Main Menu

Капитал нации — нравственные качества народа

«Нравственность — это изначальный закон бытия для всех классов, для всех людей. Каждое поколение, каждый индивид воспринимают его как незыблемое и священное наследие предков».

Чингиз Айтматов,

«Правда», 14.10.1987 г.

 

Капитал нации - нравственные качества народа Указ Президента Алмазбека Атамбаева «Об объявлении 2017-го Годом нравственности, воспитания и культуры» — документ особенный и своевременный. Особый потому, что сейчас мы наблюдаем в обществе опустошение, вакуум духовности, деградацию нравственности, утерю совести и морали. Все это неудержимо растет не только в Кыргызстане, но и в масштабах мира, который становится все более агрессивным…

С давних времен великие личности стремились к совершенству духовности, нравственности, призывая к морали и совести, жертвуя для этого жизнью. Так случилось с Иисусом Христом, ради спасения человечества принявшим мучительную смерть на кресте, та же участь у Сократа (великого Учителя), который также сознательно принял смерть, отказавшись жить вне деятельности учителя.

Главной целью их было вытащить людей из невежества, скотоподобного, зверского состояния сознания… Нечто подобное в состоянии общества наблюдается и в современном, геополитически разделенном, ядерном ХХI веке… Тот же откровенный дикий вандализм, девиз которого: «Разделяй и властвуй»…

Не могу молчать, когда вижу, что происходит чудовищное, означающее начало деградации, отказа от нравственности в обществе: сексуальные надругательства над малолетними детьми, своими же кровными родственниками.

В отличие от Христа и Сократа наш гений века Чингиз Айтматов избрал иной путь. Он хотел сделать главного персонажа Едигея («И дольше века длится день») центром Вселенной, несущего в мир лучшие человеческие черты: совесть, духовность, нравственность и трудолюбие. Он постоянно подчеркивал: «…в мире нужно найти силы и возможности, чтобы предотвратить неудержимую деградацию нравственности, морали…» Но, увы, к великому сожалению, культура, искусство и литература, считавшиеся одними из главных рычагов мощной партийной идеологии социалистического строя, словами Чингиза Айтматова «рухнули в одночасье», а Президент России Владимир Путин назвал это «классической катастрофой века».

Приведу выдержку из интервью писателя с российской журналисткой Майей Кучерской: «Ощущение несовпадения со временем, реалиями современности испытывает ваш герой. Означает ли это, что вам не слишком уютно?» — «Ничего застывшего навеки нет, в любой эпохе есть что-то, что необходимо осмыслить. Это я и пытаюсь делать в своем романе — осмыслить то, что происходит».

Последний роман «Когда падают горы» как раз охватывает в широком масштабе те самые острые, актуальные и непростые проблемы: деградация нравственности, опустошение вместо духовности, утеря морали и совести. Писатель предупреждал о неизбежности надвигающейся экологической катастрофы на фоне общей деградации человеческих душ, предлагая в связи с этим способы спасения животного и растительного мира. Все это он излагал глубокими философскими рассуждениями своих персонажей.

Президент Алмазбек Атамбаев, находясь в Брюсселе (Бельгия), не случайно сказал, что смысл, роль и значение отдельных произведений Айтматова только сейчас раскрываются и осознаются…

Мне лично кажется, что Президент говорил о главной, на мой взгляд, книге — «Когда падают горы». Если в прошлом веке «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса с эпиграфом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал настольной книгой лидеров коммунистического движения, которые были защитниками трудового народа (рабочих и крестьян), то по аналогии в нынешнем ядерном, безнравственном и бездуховном веке таковой я предложил бы считать главную книгу Айтматова «Когда падают горы». Она стала бы лечебным эликсиром для возрождения духовности, нравственности, призывающим вернуться к высоким человеческим качествам, как к чистой воде из источника…

Не случайно сам автор книги называет началом золотой эпохи расцвет культуры, искусства и всех важных для человечества форм передачи высокодуховных идей. Айтматова можно назвать творцом идеи возврата к первостепенно важным формам сознания, главным архитектором этого возврата к чистому духовному источнику.

Придавая неоценимое первостепенное значение культуре, он писал: «Красота всегда составляла главное в человеческой жизни и вообще на Земле».

Не будет излишним процитировать ученого мирового масштаба Эйнштейна: «Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой».

Но вся эта красота и искусство рухнули при нашествии власти денег и жестокого рынка. Так обрисовал трагедию современности в последнем романе Чингиз Айтматов…

Ценности классики — музыки, оперы, балета, театра — вытеснили субкультуры, нацеленные на зомбирование широких масс. Классика оказалась рабыней рынка, «оптовой» культурой по аналогии с оптовыми товарами, теряющими в качестве из-за желания иметь сверхприбыли.

