Main Menu

Мысли вслух над уроками революций. Философия власти, или Ирония новейшей истории

Мысли вслух над уроками революций

Апрельской народной революции — 7 лет. Всего лишь 7 лет — краткий миг в рамках громадных «парсеков» мировой истории. Однако демократия после революции 2010 года медленно, но верно обретает конкретные очертания и формы реальных политических институтов. Она становится прочным основанием для дальнейшего, ускоряющегося движения к идеалу «самого сильного гражданского общества». Как сказал Президент страны Алмазбек Атамбаев: «Свободный Кыргызстан — это драгоценный алмаз, выплавленный из усилий миллионов воль и жертв в пламени необычайных испытаний, выпавших на долю нашего Отечества».

Закономерности демократии после революции 7 апреля неотвратимо прокладывают себе дорогу в будущее. Пробиваются вопреки сопротивлению, вопреки и не без неизбежных в суровой битве потерь, временных отступлений, ошибок, вынужденных решений, но, несмотря на все, по словам нынешнего руководителя государства, «нам удалось выстоять и сохранить главное завоевание революции — возможность строить страну свободных людей».

«Мировая история — величайшая поэтесса», — говорил Иммануил Кант, имея в виду массу неожиданных, в том числе и трагических ее поворотов, непредсказуемых ходов, противоречивых столкновений, их сочетаний. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и ложные идеи. Сталкивается бесчисленное множество религиозных, региональных, межгосударственных, национальных и ультранационалистических целей и интересов. Как отметил А. Атамбаев: «После 7 апреля 2010 года по миру прокатилась целая волна революций, вызванных воровством и жестокостью авторитарных режимов, началось «арабской весной», закончилось киевским майданом. Революции привели к гражданской войне и расколу страны. Это можно сказать о Ливии, Сирии. Продолжаются убийства лидеров оппозиции и кровавые теракты в Тунисе. В Египте после кровавых столкновений к власти снова вернулись военные». Бушует море человеческих страстей — возвышенных и низменных, благородных и отвратительных. Бурлит поток противоречивых чувств — любви и ненависти, добра и зла.

Невозможно предвидеть все зигзаги, все неожиданные повороты истории. Никому не дано предсказать на десятилетия вперед равнодействующую линию противоборства полярных политических сил, в которой заложен, так сказать, «веер» потенциальных исторических возможностей. Даже самое глубокое предвидение будущего не может учесть и охватить все реальные ситуации. Оно всегда содержит в себе элемент гипотетического прогноза. Когда по конкретным для каждого отрезка времени причинам не реализуются планы, замыслы, шансы «партии добра», какими благородными эти планы ни были, возникает противоположный, непредвиденный и непредсказуемый результат, который Гегель назвал «иронией всемирной истории».

Судьба многих, в том числе победоносных революций, показывает, что идеал, воодушевляющий революционеров на большие дела, может (особенно на ранних этапах построения нового общества) не только освещать путь к цели, но и порой «ослеплять», притупляя политический реализм. Такая ситуация порождает стремление искусственно, волевым путем сократить фактически существующее историческое расстояние между идеалом и действительностью и без промедления «ввести» в жизнь высшие демократические принципы. Надо ли говорить, что такое забегание вперед может лишь дискредитировать эти принципы? Подобное сегодня характерно и для некоторых стран постсоветского пространства.

«Ирония истории», как очень метко определил Гегель, есть расплата за нарушение объективных законов общественного развития, объективной природы вещей. Самой общей и наглядной на все времена причиной такой расплаты, порождающей охлократию вместо демократии, кровь вместо мира, был и остается субъективизм. Форм, имен у него множество — как нарядов в королевском гардеробе. Волюнтаризм, проповедничество, слепой революционный порыв, анархия, заговорничество… Всего не перечесть! Но если по сути, то у субъективизма один-единственный наряд, как у короля из сказки Андерсена: голая воля, жажда власти независимо от окраски намерений, стремление переиначить историю, заставить ее развиваться по некоему заданному, личному «сценарию», как это попыталась сделать в прошлом и делает сегодня экс-премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Среди людей всегда будут «правильные» и «неправильные», идущие в сообществе и своим особым путем.

Жестокая откатная волна в историческом процессе возникает тогда, когда прогрессивные политические силы не сумели вовремя организоваться, сплотиться, проявить решимость; допустили колебание и созерцательность, поддались иллюзиям и смутным надеждам. Не только волюнтаризм, но и бездействие официальной власти в лице легитимного президента Виктора Януковича привели к фатальным последствиям на Украине. Так осуществляется возмездие новейшей истории над Украиной — за медлительность, за упущенное, нереализованные идеи демократии. Субъективный фактор в истории очень подвижен, подвержен различным колебаниям, простирается от положительного ресурса общества до отрицательного влияния на социально-экономическую реальность. Он может служить как для созидания, так и для разрушения, ускорения общественного развития, и его тормоза. Говоря словами Атамбаева, «на братской Украине мы видим потерю территориальной целостности и тысячи погибших в ходе вооруженного конфликта на юго-востоке страны, разрушена экономика, происходят гиперинфляция и массовое обнищание людей».

Нередко борьба оппозиции и власти доходила на Украине еще при Викторе Ющенко до ожесточенных стычек между чиновниками и различными органами. При этом основные социально-экономические задачи, такие как повышение уровня жизни людей, привлечение инвесторов в условиях мирового и внутреннего кризиса, оставались нерешенными, об этом не раз говорил сам Виктор Ющенко. Но и он действовал вне элементарного понимания социального долга перед своими же гражданами. За годы независимости украинским государством руководили четыре президента. Они не были самостоятельными игроками, у них не было возможности принимать решения согласно объективным законам общественного развития, они просто выполняли указания из-за границы. Они с волюнтаристской, безрассудной отвагой произвольно кроили и ломали ход истории. Бросались от одной утопии к другой, от одного жесткого социального эксперимента к другому, более жесткому. Они были страшно далеки от подлинного понимания диалектики истории. Кравчук проявил самый что ни на есть махровый идеализм, когда подписал документ о развале огромной страны без малейшей идеи о том, что он будет делать дальше.

Новейшая история развивается так, что усиливается практическое значение субъективного фактора. Нынешние революционные реформы в Кыргызстане требуют решительной социальной мобилизации всего общества, то есть субъективных усилий власти, оппозиции и граждан. Большим резервом субъективного фактора является наш патриотизм — сдержанный, выстраданный, закаленный в двух революционных битвах, бесконечно далекий от игры в утешение кыргызского человека мифами о «кумысных реках» и «мясных берегах». Работа и работа, единство всех политических сил — вот фундамент не уличного, а истинного оптимизма! Другой надежный субъективный фактор — народная трудовая мораль, мораль исторической памяти, духовно-нравственные нормы человеческого общежития. «Разум в конце концов будет прав», — гласит мудрая кыргызская пословица. Вера в разум вдохновляет Президента Алмазбека Атамбаева, увидевшего свет в конце бесконечного длинного тоннеля истории: «История кыргызской государственности ярко высвечивает истину — объединенный народ всемогущ! Самым эффективным, самым полезным для общества должен стать закон социального согласия и справедливости».

Нам не надо забывать, что разрушение общественного порядка может приостановить государственность. Уроки Апрельской революции учат, что только государство может использовать всю мощь политической власти для того, чтобы восстановить социальную справедливость и политическое единство общества. Действительно, государство — это блюститель социального порядка. Оно — единственное средство удержать общество от интеллектуального и морального террора, в который неизбежно впадает всякое правительство, когда развитие языка, мысли ставится в зависимость от сиюминутной политической выгоды, что и происходит сегодня в новейшей истории Украины.

Война в человеке «ангела» и «зверя», битва между судьбоносными национальными интересами и личными эгоистическими желаниями нынешних портфельных чиновников покажутся нашим потомкам такой же дикостью, как жизнь без огня, как небо без звезд. Точно такой же дикостью будущим поколениям покажется ситуация, если постреволюционное развитие Кыргызстана пойдет по пути криминальных клановых отношений и региональных разборок.

При размышлениях над настоящим и будущим приходится все чаще вспоминать слова Фауста, сказавшего перед смертью, что свободу заслуживает лишь тот, кто живет, постоянно трудясь, борясь, с опасностью шутя. И сегодня, и завтра, и всегда неоспоримо: надо мечтать! Всемирная история, говорил Гегель, не арена для счастья. Но она не предназначена и для несчастья. Надо мыслить и действовать во имя человека, и путь к этому — создание демократического общества, каким мы видим и Кыргызстан в его новом облике, утверждаемом революционной перестройкой — благороднейшем деянии наших дней.

Назначение нынешней власти, по убеждению Президента Алмазбека Атамбаева, «разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов людей, сопряженных с конфликтами, и нам нужно услышать гул этой борьбы, определить право каждого направить интересы каждого на общенародные задачи».

Нам следует глубоко изучать идейно-политические основы устойчивого развития республики. Нам нужна такая философия власти, которая не навязывается отдельными идеологиями, а взята из самой жизни, ясная, понятная всем и принятая всеми. Тогда она станет действенной. Революция 7 апреля 2010 года обязывает нас всех объединиться вопреки трудностям во благо наших будущих поколений. Будем патриотами своей Родины — построим наше завтра. Родина остро нуждается в нашем благоразумии и силе национального духа.

Калыс ИШИМКАНОВ.






Добавить комментарий