Main Menu

В чем сила и величие цвета? И вновь о государственных символах

В 1992 году на сессии нашего парламента  были представлены два варианта Государственного флага: один с изображением тюндюка кыргызской юрты на лазурно-голубом фоне, другой — на кроваво-красном. При обсуждении одни депутаты считали, что фон должен быть цвета голубого неба, т.к. тюндюк символизирует окно во Вселенную, другие настаивали на красном стяге, мотивируя это тем, что флаг Манаса был красным.

Бывшие члены КПСС ссылались на то, что флаг СССР был красным,  красным с синей и белой полосой был и флаг советской Киргизии.
Депутаты южного региона считали, что синий цвет — это знак траура…
В результате голосования победили «красные» и был принят флаг с тюндюком на красном фоне с языками пламени, символизирующими сорок кыргызских родов.
Государственные символы республики — герб, гимн и флаг — приняли в большой спешке, без особых дискуссий и раздумий, так как  надо было как можно скорее выходить на мировую арену в качестве суверенного кыргызского государства.
А теперь заглянем в еще более давние времена. В эпоху  Манаса — средние века нашей эры — кыргызы жили в зеленых степях поднебесных гор и поклонялись синему небу — Кёкё-Тенгир,  и эти три цвета — белый синий и зеленый — видимо, считались первозданными.
Под ратный клич: «Кыргыз, вперед!»
Поднял Манас свой синий стяг
И в край родной повел народ.
Под черным флагом хан-Кокчё
Команду дал: «Казах, вперед!»,
С Манасом выступил в поход.
Под белым стягом вышел сам
Глава  кыпчаков — хан Урбю.
С зеленым стягом гарцевал
Сам Кокётёй — ташкентский хан…
Так Манас возвращается с Алтая на родину.
Флаг красно-кровавого цвета всегда был знаком кровопролитной войны, боевым штандартом главнокомандующего, ведущего воинов на битву.
Манас во гневе боевом
Одежду красную надел.
В накидке красный грозный лев
Шел на Китай для ратных дел…
…На древке белом красный стяг.
И грозный клич, зовущий в бой.
На синем древке  красный стяг.
Дрожит земля. Трепещет враг…
… Батыр Манас стяг красный свой
Здесь Аджибаю передал
И, обнажив булатный меч,
Повел войска на смертный бой…
Но красный стяг был боевым штандартом и у врагов Манаса:
… Под красным флагом  Панус-хан
Пошел войною в Чуйский край.
В рядах китайцев  и манжу,
Как гром небес, ревел карнай…
… Внесли Текеса красный стяг,
Айчык надели золотой
И начали калмыки той…
А вот как описывает нашествие Чингисхана выдающийся акын ХIХ века Тыныбек:
Рыданья вдов и плач сирот,
Повсюду вопли, стоны, крик.
Вот с белым древком красный стяг —
Луна и небо, все в крови!
С зеленым древком красный флаг —
Людская кровь течет рекой,
И солнце красное в крови
Куда не ступит Чингиз-хан,
Повсюду смерть, увечья, стон
И льется кровь со всех сторон.
Известный акын Тоголок Молдо описывает, как в середине ХIХ века сын Ормон-хана Торогелди, прежде чем выступить против племени бугу, зарезал бугинского пастуха, окрасил его кровью свой зеленый флаг и началась братоубийственная резня.
Красный флаг СССР с серпом и молотом извещал о том, что социализм объявил загнивающему империализму войну.
Красный флаг Киргизской ССР со звездой, серпом и молотом, с синей и белой полосой был символом того, что Кыргызстан находится в составе СССР, объявившего трудовую войну капитализму, имеет свое море — синяя полоса и свои водные ресурсы — белая полоса.
А то, что на юге синий цвет — символ траура, видимо, это атавизм Кокандского ханства.
В нашем народе испокон веков траурными считаются как раз-таки красный и черный цвета.
Девицы юные в слезах
Надели красные платки.
А в черных траурных платках
Рыдали женщины в домах.
Повсюду плач и стоны вдов,
Сирот, несчастных стариков.
Так народ оплакивал гибель Манаса и его батыров.
В 1993 году, когда я приехал к своим избирателям, они попросили объяснить значение флага, принятого парламентом.
— Если это тюндюк, то почему он горит? Когда говорят: «Чтобы сгорел твой тюндюк»,  это самое страшное проклятие. И почему ваш тюндюк на красном небе? — спросил один аксакал.
Другой почтенный  старец  начал говорить о том, что тюндюк напоминает подсолнух — кюнкарама, т. е. «зависимый от солнца». «Кюн тийген жердин чоросу», — т. е. «служит тому, кто  лучше греет», словом, прислужник.
А в чем наша независимость?
Я ответил, что это символ сорока кыргызских родов.
— Если это обозначает сорок кыргызских родов, то противоречит нашей Конституции. Гражданами Кыргызстана являются не только кыргызы, — возразил сельский учитель.
Один избиратель напомнил о бородатом Маанаке, который ездил на красном быке. Однажды друзья напоили его и побрили. Наутро старик щупал свой голый подбородок и сокрушался: «Если я Маанаке, то где моя борода? А если я не Маанаке, то кто же едет на моем быке?».
Сельский клуб взорвался хохотом.
… О мнении народа я доложил депутатской комиссии, и мы решили сделать профессиональное заключение по всем принятым государственным символам и предложить рассмотреть к следующему созыву ЖК, но вскоре нас распустили. Потом этот вопрос поднимался каждый раз, когда меняли Конституцию. Все, однако,  оставалось неизменным…
Впрочем,  после кровавых событий на правительственной площади, где развевался красный флаг, а на юге страны горели тюндюки домов, вновь встал этот вопрос и депутаты ЖК создали специальную комиссию для внесения изменений и поправок в Гимн и Флаг Кыргызской Республики, чтобы они были исполнены по канонам геральдики, соответствовали Конституции и мировоззрению нашего народа, чтобы каждая деталь флага была понятна и доступна мировой общественности. Подсчитали, что на принятие нового Государственного флага и обновленного Гимна республики уйдет не более одного миллиона сомов и в дальнейшем пойдут доходы от реализации.
3 марта сего года в день 20-летия КР, когда на площади Манаса обновляли его полотнище, оно оборвалось дважды. Что бы это значило? — задумываются  журналисты. Может, дух великого батыра не воспринял его? Не с таким ли стягом Манас Великодушный пошел на Китай, загубил себя и свое могучее государство — каганат, после чего кыргызский народ более тысячи лет  «жил под пятой то под одной, то под другой»,  из века в век  обновляя свою горькую ностальгию  о былой славе и могуществе, и, как Святое писание, вспоминал о том, как
Из желторотых он птенцов
Могучих беркутов взрастил,
Разбросанный кыргызский род
В единый он собрал народ,
На землю предков возвратил…
В Конституции КР сказано, что Вооруженные силы Кыргызстана не имеют целей агрессии, территориальных притязаний,  соответствуют принципам самообороны…
Соответствует ли этому положению Государственный флаг цвета войны?  Вот в чем вопрос!
В данное время на конкурс поступило около сорока вариантов флага и около десятка текстов обновленного гимна. Хочется верить, что комиссия ЖК вынесет  на суд общественности лучшие работы  и  представит их  на утверждение.

Мар БАЙДЖИЕВ,
народный писатель КР.

 






Добавить комментарий