Main Menu

Об альтернативной концепции развития страны

Состояние экономики Кыргызстана — постоянный предмет пристального изучения экспертов. Это закономерно, поскольку экономические процессы — основа развития любой страны. Очевидны и исследования в сфере экономического прогнозирования: что имеем сейчас, куда двигаться, к чему придем через 10-20-30 лет? Об этом в очередной раз размышляет экономист, экс-глава Баткенского региона, лидер общественного объединения «Ак ниет кыймылы» («Движение доброй воли») Султанбай Айжигитов. Свое мнение о предлагаемой им альтернативной концепции экономического роста высказывают доктора экономики Жумакадыр Акенеев, Айылчы Сарыбаев и Чолпон Алкадырова.

Об утерянных возможностях…

C. Айжигитов
C. Айжигитов

С. Айжигитов начал со сравнения цифр, которые, как известно, «вещь упрямая». В 1970 году структура валового внутреннего продукта Киргизской ССР состояла из промышленности (70%), сельского хозяйства (19), прочих отраслей (11%). В 1991-м доля промышленности составила 30%, аграрного сектора — 35, прочих сфер деятельности — 25%. В 2016-м, утверждает эксперт, промышленность сократилась до 17%, сельское хозяйство — до 13, сервисные услуги выросли до 50, прочие отрасли и сферы составили 20%. Эта трансформация, считает он, начавшись еще в 70-е годы прошлого века, продолжилась в период независимости. Среди причин таких изменений — во-первых, нарастающая техническая и технологическая отсталость, во-вторых, навязанная стране извне денежно-кредитная система. Оба фактора способствовали «подминанию» экономики Кыргызстана под нужды западного мирохозяйственного уклада, говорит аналитик.

«За короткое время Кыргызстан из довольно развитого индустриально-аграрного государства превратился в страну с сервисно-реэкспортной структурой экономики, с разрушенной промышленностью, мелкокустарным аграрным сектором и неопределенной социальной инфраструктурой, преимущественно промышляющей полулегальным транзитом товаров из стран ВТО в СНГ и наоборот», — подчеркивает эксперт, особо отмечая: на заре суверенитета, особенно после вступления республики во Всемирную торговую организацию (ВТО), экономика ориентировалась на экспорт и внешний глобальный спрос, в то же время внутренний рынок активно занимал импорт, вытесняя собственное производство. Но на внешнем, мировом рынке развитые страны хотят покупать сырье, продавая в то же время товары конечного потребления. «Мы стали заложниками внешнего спроса, оказались в «сырьевой ловушке» и в результате потеряли свое производство и внутренний рынок. А на внешний рынок нам нечего было предложить, кроме золота. Отсюда — сырьевая и преобладающая реэкспортная структура нашей экономики, плохо вписывающаяся в структуру ЕАЭС», — справедливо замечает С. Айжигитов. Говорит он и о том, что многочисленные социальные программы с участием международных доноров привели к полной дезориентации в системах образования, науки и здравоохранения, что еще более ухудшило положение страны и в стране.

Что же делать? Ориентироваться не столько на развитие экспорта, сколько на импортозамещение, из чего вытекают создание многих сотен тысяч рабочих мест, укрепление внутреннего рынка. А это автоматически поднимет и экспорт товаров Made in KG, предлагает эксперт на первое время. Но это не решит всех проблем, нужна многоплановая, обоснованная, продуманная до уровня различных вариантов стратегия.

«За 25 лет независимости мы так и не достигли уровня экономики Киргизской ССР 1991 года, хотя страны-соседи увеличили свой ВВП в разы! Экономика Кыргызстана находится в хронически депрессивном состоянии: ВВП составляет около $6,5 млрд., ВВП на душу населения — чуть выше $1 000, и это самый низкий в СНГ показатель, ниже — только в Афганистане. Ежегодный рост экономики — минимальный, а темпы роста крайне нестабильны и зависят от внешней конъюнктуры. Рост внешнего и внутреннего долга, дефицита бюджета и внешнеторгового баланса сопровождается высоким уровнем бедности, неуверенностью в будущем среди преобладающей части населения. Государственные программы развития при отдельных успехах не способствуют долгосрочному экономическому росту. Это продолжается не годы, а десятилетия. В чем причины?» — спрашивает экономист Айжигитов.

Поскольку реальная экономика — это совокупность взаимосвязанных составляющих: природных ресурсов, производительных сил, разделения общественного труда и создания цепочки добавочных стоимостей, а также финансов, обеспечивающих обмен продуктами общественного разделения труда, истинный смысл экономики — в создании товаров и их последующем обмене при включении в процесс всех перечисленных составляющих. Конечная же цель, бесспорно, — повышение уровня и качества жизни.

Также эксперт напоминает о необходимости наличия реальных кредитных ресурсов для долгосрочного экономического развития, рассматривает некоторые факторы кредитно-финансовой системы страны и их состояние в реальности, критикует политику и действия Национального банка и комбанков в «сфере спекулятивных операций с финансовыми инструментами» по сравнению с более низкими объемами кредитных операций в реальной экономике, составляющими, по его расчетам, всего 4% от общего объема спекулятивных операций в банковской системе Кыргызстана. Это свидетельствует о тенденции смещения центра тяжести экономики страны из реального в спекулятивный сектор. Говорит он и о недопустимо низком уровне монетизации (17-25% ВВП), который, на его взгляд, поддерживается искусственно и создает огромный дефицит денег в экономике, позволяя держать «аморально» высокие кредитные ставки. «Но денег в экономике должно быть столько, сколько необходимо для нормального воспроизводства и обмена. Опыт успешных стран показывает: уровень монетизации в экономике должен быть не менее 80% ВВП. К примеру, в США он составляет 120%, в Китае — 210, в развитых странах Европы — 160, в Японии — 250%. Низкий уровень монетизации в нашей стране усугубляется еще и тем, что более 60% наличности находится вне банков, выпадая из банковской системы и вращаясь в теневом секторе. Ухудшает положение и высокая степень долларизации экономики, в Кыргызстане она составляет 55% в целом, а в банковской системе — 43. К тому же 70% потребительского рынка составляет импорт. Такой уровень долларизации негативно влияет на развитие национальной экономики, мы становимся (если уже не стали) постоянным рынком сбыта иностранных товаров. Развитие стратегически важных и перспективных отраслей экономики прекращается, происходит консервация ее сырьевой ориентации», — подчеркивает аналитик.

По его мнению, причиной многолетней депрессии экономики являются технологическая отсталость и хронический дефицит денег в экономической системе нашей страны, который искусственно поддерживается Национальным банком. А по мере перетекания денег из реального сектора в финансовый, спекулятивный депрессия в экономике так и будет углубляться.

 

…и необходимости срочных перемен

Концепция альтернативного вывода Кыргызстана из сложившейся ситуации и ориентация на долгосрочный экономический рост, по предложению С. Айжигитова, должны базироваться на отходе от прямого и косвенного внешнего управления страной со стороны ВБ, МВФ, других многосторонних донорских организаций. «На смену западному мирохозяйственному укладу, основанному на ссудном проценте и получении максимума прибыли в интересах банковско-олигархического капитала, идет новый мирохозяйственный уклад, цель которого — не максимальная прибыль, а устойчивый экономический рост во благо человека и общества, в основе этого миропорядка — сочетание долгосрочного планирования и рыночных принципов, преимуществ денежных систем с ссудным процентом и без него. По мере наступления этого нового уклада центр тяжести мировой экономики неумолимо перемещается с Запада на Восток», — уверен эксперт.

Что же нужно не откладывая сделать в Кыргызстане? По его мнению, реформировать принципы социальной организации общества вместе с принципами госуправления и финансово-кредитными отношениями, причем поэтапно, по продуманному и всем понятному плану. Сам же этот план должен базироваться на реальной модели и процессах, протекающих в современной экономике мира, на теории и практике устойчивого роста, как и собственного опыта. Но с учетом исторических, геоэкономических, ментально-культурных и иных особенностей Кыргызстана.

«Нашей экономике вновь нужна индустриализация! А для этого — новые предприятия, новые технологии. Для достижения такой цели следует в рамках предлагаемой альтернативной концепции развития, во-первых, отделить управление стратегическим развитием от управления текущим состоянием экономики. Во-вторых, определить приоритеты долгосрочного экономического роста на 20-30 лет с делением на пятилетки. В-третьих, необходимы индикативные планы развития на пять лет для каждой приоритетной отрасли экономики, с разбивкой по годам и детализацией помесячно. Такой план формируется правительством, учеными и бизнесом совместно, оформляется в виде инвестиционных контрактов. Причем у каждого участника процесса — свои функции: бизнес обязуется модернизировать производство и выпускать конкурентоспособную продукцию, ученые осуществляют консалтинг и научный мониторинг, местные органы власти обеспечивают доступ к инфраструктуре и ресурсам. Центральная же власть обеспечивает благоприятные внешнеполитические, макроэкономические, фискальные и правовые условия, а также доступ к долгосрочным и дешевым кредитам. Следует создать многоканальную систему управляемой кредитной эмиссии, деньги целевым назначением должны доходить до производственных предприятий и обеспечивать целевой спрос на товар. Банкам в соответствии с договорами нужно определить ответственность сторон за реализацию механизма финансирования индикативных планов. Требуется и программа пошагового развития отраслевой и фундаментальной науки, надо совершенствовать и систему подготовки кадров в соответствии с предлагаемой альтернативной концепцией развития», — дает эксперт развернутый план действий.

