыргызстана, думаю, существенно облегчит решение всех этих проблем.

К примеру, НБД включит в себя данные о наличии того или иного препарата на рынке ЛС, что позволит контролируемо расширять ассортимент и в то же время регулировать вопрос насыщения рынка ЛС дублирующими препаратами. Информация НБД о ценах позволит регулировать необоснованный рост цен, обеспечит возможность выбора препарата в соответствии с финансовыми возможностями граждан.

— Наверняка создание электронной базы данных — дело хлопотное и далеко не простое даже при том, что сегодня возможности высоких технологий практически неограниченны? Если можно, расскажите подробнее о базе данных ЛС.

— Мы называем ее национальной базой данных, потому что данная электронная программа станет работать на всю страну, для всех и каждого. Понятно, что суть не в названии, а в содержании и работоспособности. На сегодня Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения уже разработал принципы и основы электронной базы данных ЛС и ИМН, определил ее задачи и приоритеты. В настоящее время наши специалисты вплотную приступили к технологической составляющей НБД.

Создание и внедрение НБД предусматривает несколько этапов. Полное внедрение НБД по республике планируется к 2020 году. В 2017-м мы наметили:

1) модернизировать информационную систему нашего департамента на основе нормативно-справочной информации (НСИ);

2) разработать порядок взаимного обмена информацией о ЛС с использованием НСИ, это необходимо для исключения пробелов и дублирования ЛС при проведении госзакупок;

3) внедрить НСИ лекарственных средств в электронные медицинские карты и другие автоматизированные системы учета в организациях здравоохранения;

4) подготовить перечень справочников и классификаторов, необходимых для реализации ЭБД ЛС и «электронного» здравоохранения;

5) проанализировать ситуацию с обеспеченностью компьютерной техникой организаций здравоохранения. Без этого, как вы понимаете, функционирование НБД просто невозможно.

— Насколько мне известно, сегодня каждое уважающее себя ведомство имеет собственный электронный справочник, регистрационные реестры и т. д., в том числе и медицинские учреждения переходят к электронным методам регистрации. Этого недостаточно разве?

— Мы с вами говорим о лекарственном обеспечении. Хочу обратить ваше внимание на нынешнюю ситуацию с базами данных в этой сфере. Все ведомства, имеющие отношение к сфере лекарственного обращения, как вы справедливо заметили, имеют свою базу данных, в том числе Социальный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, организации здравоохранения, Министерство финансов и т. д. И каждое ведомство работает со своими данными автономно, в результате мы получаем на рынке ЛС и ИМН серьезные сбои и путаницу.

На сегодня у нас нет единого стандарта данных. Есть справочник препаратов и медтехники, разработанный нашим департаментом, который используется для регистрации, сертификации и выдачи разрешений на ввоз ЛС и МТ. ФОМС пользуется собственным справочником препаратов для учета рецептов. Торговая площадка Минфина работает со своим справочником для закупок, к тому же каждая организация здравоохранения ориентируется на данные своих справочников для учета ЛС и МТ. В этих условиях практически невозможно сравнивать и регулировать цены. Нет единой базы данных и по фармацевтическим организациям.

Отсутствие такой базы данных приводит к недостатку объективной информации, к взаимному непониманию участников рынка ЛС, требует дополнительных усилий для сбора и анализа данных по лекарственным средствам, фармацевтическим компаниям, по качеству и правомерности присутствия на рынке того или иного препарата. В конечном итоге пациент, остро нуждающийся в том или ином лекарственном препарате, элементарно может его не получить, потому что именно эта позиция при закупках осталась незакрытой по причине несогласованности действий участников рынка ЛС.

Электронная база данных предусматривает внедрение единого набора справочников и классификаторов, оптимизацию системы электронных закупок ЛС и ИМН, повышение эффективности контроля движения ЛС и ИМН, внедрение единой системы электронных рецептов. Таким образом, НБД обеспечит доступность и рациональное использование безопасных, эффективных и качественных ЛС и ИМН, существенно облегчит процесс принятия своевременных и согласованных решений в сфере лекарственного обращения, выведет на новый уровень возможности контроля за обращением ЛС и ИМН. Все это в немалой степени призвано снизить уровень коррупционных рисков в сфере лекарственного обращения.

— Спасибо!

Беседовала

Анастасия ЛЕВИНА.






Добавить комментарий