Main Menu

Русский след в Кыргызстане

Тема межнациональных отношений не только деликатная, но и весьма щепетильная. Между тем она обсуждается, ее отголоски проскальзывают в прессе, разговоры о ней идут не только на кухне. Есть трезвые оценки характера этих отношений, но есть и попытки извратить их суть отдельными публичными лицами, не говоря об обывателях разных мастей. В темах об истории кыргызско-русских взаимоотношений можно встретить и откровенно русофобские высказывания, и замалчивать это никак нельзя. Более того, надо говорить и пресекать попытки нагнетания антирусских настроений в обществе.

О попытках ревизии истории

Кыргызы — один из древнейших народов истории. То, что они, пройдя через горнило тяжелейших испытаний судьбы, сохранились как этнос, — величайшая заслуга наших предков. В их истории были взлеты и падения. Периоды кыргызского великодержавия сменялись периодами упадка, притеснениями более сильных соседей. Не будем ходить далеко, возьмем XIX век. С востока напирает Цинская империя, Кокандское ханство фактически колонизировало Южный и Северный Кыргызстан — мы им платили нешуточную дань. А дальше, в Афганистане, уже проглядывали щупальца крупнейшей в мире колониальной империи, коей являлась в то время Великобритания. В этих условиях кыргызские вожди Атаке бий, Байтик баатыр, Боромбай бий принимают единственное верное для всех подданных решение: войти в состав Российской империи. Геополитическое положение кыргызов вынудило их искать покровительства у России. Кыргызстан, войдя целиком в ее состав, сохранил свою целостность. Неизвестно, как бы его разделили Цинская империя и британцы или что сделали бы с нами кокандцы с их средневековыми устоями, оставайся мы в их составе?

Между тем в рядах наших самостийных историков нет-нет да и возникают реплики, что будто бы кыргызы не были вассалами Кокандского ханства, а сами властвовали в нем. В подтверждение своих доводов они приводят единичные примеры участия кыргызов в ханской администрации. Это, конечно, абсурд. Речь должна идти о всем народе. Упорная борьба народных героев против ига кокандцев свидетельствует не в пользу этих горе-ученых.

Иногда апологеты альтернативной истории заявляют о том, что кыргызы достигли бы больших успехов в своем развитии, если бы были подданными Великобритании. Это, конечно, праздные разговоры обывателя, им бы изучить трагическую историю афганского народа, до сих пор испытывающего драму раздрая и междоусобиц.

Так что, господа ревизоры деятельности мудрых кыргызских вождей XIX века, выбравших путь добровольного вхождения кыргызов в состав России, умерьте свой пыл пустых амбиций и оригинальничания!

Русские переселенцы и кыргызы

Вхождение Кыргызстана в состав России, как отмечали ведущие ученые-историки страны Б. Джамгерчинов, К. Усенбаев и другие, действительно стало прогрессивным явлением. Кыргызы приобщались к новым формам хозяйствования, к достижениям мировой цивилизации, открывали окно в Европу, сумели сохранить в записи эпос «Манас», переложили на ноты свои уникальные мелодии. Конечно, не обошлось и без противоречий. В их ряду трагические события восстания 1916 года. Однако и спустя 100 лет еще нет ясной картины этой трагедии. Кроме объективных причин восстания, есть много неисследованного, неясностей об организаторах взаимных зверств, внешних и внутренних инициаторах. Отдельные исследования на данную тему носят тенденциозный и однобокий характер.

Если же говорить о роли переселенцев в освоении Кыргызстана, то их труд на нашей земле оставил глубокий положительный след. Возьмем освоение Чуйской долины. Современное поколение кыргызов не знает, что эта чудесная долина стала жемчужиной нашей страны благодаря труду сотен тысяч русских переселенцев. Мало кто знает, что вся долина к приходу русских крестьян сплошь покрывалась камышом, здесь водились тигры и последнюю его особь заметили в зарослях у Токмока накануне Первой мировой войны. Будь долина в более презентабельном, представляющем интерес для кочевого хозяйства виде, ее давно бы заняли попеременно войска Чингисхана, джунгар или кокандцев, или даже она отошла бы к казахам во время нашествия Аблай-хана. Кыргызы-солтинцы жили в предгорной зоне и на джайлоо в многочисленных ущельях. Долину осваивали русские и украинские переселенцы, отчасти дунгане, бежавшие из Китая.

Освоение Чуйской долины активно продолжалось в советские годы. Усилиями таких выдающихся инженеров, как В. Васильев, удалось реализовать крупные ирригационные проекты, в корне изменившие облик этих земель, которые при освоении давали стране большие урожаи, долина превратилась в главную житницу страны, которой остается и сейчас. Как и в советское время, Фрунзенская, а ныне Чуйская область, является среди всех единственной недотационной и высокоприбыльной. Это значит, что деньги, заработанные ее тружениками, поступая в бюджет, кормят и другие регионы республики.

Я не стану приводить другие примеры роли русского и других народов Советского Союза в строительстве городов, промышленных предприятий, развитии образования, культуры и искусства в Кыргызстане. Эта роль слишком очевидна, и здесь нет нужды повторяться. Я скажу лишь об одном ошибочном мнении, бытующем в народе. О том, что будто бы города в Кыргызстане заняли русские, и кыргызам пробиться в них оказалось трудно. Во-первых, города не заняли русские и выходцы из других республик СССР. Они их построили и обжили. Они сначала возводили заводы и фабрики, многие из которых являлись градообразующими. И, естественно, они, как рабочие этих предприятий, заселялись в первую очередь в дома, которые предназначались для первых горожан. Причем в это же время власти страны активно вовлекали лиц коренной национальности в индустриальный труд, способствовали освоению рабочих профессий. На этот счет выходили специальные постановления партии и правительства. Никаких преград в этом плане для кыргызской молодежи не существовало, как об этом злословят отдельные злопыхатели-русофобы.

Более того, для поощрения притока лиц коренной национальности на заводы, фабрики и стройки положительные примеры овладения ими рабочими профессиями, достижения высоких производственных результатов широко пропагандировались, их отмечали наградами, выдвигали в депутаты, это при том, что рядом так же самоотверженно трудились тысячи таких же тружеников других национальностей. Такие неписаные льготы имелись у представителей титульной нации. Почему же об этом забывают наши националисты — ревизоры советской истории?

Русский язык и кыргызы

О благотворном влиянии русской культуры и русского языка на кыргызов в советское время много говорилось в положительном плане. В годы суверенитета этот вопрос сняли с повестки дня. Наоборот, стали говорить о засилье русского языка и зажиме кыргызского. Но разве неправда, что через русский язык мои соотечественники приобщились к достижениям мировой цивилизации, познали русскую и зарубежную классику, приобрели знания по естественнонаучным и техническим специальностям. Разве возможно было бы все это перевести на кыргызский язык? Это невозможно и сейчас. В чем тогда вина русского языка? Или в том, что многие кыргызы отдавали своих детей учиться в школы с русским языком обучения. Разве все свои произведения писал не на русском языке Чингиз Айтматов и не через русский язык прославил кыргызов на весь мир?

Теперь задумайтесь: кто заставляет родителей отдавать своих детей в русские школы сейчас, в годы суверенитета? Коммунисты или Москва? Подавляющее большинство, а это 80-90%, учащихся школ с русским языком обучения являются детьми кыргызов. Школы с русским языком обучения продолжают работать в самых отдаленных городах и селах страны, где нет ни одного русского жителя. Эти школы переполнены, и родители просят открытия новых и новых таких школ и классов. Вот где опять нужна помощь России. К слову, в Таджикистане, например, Россия планирует построить десять русских школ по просьбе таджикского народа.

Русский язык занял приличное место в жизни кыргызов. И что тут плохого? Английский является по существу мировым языком. Давайте, дорогие мои соотечественники, осилим и его тоже. От полифоничности языкового поля мы только выиграем. Не правда ли?

И печаль на всех одна

Местные русофобы часто спекулируют темой репрессий 1938 года, когда расстреляли видных государственных деятелей из числа кыргызов. Называя имена жертв этой, безусловно, тяжелой трагедии для нашего народа, они стремятся показать события таким образом, как будто репрессии касались только кыргызских руководителей. У отдельных людей может сложиться впечатление, что это стало кознями русских против кыргызов. Между тем это была трагедия всех советских людей. Безвинно пострадали представители всех народов СССР, в первую очередь наибольшее количество жертв было среди русских. И, слава Богу, преступников, переступивших советские законы, в последующем наказали.

В истории братского сосуществования кыргызского и русского народов возникали и отдельные негативные эпизоды. Но все они связаны с ошибками в политике или заблуждениями властей. Взять, к примеру, середину 80-х годов прошлого века, когда в период застойных лет произошли и определенные деформации в национальной политике КПСС, тогда в Кыргызстан забросили известный «десант» Киселева-Рябоконя. В это время происходили шельмование местных кадров, искусственный поиск «националистов» и другие искривления в идеологической и кадровой работе. Но разве в этом виноват простой русский народ — брат кыргызского народа! Народ-труженик, народ-герой, народ с щедрой и бескорыстной душой.

Дружба и братство русского и кыргызского народов прошли более чем полуторавековое испытание. Беречь и развивать их — задача настоящих и будущих поколений.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,

историк.






Добавить комментарий