А начать он предлагает с автономных пилотных проектов в форме отдельных системных «точек роста», ими могут выступать отдельные интегрированные производства, хозяйства или районы, области, в рамках которых и будут отрабатываться все системные задачи. И этот опыт впоследствии следует распространять на отрасли, регионы, в итоге включив в схему всю страну. Эксперт уточняет: предлагаемая концепция долгосрочного развития в разных вариациях (в зависимости от особенностей национальной экономики) успешно применялась в послевоенной Японии, Европе, Южной Корее, позднее — в Китае, Индии и странах ЮВА. «Если мы пойдем по такому пути, ежегодные темпы роста ВВП достигнут 10% в год, а на первых порах и до 20. Люди ощутят улучшение жизни не из года в год, а из месяца в месяц», — оптимистично резюмирует С. Айжигитов.

 

От экономической концепции зависит все!

А. Сарыбаев
А. Сарыбаев

Д. э. н., профессор Айылчы Сарыбаев отметил, что в основном согласен с предложенной альтернативной концепцией, хотя она и небесспорна: «В основном анализ проведен по фактам минувших 25 лет, и сейчас речь идет о будущем векторе развития. Это важно, особенно с учетом скорых президентских и парламентских выборов. От экономической концепции зависит, как мы будем дальше жить и участвовать в этом процессе. Действительно, мы все — доктора экономических наук, но оторваны от спроса государства на знания и опыт профессионалов с докторской экономической степенью. Мы иногда выступаем, высказываем свое мнение, но учитывает ли кто-то его? Наша экономическая наука развивается бессистемно. Я уже лет 15 назад говорил: наша экономика неуправляема, и из сделанного доклада мы увидели это. Внешнее руководство экономикой действительно присутствует. Финансовый кризис 2008 года уже доказал: надо управлять экономикой не только в рамках каждой из стран, а сообща, в рамках мировой экономики! Лидеры ведущей двадцатки стран G20 уже составляют вместе программы для вывода мировой экономики из кризиса и недопущения таких явлений в дальнейшем. И этот вопрос — выше теории кейнсианства. Кыргызстан тоже должен участвовать в таких программах. Но как? Миллион трудоспособных граждан страны работает за ее пределами, и это мощный потенциал. Трудовые ресурсы надо развивать. И про монетаристскую составляющую вы правы — нами управляет не Национальный, а Всемирный банк, который ставит условия уменьшения денег в обращении для сдерживания роста инфляции. И банковские проценты зависят от уровня инфляции, хотим мы того или нет, потому и держатся на уровне 28-30%. Там тоже бизнес. Пока инфляция не снизится ниже 10%, не упадет и банковский процент».

Профессор Сарыбаев подчеркнул актуальность темы и предложил почаще собираться, обсуждать тенденции и векторы средне- и долгосрочного экономического развития страны. Он также озабочен тем, что в случае выбора нового президента к власти может прийти иная партия, коалиция, которая выдвинет новую программу, не обязательно продолжающую предыдущие.

 

Преодолеть отставание поможет ГЧП

Ж. Акенеев
Ж. Акенеев

Известный экономист, профессор, д. э. н. Ж. Акенеев отметил, что шел на эту дискуссию с надеждой узнать о новой, альтернативной парадигме развития экономики страны: «Услышанное сегодня — это очень интересное исследование, актуальные предложения. Но в целом пока речь идет о политэкономии, а у нас абсолютно нет времени заниматься теорией. Султанбай Айжигитов хорошо знает, что отдельный взвод — еще не армия, не дивизия. Но если собрать реальные силы, то можно идти в бой и добиваться успехов!»

Ж. Акенеев считает, что причина сложившейся с начала 1990-х зависимости страны от внешнего управления — в слабости тогдашних властей: «15 лет правил страной А. Акаев. Все знают, к чему мы в результате пришли. Второй глава страны также не справился, что привело просто к трагедии. К сожалению, и на настоящем этапе развития экономические программы выполнены не более чем на 25-30%. Люди в общем не ощутили реального повышения зарплат, пенсий. Обычный человек из бюджетной сферы чувствует себя очень неуютно. Средняя зарплата врача, учителя в нынешней ситуации должна быть 40-50 тысяч сомов, и это отразилось бы на усилении качества медицинских и образовательных услуг. Наши беды начинаются с низов. Непобедимая у нас коррупция! Считаю, что 26 лет экономика продолжает оставаться самым слабым звеном общества, в отличие от уровня демократизации в экономическом развитии мы отстаем от всех стран региона, теперь уже и от Таджикистана. Почему? Узбекистан, Казахстан и Таджикистан сумели сохранить государственное управление экономикой, влияние государства на нее. У нас же все пущено на самотек, хотя ошибочно мнение, что рыночная экономика сама все выправит. Мы потеряли 90% того, что было создано во времена Советского Союза, — нормальную аграрную отрасль, весомую промышленность, подготовку кадров. А у соседей созданы и действуют устойчивые государственно-частные, партнерские объединения. Например, казахский мощный фонд «Самрук» влил в экономику за эти годы более $200 млрд., в результате там строятся дороги, предприятия и т. д. А у нас нет мощного государственного холдинга, который мог бы сегодня пополнять бюджет. Все, что у нас делается, — за счет внешних займов. Почему НБ КР не может давать гарантии частным предприятиям или привлекать деньги? Потому что МВФ и ВБ ставят условия контролировать уровень инфляции, монетизации. Надо серьезно думать — следует уходить от внешнего влияния. И сегодня пока это не поздно, у нас еще остались некоторые госструктуры, хотя правительство намерено их продавать».

Профессор Акенеев рассказал об участии в недавнем экономическом форуме в Новосибирске и мнении российских бизнесменов: «Ваши законы неплохие, либеральные, страна ваша находится на стыке Европы и Азии, есть свободные экономические зоны, поэтому через вас можно хорошо торговать, в том числе Сибирскому федеральному округу с его потенциалом в $20 трлн. Мы бы пришли к вам, если бы государство создало предприятия на условиях ГЧП. Если же мы придем просто со своим капиталом, ваши фискальные органы будут смотреть на нас как на источник прибыли. Но создание таких структур в рамках ГЧП требует очень хорошего управления, прозрачности. Такие структуры будут существенно пополнять бюджет, что повлечет погашение внешнего долга, улучшение баланса госказны. И это позволит уйти от обязательств перед МВФ, появится возможность самим развивать свою экономику. А это и рост зарплат, пенсий и т. д.». Ж. Акенеев предложил несколько неотложных пунктов действий государства для ревизии всех пока сохраненных активов: решить спор о важнейшем отложенном проекте строительства четырех ГЭС Нарынского каскада; вернуться к вопросу о возведении ТЭС на месторождении Кара-Кече; решить вопрос с дефицитом электроэнергии на Ташкумырском заводе ферросплавов, построенном два года назад, но простаивающем; и т. д. «Иначе мы просто проедим все активы и останемся ни с чем!» — заключил он.

Также экономист подверг критике деятельность Кыргызско-Российского фонда развития за невысокий объем уже профинансированных проектов при довольно высоком (в конечном итоге) проценте за займы.

 

А где механизмы реализации концепции?

Чолпон Алкадырова
Чолпон Алкадырова

Д. э. н. Чолпон Алкадырова также отметила: проблемы в развитии отечественной экономики есть и их необходимо обсуждать! По ее мнению, надо делать акцент на механизмах, которые позволят реализовать предложенную С. Айжигитовым концепцию: «То, что вы назвали концепцию альтернативной, очень радует, потому что имеющаяся парадигма экономического развития, как вы подчеркнули, не приведет ни к чему хорошему. Надо менять полностью подход к понятию рыночной экономики. Если раньше говорили о том, что главным ее признаком является конкуренция, сейчас надо говорить о партнерстве в свободном рынке. А механизм ГЧП, успешно применяемый в мире уже лет 30, когда частный сектор помогает государству реализовать важнейшие задачи, у нас с принятием закона (пять лет назад) так и не заработал — ни одного проекта. Я не вполне согласна с ранее высказанными мнениями. Вот в Китае на полтора миллиарда населения всего 12 министерств. А у нас на 6 миллионов населения 17 министерств, а со всеми госфондами и агентствами — 42. Это говорит о неэффективности госуправления. В условиях финансовой децентрализации с 2006-го, а затем 2012 года кыргызстанцы на местах уже практически не верят госвласти и не надеются на нее. Но сейчас местным властям дали возможность самим формировать свои бюджеты, использовать эти средства. Многие поняли, что можно эффективно работать в своих селах, пополнять местные бюджеты. К примеру, изменение в закон о недрах о двухпроцентном отчислении в местные бюджеты позволило целому ряду айыльных округов, ранее дотационных в течение четверти века, стать самодостаточными».

Дискуссия об альтернативном развитии, как ранее обещали инициаторы, будет продолжена в рамках серии следующих обсуждений за круглым столом. Одна из ближайших и злободневных тем — коррупция.

Елена МЕШКОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий