Main Menu

О новых ориентирах интеграции в русле ЕАЭС. Конкретика евразийской интеграции после президентских и премьерских контактов

О новых ориентирах интеграции в русле ЕАЭС

Президенты Кыргызстана и России А. Атамбаев и В. Путин, встретившись в последний день ушедшей зимы, о многом поговорили и договорились. В 2017-м Кыргызстан получил эстафетную палочку председательства в ЕАЭС, поэтому Бишкек на целый год становится Нью-Васюками интеграционного союза. За это время на бишкекских дискуссионных площадках представители стран экономического объединения встретятся не один раз, обсуждая за круглыми и иными столами глобальные вопросы по процессам евразийской интеграции.

О новых ориентирах развития евразийского объединения и нашей страны в контексте итогов визита российского Президента и мартовского межправсовета с участием премьер-министров стран ЕАЭС недавно говорили и спорили эксперты, чиновники, дипломаты на очередном заседании клуба региональных экспертов Кыргызстана «Пикир».

«Россия выполнила обязательства, очередь за нами»

Депутат ЖК КР, представитель Комитета по международному сотрудничеству, обороне и безопасности Бахадыр Сулейманов напомнил, что в течение одной недели Бишкек посетили Президент и премьер Российской Федерации и это знаковые события: «Появились новые ориентиры интеграции, особенностей 2017 года. Основной итог встреч — рост уровня взаимоотношений наших стран. Обсуждены темы региональной экономики и международной безопасности, намечен вектор сотрудничества стран Центральной Азии и России. Не может не радовать тот факт, что Россия активно помогает Кыргызстану адаптироваться в интеграционном союзе. Она дополнительно выделяет $200 миллионов для укрепления сотрудничества, в частности, границ, осуществления ветеринарного, фитосанитарного контроля прямо в пунктах пропуска через госграницы. Подчеркну: Россия выполнила все обязательства, очередь за нами. Нам следует эффективно использовать выделенную помощь, в том числе через Кыргызско-Российский фонд развития. Его работу активно критикуют, но сейчас уже проявляются новые тенденции взаимодействия РКФР с участниками процесса финансирования. Следующая важнейшая тема — создание и развитие государственно-частного партнерства».

Депутат также подчеркнул важность получения Кыргызстаном новых преференций, о которых говорилось в ходе визитов главы и премьера России: «Мы должны их правильно использовать. Вступление нашей страны было «мягким», и такие преимущества следует развивать». Активизация инвестиционной политики, подписание договора о пенсионном обеспечении граждан ЕАЭС, реализация промышленного сотрудничества — также главные темы межправсовета. Подготовка концепции общего финансового рынка союза, как и продолжение процесса смягчения барьеров для экспорта товаров, поддержки бизнеса и укрепления безопасности, не уходят с повестки дня. Но, сказал Б. Сулейманов, Кыргызстану при наличии хороших перспектив в интеграции необходима государственная поддержка.

«Дополнительные возможности для продвижения национальных интересов»

Алмаза Сазбакова, заместителя министра экономики, представили участникам дискуссии как одного из ключевых интеграционных чиновников нашего правительства. Он рассказал о темах переговоров в ходе межправсовета стран объединения: «Обсуждались 14 вопросов практического характера. Один из главных — сохранившиеся на сегодня барьеры между странами. Их пока еще много — в списке 185 барьеров и ограничений, но по 60 пунктам представителям стран союза удалось договориться об отмене. Намечается составить план мероприятий по сокращению барьеров». Также замминистра отметил, что одной из наиболее актуальных тем остается организация единого цифрового пространства, страны намерены до 2025 года решить этот вопрос, существуя и развиваясь в мире цифровых технологий. В этом же русле — и создание электронного правительства.

Главы кабминов дискутировали на бишкекском мартовском саммите о сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом, о кооперации взаимосвязанных предприятий. Разговор об этом заложил фундамент таких связей. Кроме того, обсуждали премьер-министры и тему торговых переговоров с третьими странами (Ираном в первую очередь, который заинтересован в соглашении о создании временной зоны свободной торговли и готов пойти на легализацию тарифов по большому ряду товаров). «Почему Иран? Потому что это емкий рынок, очень интересный для нас. Рассматривались вопросы торговли с Китаем, Израилем, Сербией, Сингапуром, по каждой из стран приняты важные решения», — сообщил чиновник.

В числе актуальных — и вопрос организации в нашей стране сборки моторных средств. Пока что Кыргызстан закупает запчасти в третьих странах и реализует в государствах ЕАЭС, а можно, используя свои интеграционные преимущества, создать такие предприятия здесь. Шла речь и о ежегодном проведении форума «Контрафакт» в странах-партнерах, в этом году он пройдет в Бишкеке.

Вообще, отметил А. Сазбаков, председательство в союзе создает дополнительные возможности для продвижения национальных интересов. Надо больше информировать общество, которому не хватает информации, о плюсах и минусах ЕАЭС, уверен он: «А чтобы появился мультипликативный эффект, нужны постоянный обмен мнениями, единое информпространство как для участников из других стран, так и для нашего общества на всех уровнях».

