Main Menu

«В горах мое сердце…» В первое воскресенье апреля в Кыргызстане со времен СССР традиционно празднуется День геолога

В горах мое сердце..

Посвящается памяти Чынтемира Иманалиевича Иманалиева — человека, сыгравшего огромную роль в разведке Джеруйского месторождения, второго по запасам золота в Кыргызстане после Кумтора.

20 июня 1935 года на Иссык-Куле в селе Жолколот Ак-Сууйского района в семье простых сельских людей Толомуша и Бопукан родился долгожданный ребенок, которого назвали удивительным именем — Чынтемир. Дело в том, что первые трое детей в семье умерли, едва родившись, такое в те годы случалось нередко, четвертого, оставшегося жить, назвали Рыскелди, что означает «счастье пришло», следующие трое младенцев тоже скончались, поэтому восьмого назвали Чынтемир — «настоящее железо». Само имя, как того отчаянно желали родители, должно было служить мальчонке спасительным талисманом.

В горах мое сердце..
Начало работы в геологии. Чынтемир Иманалиев справа

Чынтемир был совсем маленьким, когда умер отец, его единственная фотография не сохранилась, поэтому мальчишка даже не знал его в лицо. Растили его мама с бабушкой. Мать работала в колхозе, была активисткой, коммунисткой, Чынтемир с восьми лет помогал ей в поле выращивать мак, жать и молотить пшеницу, скашивать и складывать в стога клевер… Село Жолколот находится в одном из красивейших мест Кыргызстана — у подножия гор, рядом речка Каракол, ельники… К 17 годам Чынтемир знал, что станет геологом — привлекала спецодежда геологов тех лет, напоминавшая мундир Пржевальского на фотокарточках, а самое главное — манили горы, которые он обожал, мысли о возможностях заглянуть в их недра, открыть хранящиеся там богатства… Окончив школу, он уехал поступать во Фрунзенский политехнический институт на горного инженера-геолога. Мать, не желавшая отпускать сына далеко, ежедневно молила Аллаха, чтобы он не поступил, вернулся и сдал документы в педагогический институт в Пржевальске. Благо Жолколот от Пржевальска отделял лишь небольшой канал. Однако сын поступил во Фрунзенский политехнический и в 1958 году успешно окончил его по специальности «геология и разведка полезных ископаемых». В тот же год в их семье произошло счастливое событие: Чынтемир и девушка из соседнего села Рая Илипбаева соединили свои судьбы. В отличие от Чынтемира, Рая выросла в многодетной семье — у нее были пять сестер и четыре брата, она вторая по возрасту и, как старшая, привыкла заботиться о младших. Девушка нередко бывала в Жолколоте, приглянулась маме и бабушке Чынтемира, а потом и ему самому. Как показала жизнь, выбор оказался правильным.

В горах мое сердце..
С женой Раей Илипбаевой в первые годы семейной жизни

Чынтемира после института направили работать старшим коллектором Сандыкской поисково-разведочной партии. С того момента девять месяцев в году — столько длится геологоразведочный сезон — его жизнь проходила в горах, все время в поиске полезных ископаемых, в которых остро нуждалась экономика поднимающегося на ноги после разрухи военных лет и стремительно развивающего свою промышленность Советского Союза. Стояла задача комплексно и глубоко исследовать недра, начать осваивать их. В 1960 году Чынтемира Иманалиева переводят на должность старшего техника-геолога той же Сандыкской поисково-разведочной партии. Затем он трудился геологом в Байдулинской, Молдотауской, Орокско-Ивановской, Северо-Киргизской, Таласской и Агалатасской поисково-разведочных партиях. В 1969 году Чынтемира Иманалиевича назначают начальником отряда в Северную нерудную поисково-ревизионную партию, с 1971 года он руководит Кеминской поисково-разведочной партией, в том же году избирается председателем группкома Северо-Киргизской геологической экспедиции, а с 1 апреля 1975 года назначается начальником Джеруйской геологоразведочной партии.

В горах мое сердце..
С коллективом геологоразведчиков Джеруя. Чынтемир Иманалиев в первом ряду второй слева

Страна делала большую ставку на Джеруй, по прогнозам, там находились огромные запасы золота. Чынтемир Иманалиевич был одним из составителей проекта разведки месторождения и лично защитил его в Москве на «отлично», что помогло получить необходимые финансово-материальные ресурсы для разведки запасов. Теперь перед ним была задача в сжатые работы организовать разведывательные работы: бурение, строительство штолен, проходку, отбор, обработку проб… Но сначала требовалось создать людям условия для работы. Чтобы понять, насколько это сложно, достаточно сказать, что Джеруй находится на высоте от 3000 до 3600 метров, там только летом относительно тепло, и то случается, выпадает снег. Зимой морозы достигают 30 градусов. В прежние годы на эту высоту поднимались только кочевники, пригонявшие скот на выпас. Говорят, что они жили в землянках или в пещерах, отсюда и название местности (в переводе с кыргызского «джеруй» означает жилье в земле).

В горах мое сердце..
Поселок геологоразведчиков Джеруй в конце 1970-х годов

Под руководством Чынтемира Иманалиевича на Джеруе был проделан огромный объем работы: построена дорога к руднику, проложены линии электропередачи, построены 11 штолен, возведен поселок на 600 человек с жилыми домами, школой, детсадом, магазинами, клубом, столовой, медпунктом, библиотекой и техническими сооружениями. Коллеги вспоминают, что Чынтемир Иманалиевич также сделал очень многое для воспитания кадров из населения Таласской долины, наладил связь с местными органами власти, что послужило успешному решению задачи.

Рая Шакировна Илипбаева, окончившая к тому времени филологический факультет Кыргызского государственного университета и работавшая во Фрунзе библиотекарем в Чернышевке, потом в Книжной палате, последовала за мужем на Джеруй и трудилась в геологоразведочном поселке библиотекарем. Так поступили многие жены, устроившись в поселке по специальностям: учителями, медсестрами, воспитателями, продавцами, бухгалтерами, кассирами… В семье Иманалиевых росли три сына — Аман, Ашыр, Алмаз, и единственная дочь Алтына, ее рождение совпало с открытием Джеруя, поэтому отец назвал ее так.

В горах мое сердце..
С единственной дочкой Алтыной

За достигнутые высокие успехи многонациональный коллектив Джеруйской геологоразведочной партии по итогам 1978 года и первого квартала 1979-го занесли на Доску почета республики, а имя Чынтемира Иманалиевича — на Доску почета ВДНХ СССР. Коллектив партии неоднократно побеждал во внутриэкспедиционном социалистическом соревновании.

В горах мое сердце..
Мама Чынтемира Иманалиева Бопукан Толомушева

Детальная разведка Джеруя была успешно завершена 10 марта 1981 года, и запасы месторождения утверждены Государственным комитетом по запасам Мингеологии СССР с отличной оценкой. Чынтемира Иманалиевича наградили орденом Трудового Красного Знамени. В поселок геологоразведчиков прибыли первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Турдакун Усубалиевич Усубалиев и начальник Управления геологии республики Самибек Абазович Игембердиев. Их торжественно встречали хлебом-солью, в местной школе по традиции высоким гостям повязали пионерские галстуки. Теперь предстояло осваивать месторождение. Но это было задачей уже Министерства цветных металлов. «Я действительно вложил все что смог в разведку и передачу для промышленного освоения Джеруя и других месторождений», — вспоминал позже Чынтемир Иманалиевич.

В последующие годы он трудился помощником генерального директора производственного объединения «Киргизгеология», начальником разведочно-добычной партии нерудного сырья.

В горах мое сердце..
Приезд первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Т. Усубалиева (первый слева) на Джеруй. Второй слева начальник Управления геологии республики С. Игембердиев

В последние годы жизни Чынтемир Иманалиевич работал начальником камнерезного цеха Северо-Киргизской экспедиции. Именно он стал инициатором заключения договора с итальянской компанией «Терцаго» о поставке в Ивановку, где дислоцировалась Северо-Киргизская экспедиция, оборудования для резки местного сырья — гранита и мрамора. Под его руководством сюда привезли и обработали мрамор и гранит для облицовки зданий Фрунзе, в частности Дома правительства, который в народе называют «Белым домом», башни с курантами. Только семья да, пожалуй, друзья знают, что камень, из которого изготовлена живописная плитка, устилающая холл “Белого дома”, как шырдак, также найден и обработан под руководством Чынтемира Иманалиевича. Еще один малоизвестный факт: по поручению председателя Совета министров Киргизской ССР Апаса Джумагулова, ценившего Иманалиева за профессионализм и добросовестность, он нашел в ущелье Ала-Арча и установил на площади Победы большой камень, который символизирует горы Кыргызстана.

К сожалению, когда в 1992 году решался вопрос о награждении группы сотрудников геологической службы Кыргызстана Государственной премией за Джеруйское месторождение, в списке представленных кандидатов его имени по чьей-то прихоти или злому умыслу не оказалось. Эту ошибку не исправили до сих пор, несмотря на обращения к руководству республики таких профессионалов геологической службы, как лауреат государственных премий СССР и Киргизской ССР, заслуженный работник геологии Киргизской ССР Самибек Абазович Игембердиев и Леонид Семенович Коваль, отдавший геологии 27 лет своей жизни, трудившийся заместителем начальника Управления геологии республики. Последний в своем обращении к А. Акаеву писал: «Считаю, что только организаторские способности Иманалиева Ч. И. позволили в сжатые сроки организовать работу по разведке Джеруя».

Уже после кончины Чынтемира Иманалиевича его семья обратилась к мэрии Бишкека с предложением установить на большом камне на площади Победы табличку, сообщающую, что природная глыба найдена и привезена им. Но мэрия почему-то не разрешила, хотя страна должна знать свою историю и своих героев.

…Долгожданное освоение Джеруйского месторождения началось совсем недавно. Его запасы золота, по оценкам геологоразведчиков, составляют около 75 тонн. Огромное богатство должно быть использовано во благо государства и народа. Ради этого когда-то шагнули в недра гор Чынтемир Иманалиев и его единомышленники.

Дина РАИМБЕКОВА.

Фото предоставлено семьей Ч. Иманалиева.






Добавить комментарий