Спекулянты превратили массовую культуру в бизнес. Однако современный Кыргызстан все-таки располагает огромным потенциалом, неисчерпаемым источником талантов, носителей классических ценностей… Продолжают достойно идти дорогой, проложенной великим оперным певцом, кыргызским Шаляпиным, Булатом Минжилкиевым, Жениш Ысманов (Италия), Джамиля Раимбекова (Германия), Эльнура Самарбекова и другие… Находясь в зарубежье, они своим талантом восхищают зрителей на лучших мировых сценах, высоко поднимая флаг родины и ее имидж.

Эстрадная певица Дуйшекан Сеит кызы (КНР), обладая редким голосом, льющимся словно трель соловья, не забывает о родном народе, восхищая своим искусством миллиардное население древнего Китая. Даже находясь вдали от родины, она олицетворяет собой прелесть горного края, чарующую природу и красоту кыргызских женщин.

Еще одна тема государственной важности — воспитание.

Проблемы вокруг нее — система народного образования, особенно в части воспитания школьников (подростков). Актуальность темы столь же остра, как и тема нравственности. Задел за живое эпизод из одной телевизионной передачи. Опишу его исключительно с целью учесть тот негативный факт и не допускать подобного в дальнейшем… Происходила перепалка между руководителем молодежного движения «Эркин Эл» Мавляном Аскарбековым и некой девушкой, которая размахивала заранее подготовленными брошюрками и книжонками, рассказывающими об интимной связи и постельных секретах. Она предлагала в порядке инструктажа распространять их среди школьников.

Для меня до сих пор остается загадкой, кто додумался и разрешил сделать темой той телевизионной передачи довольно аморально-преступную книжонку? Кто и сколько поимел от такого бизнеса на ее откровенной рекламе? Девушка фактически точь-в-точь продолжала дело бывшего замминистра здравоохранения Шапиро. Однако тогда наши своевременно спохватились, поставив «деятеля» на место, замяли его инициативу…

Ныне в милицейских сводках, криминальных разделах в СМИ едва ли не ежедневно поножовщина, убийства, драки и иные страшные преступления. Да, бездуховность прошлась по Кыргызстану, как саранча… Какая-то чушь со странным названием «Синий кит» пришла из России…

Примерно 30 лет назад, как будто предугадывая это, Чингиз Айтматов предостерегал: «Что приходит на смену детской непосредственности? Высокая культура и неповторимый, глубоко индивидуальный интеллект или набор годных на все случаи жизни шаблонов?» («Мир становится сложнее», «Молодой коммунист»).

Писатель, мыслитель от природы с задатками Учителя с большой буквы (можно сравнить с Сократом) считал и видел одним из главных способов решения довольно серьезной проблемы в деле воспитания новых граждан поднятие престижа учителя — этой великой профессии!

В «Литературной газете», в статье «Дефицит… человечности?» (12.08.1981 г.), он писал, что учителя, носителя самых высоких человеческих качеств — морали, совести, нравственности, сравнивают с мясником из лавки. И этот мещанин-мясник, признающий только силу денег, властно и свысока смотрит на материально ущемленного, морально-придавленного учителя… «Мы должны стремиться воспитать поколение, которому будут органически чужды потребительские и накопительские страсти. …А для того чтобы воспитать такое поколение, мы должны вернуть профессии учителя ее прежний высокий авторитет», — убеждал писатель.

Не изменяя своей позиции в теме, что учитель — главный носитель нравственности и воспитания, в остром полемическом стиле и предостерегающем тоне он писал: «Дефицит совести, морали, нравственности способен привести к самым изощренным антиобщественным действиям — факт, достойный всякого сожаления, по библейской аналогии событие, равноценное распятию Христа».

Слова о распятии Христа вынуждают меня вспомнить документальный фильм «Айтматов» режиссера Г. Базарова. В одном из эпизодов герой фильма уверенным шагом идет под музыку своего друга Д. Шостаковича на возвышенность к кресту с распятым Иисусом Христом…

Такой поступок Чингиза Айтматова многим может показаться непонятными и опять же странным… Но сочетание в нем уважения к разным культурам и религиям неудивительно, так как все творческие великие люди стремились к совершенству в духовности и нравственности. А Библия всегда была и остается в нынешнем времени проводником нравственности, культуры и морали. Кроме того, в судьбах Христа и великого кыргыза просматривается немало общего: оба были борцами за единство мыслей и дел, труд.

Отдавая дань Библии, Айтматов в последнем романе «Когда падают горы» в присущем ему стиле на основе железной логики мастера слова писал: «За пределами Слова нет ни Бога, ни Вселенной, и нет в мире силы, превосходящей жаром пламя и мощь Слова». Вдохновляясь этими строками, дальше цитировал: «Вначале было Слово. И слово было у Бога. И слово было Бог». Айтматов, как и Христос, передавал Истину о высших человеческих ценностях: духовности и нравственности через Слово.

Неспроста писатель давал к слову «нравственность» — главному стержню воспитательного процесса — философское определение: «Нравственность — это изначальный и наиглавнейший закон бытия для всех классов, для всех людей. Каждое поколение, каждый индивид воспринимают его как незыблемое и священное наследие предков».

Внимая словам великого соотечественника и воспринимая нравственность именно как священное наследие предков, Алмазбек Атамбаев и издал Указ.

Символично, что в ноябре 2017-го — Года нравственности — пройдут выборы следующего президента страны. И нынешний является судьбоносным для кыргызской государственности и народа: от результатов выбора зависит будущее страны. Все в руках самого народа, все зависит от нашей созидательности и активности…

Люди хотят иметь такого будущего президента, который станет достойно представлять Кыргызстан в других странах мира, хотят видеть в нем человека, представляющего древний кыргызский народ, настоящего лидера нации, высокодуховного, с моралью, совестью и нравственностью, являющегося движущей силой его гражданственности… А не бизнесмена или олигарха-мещанина, преследующего коммерческие цели и личную выгоду, цель которого — лишь власть и деньги…

Ошибка народа при выборе того или иного кандидата в президенты недопустима. Это грозит бедой самому народу…

Об опасности такого шага предостерегал две тысячи лет назад и Иисус Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их». (Матф.7:15).

Ныне отдельные государственные деятели только ради власти ищут возможность сесть в президентское кресло. На эту мысль наталкивают меня устраиваемые отдельными оппозиционно настроенными народными депутатами «шоу-спектакли» в парламенте: требования отставки премьера Сооронбая Жээнбекова (особо веских оснований нет, правительство работает, сдвиги в экономике есть, скромные, но есть), отзыва спикера (инициатива Бакыта Торобаева), в противном случае — роспуск парламента.

Скажите, нужно ли, отнимая немало бюджетных средств и времени, заниматься волокитой, тогда как под носом важные, судьбоносные президентские выборы? Когда на вес золота ценятся каждый час и каждый день сельчан и иного трудового населения — создателей основной базы экономики страны?

А шум-гам вокруг Омурбека Текебаева похож на то, что «пластинку крутят» извне. Как и происходящее с группой депутата Бакыта Торобаева опять же наводит на мысль, что они солидарны…

При этом, заметьте, если в акаевские и бакиевские времена гвардейский отряд женщин-обон вступал в бой вооруженным яйцами, то ныне в гвардейском отряде женщины, составляющие «высокоинтеллектуальную» элиту из квалифицированных юристов и правоведов. И в их руках уже рупоры и громкоговорители. А ведь они не могут не знать или не хотят помнить слова великой англичанки М. Тэтчер о том, что «свобода без порядка есть не что иное, как анархия». Думается, прекрасно понимают, что «раскол внутри нации есть не что иное, как утеря нации».

Однажды Алмазбек Атамбаев верно подтметил, что кыргызов Бог спас дважды: в 1916 году они оказались на грани исчезновения как нация, с угрозой геноцида, и в 2010-м — Апрельская революция, когда кыргызское государство висело на волоске — быть или не быть самостоятельной независимой стране?

Мы все очевидцы того, как сегодня разрушаются и могут исчезнуть целые государства: Сирия, Ирак, Украина, а не то что Кыргызстан, равный по территории области России.

Надеюсь, наш народ знает, кто есть кто, потому что прошел «огонь и воду». Ему на уши лапшу так просто уже не повесишь.

Народу нужна стабильность — сердцевина успехов в экономике и во всем остальном…

А с тем, является ли О. Текебаев мошенником и коррупционером, разберутся ГКНБ и Генпрокуратура. Они знают, что общественность ждет, что расследование будет вестись на основании бесспорной доказательной базы, без каких-либо подтасовок фактов…

И, наконец, в Год нравственности наступит день, когда Президент Алмазбек Атамбаев передаст пост новому главе государства, достойному, избранному народом на основе высочайшей сознательности и патриотизма.

И есть надежда, что Кыргызстан, располагая сильным молодым кадровым потенциалом, станет ведущим государством и чудом в Центральной Азии, каким в свое время на Востоке стала.

Сатынды САМЫКБАЕВ.






Добавить комментарий