«Отменить срок регистрации и упростить переход границ»

Доктор экономических наук, профессор, член экспертного Совета по статистике при Президенте Кыргызской Республики Джумакадыр Акенеев отметил: «Мы члены ЕАЭС всего 21 месяц. Кыргызстан де-факто в союзе, поэтому снова говорить о плюсах и минусах объединения нет смысла. Что касается кыргызско-российских отношений, то они развивались и до присоединения к ЕАЭС. Россия не просто стратегический партнер для нашей страны, это партнер №1 во всех отношениях — и в экономике, и в гуманитарном направлении. Теперь что касается новых ориентиров евразийской интеграции. Недавно я участвовал в совещании деловых кругов в Новосибирске. Обратил внимание: авиарейс Бишкек — Новосибирск сейчас ничем не отличается от рейса Бишкек — Ош, в составе пассажиров преобладают граждане нашей страны и соседей. Причем рейс полностью загружен и билеты надо брать задолго, что приводит к мысли вводить новые рейсы, потребность в них выше нынешней».

Коснулся экономист и важнейшей для всех посещающих Россию темы — срока пребывания без регистрации в течение 30 дней. Не только он, но и многие другие уверены — этот срок надо увеличивать, так как многие из нашей страны едут работать в сопредельные страны на более долгий период, часто на лето. А при месячном его ограничении у работников начинаются проблемы с оформлением регистрации, со всякими бюрократическими препонами. По мнению Акенеева, чиновникам МИД, Минэкономики следует обратиться к российским коллегам с просьбой «вообще убрать этот потолок по примеру стран Европы. Тридцать дней пребывания Россия предоставляет для туристов из 90 стран мира, но граждане ЕАЭС не туристы! Для них нужно, следуя логике, убрать данное ограничение, ведь это искусственно созданный барьер для развития интеграции, в том числе и развития деловых связей, и организации предприятий — чаще всего эти вопросы за месяц не уладить. Говоря о новых ориентирах, надо решить эту проблему».

Также он отметил: «Экономика — наше слабое звено! Сегодня нас поставили в мировом рейтинге на 148-е место — между Джибути и Папуа — Новой Гвинеей. Я посмотрел в Интернете про первую из этих стран — там уровень грамотности составляет 48 процентов, отсутствует система здравоохранения и так далее. Почему мы в этой градации? Возможно, у нас есть проблемы со статистикой, возможно, в чем-то отстаем от соседних стран? Есть о чем подумать. Как усилить экономику? Нужен краеугольный камень. На встрече в Новосибирске с бизнесменами, в частности с известным банкиром из Сибири, я узнал, что они хотят работать в нашей стране, осведомлены о наших хороших законах. Но! Они опасаются прихода к нам, потому что знают о примерах рейдерства, захватах частной собственности, давлении фискальных органов, потому они подчеркивают: если бы государство смогло обеспечить и гарантировало бы нам необходимую защиту, мы бы рассматривали Кыргызстан как реального партнера. Почему бы не создать на основе ГЧП совместные предприятия при поддержке государства? И тогда российский капитал без опаски придет к вам, ведь с вашей территории можно торговать с Китаем, Европой, Турцией, Ираном, Индией и другими странами».

Ж. Акенеев привел известную фразу М. Ломоносова: «Мощь России прирастает Сибирью» и напомнил, что потенциал Сибирского федерального округа огромен, что может и должно послужить на благо кыргызской экономики.

А в качестве доказательства гуманитарного взаимодействия Кыргызстана и России он привел примеры из своих бесед с кыргызстанцами, работающими в РФ: «Они рассказывают, что не чувствуют никакой разницы от пребывания в России. А все из-за того, что у нас общие исторические корни, схожий менталитет и там нет дискриминации. Так надо пользоваться такими преимуществами шире и масштабнее!»

Также эксперт затронул тему барьеров: «Скоро два года, как мы в ЕАЭС. Но прохождение госграницы ничуть не изменилось и не упростилось. Следует срочно сделать переход в сопредельные страны более быстрым и удобным как для граждан, так и для автомашин. Предлагаю ввести знак «автотурист ЕАЭС» на лобовое стекло автомашин, аналогичный ранее применяемому знаку «техосмотр (и год прохождения)».

«Пора перестать бесплодно дискутировать о плюсах и минусах ЕАЭС, надо получить максимум выгоды!»

Известный своими неординарными взглядами и подходами эксперт, экономист, глава комитета Торгово-промышленной палаты КР Кубат Рахимов вместо размышлений на заявленную тему «О роли евразийских фондов проектного финансирования в ускорении социально-экономического развития стран ЕАЭС» подверг и критике, и анализу ситуацию, сложившуюся за неполных два года со времени вхождения в интеграционный союз.

По его мнению, цель данной дискуссии за круглым столом изначально была неверно определена. «Визит В. Путина, — отметил он, — напрямую связан с обсуждением вопросов безопасности и будущего политического устройства. А межправсовет в Бишкеке — стандартное, рабочее совещание премьеров. Разделение политической и экономической составляющих — очень важный аспект. ЕАЭС же — экономическое объединение, и надо решать конкретные экономические вопросы».

К. Рахимов также напомнил, что за 21 месяц нахождения в интеграционном союзе давно пора перестать ввязываться в бесплодные дискуссии и обсуждать, следовало или не следовало входить, каковы плюсы и минусы членства в ЕАЭС. «Это окончательно и бесповоротно, мы уже вошли в союз. И не надо давать политиканам паразитировать на этой почве, использовать временные трудности как фактор дестабилизации в стране. Мы вступили, так надо искать свою нишу. Вошли в объединение, следует получить максимум прибыли. Есть вопросы с соседями, давайте их решать! А то мы кормим целую ораву политических спекулянтов на этой почве интеграции, — справедливо призвал он. — Сейчас на повестке дня вопрос: что мы можем получить от членства в объединении? А ждать этого надо три-пять лет».

К. Рахимов напомнил, что любая экономическая интеграция строится на нескольких мотивах. Первый из них — перераспределение выгоды, второй — созидание. Хотя из-за кризиса 2014 года Кыргызстану досталось при распределении меньше, чем предполагалось и чем обещали союзники, отметил эксперт, но зато выросла созидательная роль нашей страны, поскольку именно мы ставим вопросы (в том числе о барьерах) перед партнерами, пытаемся из минусов сделать плюсы. Надо продолжать по примеру Евросоюза возвращаться к обсуждению структурных фондов.

В Европе краеугольным камнем стало: гармоничное развитие новых и старых стран, надо перенимать этот опыт. «Следует определиться с приоритетами. Хорошо, что на прошедшем заседании шла речь о кооперации в производстве сельхозмашин. Вспомните знаменитые кыргызские пресс-подборщики, которые до сих пор работают в полях». Поэтому эксперт предложил сконцентрироваться на двух моментах: Кыргызско-Российский фонд развития отождествляется с евразийским инструментом, но где же Евразийский банк развития (ЕАБР)? На его взгляд, фонд следует преобразовать в Евразийский фонд проектного финансирования крупных проектов в странах ЕАЭС со штаб-квартирой в Бишкеке. Чтобы он мог проектировать финансирование значительных проектов с длинными и сверхдлинными цепочками стоимости в Казахстане, Беларуси, Армении и других странах-партнерах. Он говорит о создании (на средства КРФР) фондов в фонде: поддержки экспортеров, крупных агропроизводителей, региональных областных фондов (по примеру Иссык-Кульского фонда, финансируемого кумторским предприятием), о фонде поддержки фондового рынка и рынка ценных бумаг.

Также эксперт Рахимов считает, что зря проекты по ГЧП отданы в нашей стране под эгиду АБР, который не всегда понимает реалии местного развития. Он призывает КРФР заниматься не развитием инфраструктуры вообще, а именно развитием промышленной, транспортной инфраструктуры.

Очень важна, на взгляд многих экспертов-участников дискуссии, мысль о том, что ЕЭК должна курсировать между странами ЕАЭС, а не базироваться исключительно в Москве. «Раз Бишкек в этом году председательствует в объединении, так пусть высококлассные специалисты ЕЭК переберутся к нам на 3-4 года. Найдем им и здание, и жилье. Главное — решим проблему: когда 500 или 1 000 высококлассных специалистов будут работать здесь, они и помогут нам поднять экономику. А потом наступит черед другой страны, и так далее», — призвал К. Рахимов.

Политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков, резюмируя официальные доклады, сказал: «ЕАЭС — это организация, которая создавалась не только в интересах властей или представителей бизнеса. Это структура, позволяющая молодым людям реализовать свой потенциал не только в КР, но и в других странах — участницах ЕАЭС. Гуманитарная и военная составляющие были основополагающим элементом, приведшим нас к интеграции, а основным локомотивом — трудовая миграция. Вхождение в союз в большей степени продиктовано тем, что в каждой второй кыргызской семье кто-то работает в России или Казахстане. Поэтому, когда сегодня утверждают, что ЕАЭС — политический союз, это не так. Сумма ежегодных банковских переводов в КР превысила в 2016-м $2 миллиарда. К тому же трудовая миграция, выстроившая и транспортную логистику, — это не только граждане, работающие с метлами. Помимо сферы услуг, сейчас уже появился целый класс профессионалов на менеджерских позициях, а также студентов, обучающихся в вузах России». Он также напомнил, что Россия выполнила свои обязательства в процессе развития и укрепления ЕАЭС, очередь — за Кыргызстаном.

О продолжении дискуссии читайте в следующих номерах «СК».

Елена МЕШКОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий