Main Menu

Муратбек БЕГАЛИЕВ: «Жизнь ставит перед нами все новые задачи и вызовы»

Муратбек БЕГАЛИЕВ Жизнь ставит перед нами все новые задачи и вызовы

Наша молодежь достойна получить самое лучшее музыкальное воспитание и образование, потому что унаследовала гениальность своего народа, считает известный композитор, ректор, народный артист Кыргызстана Муратбек БЕГАЛИЕВ. В Год нравственности, воспитания и культуры М. Бегалиев поделился с нами своим взглядом на этот этап в современной истории и культуре. Рассказал, какое участие в его проведении примет коллектив Кыргызской национальной консерватории им. К. Молдобасанова.

Труд, талант и нравственность

События прошлого года — Года истории и культуры — имели огромное значение для молодежи: осознание принадлежности к родным корням и традициям, значимости вклада нашей страны и нашего народа в мировую духовную сокровищницу. Кыргызская земля богата талантами, это рождает чувство ответственности за воспитание и образование детей и молодежи.

Великий соотечественник, писатель и мыслитель Ч. Айтматов ставил знание, память, духовность в один ряд с общечеловеческими ценностями, для которых в исторической перспективе не опасны ни технократия, ни забвение. Однако многое, что происходит сейчас в нашей культуре, не скрою, тревожит. Мне всегда казалось, что культурные ценности — это классика в широком смысле слова: наше наследие, прекрасные книги, театральные постановки, хорошие фильмы. Одним словом, культура лежит в плоскости духовных ценностей, а не скандалов и сплетен, нередко раздуваемых в печати и Интернете.

Наш народ прошел через серьезные испытания, Кыргызстан сегодня является общепризнанным игроком на политическом, историческом поле. Недавний визит Президента Алмазбек Атамбаева в страны Евросоюза подтверждает: единство, мудрость, духовность и толерантность народа, одним словом, культура и есть основа нашего будущего.

На днях на коллегии Министерства культуры, информации и туризма говорилось о стратегии государственной культурной политики. Результатом, очевидно, должно стать не число «правильных» слов в планах и отчетах, а формирование у нового поколения эстетических идеалов. Вполне отдаю себе отчет в том, что мир вокруг нас стремительно меняется. То, что было целью и смыслом для наших родителей, а для нас — памятью детства, нынешним 20-летним ни о чем не говорит. Но жизнь ставит перед нами все новые задачи и вызовы.

Основа культуры — это, как известно, родной язык. Однако мы с вами с горечью видим, как властно вторгается в жизнь языка Интернет, позволяющий безнаказанно говорить и писать с грамматическими ошибками, использовать слова с немыслимыми ранее сокращениями и т. д. Аккумулятор языка — это книга, но сегодня у библиотек нет средств на пополнение фонда, а система книжной торговли дезорганизована. Школьник не может найти на прилавке стихи Токтогула и Пушкина, текст и ноты Государственного гимна Кыргызстана и пьесы Чайковского. Издания, импортируемые из других стран, не по карману многим семьям. Единственный на всю республику магазин «Искусство» давно исчез с карты столицы…

Известно, что любой голод имеет свойство притупляться и человек привыкает довольствоваться малым, однако в этом случае у него нет будущего. Там, где нет цивилизованного подхода к воспитанию и образованию, в течение всего нескольких лет может исчезнуть культура, которая веками создавалась усилиями многих поколений. Достаточно овладеть искусством ценностных подмен, манипуляций массовым сознанием и спекуляций разного рода, чтобы люди подняли руку на святыни. И такая информация, к сожалению, приходит к нам из разных стран мира…

Игнорирование культуры в угоду сиюминутным политическим амбициям привело, например, музыкальное образование в Таджикистане на грань развала. Знаменитая в прошлом композиторская школа — Талаб Саттор, Толиб Шахиди, Зарина Миршакар — осталась без молодой смены. В результате руководство Таджикской консерватории и минкультуры РТ доверили мне дистанционное обучение в качестве приглашенного профессора. Надо, конечно, помочь нашим коллегам…

Культурная традиция живет сотни и тысячи лет, она отражает то, что мы думаем о себе, своей стране, и в этом качестве имеет стратегическое значение. Исходя из этого следует, на мой взгляд, обратить особое внимание на кадровый потенциал культуры. Мне возразят: что же тут нового?! Да, внешне вроде бы все в порядке. В стране три вуза культуры и искусства, действует система непрерывного творческого образования и т. д. Но под кадровым потенциалом я имею в виду нечто иное — единую систему выявления и обучения талантов во всех видах искусства, систему подбора и продвижения кадров для учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, архивов, творческих коллективов. Необходимо морально и материально поддерживать людей, которые сочетают в себе творческие и деловые навыки.

Многим, например, не понятен нынешний принцип распределения государственных наград: молодые звезды эстрады получают их в первую же «пятилетку» своей карьеры, а известные исполнители классической музыки или педагоги, воспитавшие не одно поколение артистов, уходят на пенсию, так и не дождавшись признания за свой подвижнический труд. СМИ отслеживают буквально каждый шаг наших спортсменов, а не менее впечатляющие победы на международных музыкальных конкурсах почему-то просто игнорируют.

Сколько копий сломано вокруг темы об «остаточном» отношении к искусству, воспитанию и образованию! Не буду оригинальным, если скажу, что соответствующие органы, загруженные множеством обязанностей, возможно, не считают эти и другие наболевшие вопросы стратегически важными. Значит, нужен координационный центр, в котором аккумулировались бы новые идеи. Труд, талант и нравственность, на мой взгляд, всегда были фундаментом прогресса.

 

Живой звук, живая классика…

В наши дни все ведущие музыкальные вузы мира — консерватории, академии — являются крупными культурными центрами. Кыргызская национальная консерватория тоже открыта новому, но стержнем вуза остается классическая образовательная система, и поэтому это учебное заведение заняло важное место в отечественной культуре, считается одним из лучших в Центральной Азии. Сегодня консерватория — и образовательное учреждение, и концертная площадка, и научно-методический, культурно-просветительский центр, в котором сосредоточены лучшие профессиональные кадры. Каждая страна, каждый крупный город мира гордятся своей консерваторией. Мы стремимся к тому, чтобы Национальная консерватория была гордостью нашей культуры.

В соответствии с постановлением правительства КР консерватория вот уже несколько лет оказывает методическую поддержку средним специальным музыкальным учебным учреждениям — Республиканской школе-интернату имени М. Абдраева, Государственному музыкальному училищу имени М. Куренкеева, Ошскому и Каракольскому музыкальным училищам. Недавно в ней состоялось коллегиальное обсуждение проблем музыкального образования, одни из которых передаются, словно набившая оскомину привычка, из десятилетия в десятилетие, другие возникли недавно.

В первую очередь, это проблема мотивации образования, из-за которой оно оставляет желать лучшего. Но, согласитесь, невозможно ожидать от учеников и их семей какой-либо мотивации, если даже педагог со стажем получает зар-

плату, едва равную прожиточному минимуму. Юные музыканты видят, что только энтузиазм и страстная любовь к своей профессии удерживают их наставников в стенах музыкальной школы. Вот и уходят даже самые одаренные по совету родителей, конечно, в экономику, юриспруденцию, менеджмент…

Вышестоящие инстанции не поддерживают систему музыкальных конкурсов, не оказывают социальной помощи юным талантам. Лишь огромными усилиями самих музыкантов, образовательных учреждений, единичных НПО и, справедливости ради, некоторых здравомыслящих родителей мы еще слышим прекрасные звуки в исполнении юных гениев на музыкальных инструментах, стыдно сказать, сделанных 50-60 лет назад! Надеемся, что государство наконец-то обеспечит республику музыкальными инструментами, иначе профанируется сама идея профессионального музыкального образования, которая дала миру Булата Минжилкиева, Асанхана Джумахматова, Калыя Молдобасанова, Мукаша Абдраева, Насыра Давлесова, Таштана Эрматова, Кайыргуль Сартбаеву, Самару Токтакунову, Токтоналы Сейталиева…

Психологическая нагрузка нашей жизни, ее стремительные темпы влияют на нервную систему, особенно детей. Музыка же способна доставлять наслаждение, но законы гармонии и красоты, о которых говорили Боэций, Моцарт и Кабалевский, зачастую игнорируются. «Загрязненность» бытового музыкального фона всякого рода «механикой» и «попсой» делает людей невосприимчивыми к чистому музыкальному языку. Позволю себе напомнить слова Чингиза Айтматова: «Все виды искусства стремятся к тому, чтобы стать музыкой!»

Живой звук, который рождается здесь и сейчас, это подлинное чудо. Мы же видим, с какими посветлевшими лицами выходят слушатели из Большого концертного зала консерватории! И в ближайшие дни планируем провести еще несколько концертов классической музыки, посвященных Году нравственности, воспитания и культуры. И вход, как всегда, будет свободным! Радует, что Бишкек вскоре обретет свою, столичную, филармонию и в республике появится еще одна престижная сцена, а ярких, элитных, запоминающихся концертов станет больше.

Еще одна проблема нашей культуры — дефицит меценатов. Закон КР «О меценатстве и благотворительной деятельности» практически не работает, иначе мы бы уже имели сообщество успешных бизнесменов, неравнодушных к искусству. Конечно, эти люди есть, но они редкость и интересуются больше КВНом и художественной самодеятельностью…

Не дожидаясь поддержки, молодые преподаватели и выпускники консерватории создали в прошлом году Международную ассоциацию кыргызских композиторов, музыкантов-исполнителей и музыковедов и попросили меня ее возглавить. В ассоциацию вошли и наши питомцы, которые после окончания вуза разлетелись по всему миру и не забывают о том, кто задал им однажды высоту творческого полета. Они не только занимаются сольной карьерой, но и ведут педагогическую, общественную деятельность в Кыргызстане и во многих странах — России, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Чехии, США, Турции, Китае, Корее, посвящают свое свободное время благотворительным мероприятиям, часто выступают на родине.

Молодая ассоциация стала коллективным членом ISME — Всемирной организации музыкального образования, и мне выпала честь ее презентации на 32-й Всемирной конференции ISME в Глазго (Великобритания). Под эгидой ассоциации теперь в Кыргызстане проходят концертные программы, молодые композиторы пишут серьезную музыку, издаются научные труды, рождаются новые идеи. Но прежде чем появилось это новое поколение профессионалов, понадобилось немало времени для получения фундаментальных знаний и высокого мастерства. И начиналось оно с детского сада, с музыкальной школы, с первых аплодисментов и первых публикаций.

Государство, общество, система образования и культуры многое делают, но проблемы пока остаются, и их, на мой взгляд, обязательно надо озвучивать, хотя, конечно, в одной статье невозможно охватить все волнующие нас вопросы. Ведь сегодня наши дети и молодежь по-прежнему достойны получить самое лучшее музыкальное воспитание и образование, несмотря ни на какие превратности времени, потому что вместе с ментальностью, историей и культурой они унаследовали блистательную гениальность своего народа.






Добавить комментарий