Main Menu

Терроризм и экстремизм без границ и национальности. Как предотвратить отток молодых людей в радикальные религиозные организации?

Терроризм и экстремизм без границ и национальности
Родился в 1959 году в селе А. Огонбаева Таласского района. Окончил Высшие курсы КГБ СССР (г. Алма-Ата — 1984 г., г. Ташкент — 1987 г., г. Киев — 1989 г.) С 1982-го по 2009 год служил в органах национальной безопасности, пройдя путь от оперуполномоченного до начальника управления. Возглавлял подразделения по противодействию экстремизму, терроризму, а также организованной преступности и международному наркотрафику. Полковник запаса.

В декабре прошлого года Центр исследования религиозной ситуации, созданный при Госкомиссии по делам религии, открыл Информационно-консультативный центр (ИКЦ) религии с телефоном доверия 1592. Как сообщалось на сайте Госкомиссии по делам религий, это было вызвано острой необходимостью систематической профилактической информационно-разъяснительной работы для предотвращения радикализации граждан на религиозной почве. В центре дежурят теолог, психолог и юрист. Они готовы выслушать вас, ответить на вопросы по телефону или проконсультировать при личной встрече. Гость редакции — директор Центра исследования религиозной ситуации Идирисбек Эсенжанович МУРАТАЛИЕВ.

— Идирисбек Эсенжанович, телефон доверия 1592 действует уже четыре месяца. Насколько востребованным он оказался? Звонят ли, приходят ли люди на консультацию?

— К апрелю поступило более 200 звонков. Личных консультаций меньше: 10-15. Много это или мало? Мы строим работу Информационно-консультативного центра на принципах анонимности абонента и консультанта, конфиденциальности разговоров и толерантности. Щекотливость и сложность темы вызывают определенные опасения у тех, у кого возникает повод для обращения к нам. Для того чтобы люди поверили, нужно время. Есть еще один принцип, который, к сожалению, пока не удалось реализовать в полной мере, — бесплатность звонков. Звонки бесплатные для абонентов стационарных городских линий Бишкека, с мобильных телефонов — должны оплачиваться, и это справедливо вызывает недовольство. Но мы пытаемся разрешить ситуацию. Нужны время и большие финансовые затраты. Если сумеем найти выход, думаю, количество звонков вырастет. Мы ведь консультируем не только по вопросам экстремизма или радикализма, но и по более широкому кругу проблем, касающихся религии, деятельности религиозных организаций и пр.

— Какого возраста люди чаще всего звонят вам?

— Я бы сказал, от 30 до 50 лет. Молодежь обращается редко. Это и понятно, у них ведь возможностей и навыков получения информации гораздо больше, чем у старшего поколения. Я говорю прежде всего об Интернете. Другой вопрос: как они используют эту информацию…

— Из каких регионов в основном обращается народ?

— Звонят практически из всех регионов. Особый интерес проявляют жители юга. Поэтому решается вопрос об открытии Информационно-консультативного центра в Оше.

— К кому больше всего направлено вопросов или просьб: теологу, психологу или юристу?

— Конечно же, к теологу и юристу. Причем подавляющее число вопросов связано с исламом.

Что касается психологической помощи, то у большинства людей не сформирована потребность в ней. Может быть, они даже и не знают о роли, которую мог бы сыграть в разрешении той или иной возникшей сложности психолог.

— О чем чаще всего спрашивают или просят?

— Теологу чаще приходится консультировать на тему толкования религиозных канонов и их применения. Юристу — разъяснять нормы законодательства КР о религии, деятельности религиозных организаций на территории страны, а также нормы, регулирующие ответственность за экстремистскую и террористическую деятельность. На начальном этапе было много звонков о том, для чего создан Информационно-консультативный центр.

…Определенную часть населения, видимо, беспокоит усиление роли ислама в обществе, тревожат беспорядочное строительство мечетей, неконтролируемая деятельность медресе.

Поэтому они обращаются, чтобы понять причины этого. Очень много вопросов, связанных с деятельностью религиозных общин (жамаатов) — Таблиги Джамаат, Йакын-инкар, салафитов и др., с внешней атрибутикой верующих (ношение бороды, хиджаба, другой одежды), спрашивают о правовых школах в исламе, о предписаниях по исполнению норм шариата и др. Спектр мнений самый широкий. Причем некоторые забывают, что телефон доверия — это консультационный орган, и выступают с требованиями к деятельности госорганов, в частности, к Госкомиссии по делам религий или 10-му управлению МВД. В таком случае мы перенаправляем абонентов и посетителей в соответствующие органы, консультируем, как сделать это правильно.

То есть в рамках проекта стремимся оказать квалифицированную помощь в разъяснении вопросов, связанных с понятием светскости государства, нормами законодательства Кыргызской Республики, основами традиционного для нашей страны ислама и христианства. Анализ обращений к телефону доверия показывает, что населению не безразлична проводимая государством работа в религиозной сфере, и позволяет понять, какого рода информация о религии, об исламе востребована. На наш взгляд, необходимо полнее информировать народ о проводимых мероприятиях в рамках реализации Концепции в религиозной сфере.

— Четыре месяца, конечно, небольшой срок, но все же, как вы считаете, в какой степени Информационно-консультативному центру удается решать основную поставленную перед ним задачу: путем информирования и разъяснения предупреждать уход людей в радикальные религиозные организации?

— Полностью с вами согласен, четыре месяца — небольшой срок. Но сиюминутного эффекта и не ожидалось. Для нас было важным определить реакцию наших людей на функционирование подобных центров, их востребованность. Поступил ряд предложений продолжить работу Информационно-консультативного центра, над чем и ломаем сейчас голову. Считаю, что с поставленной задачей он справился и мог бы сделать еще больше, будь его финансирование увеличено. Ведь на сегодня ИКЦ пока не имеет аналогов. Общество Кыргызстана нуждается в таком учреждении.

— Центр исследования религиозной ситуации, которым вы руководите, тоже создан относительно недавно: немногим более года назад. Но наверняка уже проделана базовая аналитическая работа. Охарактеризуйте, пожалуйста, современную религиозную ситуацию в нашей стране: что прежде всего у вас вызывает тревогу?

— Если коротко о нашем центре, то он создан Указом Президента Кыргызской Республики для повышения эффективности государственной политики в религиозной сфере. Перед нами поставлены задачи: формировать и развивать национальную систему исследования, мониторинга и анализа религиозной ситуации; вырабатывать предложения и рекомендации по предупреждению, профилактике и реагированию на проблемы и конфликты, имеющие религиозную основу.

…Конечно же, религия играет важную роль в обществе, регулируя отношения между государством и гражданином, между различными социальными группами и конфессиями, влияя на индивидуальное мировоззрение, мораль и психологическое равновесие верующего. Со времени приобретения независимости у нас в стране наблюдается тенденция постоянного увеличения количества верующих и различных религиозных организаций. На сегодня их зарегистрировано более 3 000. Однако думается, что в ближайшие годы темпы роста количества религиозных организаций стабилизируются.

Увеличение числа культовых объектов стало возможным благодаря либеральной политике нашего государства и активной работе миссионеров из зарубежных стран, а также финансовой и идеологической подпитке иностранных религиозных организаций и отдельных деятелей. Этот процесс привел к расслоению мусульманской общины, дошло до того, что представители жамаатов обвиняют друг друга в неверности. Большую роль здесь играет идеологическая составляющая исламских течений.

Особого внимания требует система религиозного образования. Ее нынешнее состояние создает условия для искаженного толкования основ ислама и других вероучений. Речь идет о религиозных знаниях не только населения, но и имамов, преподавателей медресе. Так, например, среди преподавателей медресе существует латентное противостояние требованию о необходимости у них светского образования. Некоторые из них полагают, что наличие светских знаний у учащихся медресе необязательно.

Наблюдается использование религиозных ценностей в политических процессах с целью поддержки отдельной конфессии, что противоречит Конституции Кыргызской Республики. Появляется угроза дальнейшей политизации ислама, что чревато последствиями и угрозой светскому характеру государства, и поэтому беспокоит прежде всего.

— Много ли у нас акбаржонов джалиловых (Акбаржон Джалилов — предполагаемый исполнитель недавнего теракта в санкт-петербургском метро. — Ред.), то есть молодых людей, которые могут благодаря существующим в Кыргызстане обстоятельствам и условиям оказаться в сетях ИГ?

— Во-первых, мы не должны забывать, что Акбаржон Джалилов являлся гражданином Российской Федерации и уже в течение длительного времени проживал в Санкт-Петербурге, так что неизвестно, где и когда его завербовали в ряды ИГ. Во-вторых, наше государство признало, что позиция невмешательства, ослабление регулирующих функций в религиозной сфере являются ошибочной стратегией, и принятыми мерами в последние годы удалось несколько выровнять религиозную динамику. Впереди — огромная и кропотливая работа по реформированию религиозного образования, ведь сегодня в стране огромное количество медресе — 78. Мониторинг их деятельности показал, что большинство из них не в состоянии дать полноценного религиозного образования, не говоря о светском. В итоге страдают дети, лишаясь перспективы на будущее. Конечно, они и будут объектами устремлений экстремистских организаций.

— По неофициальной информации, едва ли не в каждом селе юга Кыргызстана действуют подпольные ячейки различных религиозных организаций экстремистской направленности. Это так?

— Нет конечно. В последнее время в средствах массовой информации соседних государств преподносят Кыргызстан чуть ли не как рай для экстремизма и терроризма. Со стороны наших соседей это по крайней мере некорректно, поскольку терроризм и экстремизм не имеют границ и национальностей. Сегодня даже самые сильные державы мира не застрахованы от террористических актов, о чем свидетельствуют последние события в России и европейских странах.

— Что и как нужно менять, чтобы предотвратить вербовку нашего населения в религиозные экстремистские организации?

— За последние два года во всех регионах страны в рамках реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере проведен ряд мероприятий. Это и тренинги, и обучающие семинары с привлечением населения, религиозных лидеров, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, и дискуссии с участием экспертов, официального духовенства, активистов НПО. Аналогичные мероприятия проведены в вузах и школах. В качестве пилотного проекта в десяти школах введен предмет «История религиозной культуры». С сентября 2015 года на базе Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева в экспериментальном порядке открыт теологический колледж. Создается Институт по подготовке руководящих кадров ДУМК. Открытие Информационно-консультативного центра — тоже часть этой политики. Как я уже упомянул, такой же центр планируется в Оше.

Необходимо разработать концепцию информационного противодействия идеологии терроризма, распространяемой в первую очередь в Интернете, а также в средствах массовой информации. Продолжить профилактическую работу среди молодежи и женщин по противодействию радикализации. Регулярно мониторить религиозную ситуацию во всех регионах республики. Тщательно отслеживать всех, кто получает религиозное образование за рубежом, и их дальнейшую деятельность. И самое главное, предстоит большая работа по реформированию системы религиозного образования.

Конечно же, все это должно сопровождаться работой по улучшению социально-экономической ситуации в стране, открытием производств и обеспечением занятости населения, особенно молодежи и женщин.

— Если раньше в сообщениях об исполнителях совершаемых в России терактов фигурировали выходцы с Кавказа, то сейчас сплошь и рядом — выходцы из Центральной Азии. В частности, в серии задержаний в Москве и Санкт-Петербурге, проведенных российскими спецслужбами после взрыва в санкт-петербургском метро, фигурируют только выходцы из Центральной Азии — молодежь из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана. Как вы считаете, с чем это связано: Кавказ уже не по зубам вербовщикам и они переместили усилия на более слабое звено — наш регион?

— И это неудивительно, потому что основной поток мигрантов в Россию составляют граждане стран Центральной Азии, их общее число, по оценочным данным, составляет более 3 миллионов человек.

В большинстве своем это молодые люди, не имеющие образования, а порою и специальности и готовые на любую работу. Для эмиссаров ИГ — это довольно-таки обширная среда для проведения вербовки.

— Насколько мне известно, на место директора Центра исследования религиозной ситуации, когда он создавался, было сложно подобрать человека по той причине, что мало кто согласился бы взвалить на себя эту ношу. Вы решились. Не сожалеете? О чем ежедневно, ежечасно болит голова руководителя центра?

— Скажу откровенно, не жалею. Я человек военный, уговаривать долго не пришлось. Ноша действительно ответственная, тем более что создавать новое всегда трудно и сложно, в особенности в такой тонкой и деликатной сфере, как религия. Все организационные вопросы практически решены, остается проблема кадров. Как говорится, кадры решают все, поэтому приглашаем религиоведов, теологов, социологов — тех, кто не боится трудностей, кому не безразлично будущее нашей страны. Приходите, работа интересная, не пожалеете.

— Спасибо за интервью.

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий