Main Menu

Антикоррупционный фронт: явное преимущество

Антикоррупционный фронт: явное преимуществоПосле апрельских событий 2010 года новая власть и общество в целом столкнулись с громадными завалами хитросплетенных коррупционных схем, доставшихся в наследство от двух семейно-клановых режимов. Уровень коррупции в стране, включая высшие эшелоны власти и силовые структуры, достиг таких масштабов, что под угрозой оказались само существование государства и его национальная безопасность.
В 2011 году появились реальные предпосылки для борьбы с этим злом, и главная из них — политическая воля главы государства: освободить страну от коррупционной удавки. За последние пять лет ни одному вопросу не уделялось столь пристального внимания со стороны руководства, как противодействию этому социальному злу. Знаковым событием стало принятие в феврале 2012 года Государственной стратегии антикоррупционной политики, включающей планы и мероприятия на долгосрочной основе для ее реализации, и ряда других нормативно-правовых актов, усиливающих существующие методы борьбы с коррупцией.
Об основных ее этапах мы попросили рассказать секретаря Совета обороны Темира ДЖУМАКАДЫРОВА.

— Темир Курмангазиевич, сегодня борьба с коррупцией приобрела всеобщие и жесткие формы, став одним из самых приоритетных направлений государственной политики. Какими были первые шаги этой борьбы, ее механизмы и инструменты?

— Еще в 2011 году в инаугурационной речи Президент Алмазбек Атамбаев обозначил решимость бескомпромиссной борьбы с коррупцией, подчеркнув, что в нашей стране все в равной мере должны нести ответственность перед законом — будь то министр, судья или депутат. Твердая позиция главы государства подкреплялась конкретными делами. За коррупционные преступления начали задерживать и сажать чиновников всех уровней и рангов. Выступая на заседании Совета обороны 30 января 2012 года, Президент заявил: «…Мы объявляем бескомпромиссную войну коррупции и пойдем в этом до конца. Уверен, народ поддержит нас», а для скептиков и пессимистов акцентировал: «Неприкасаемых и привилегированных в стране нет. Коррупционерам не будет пощады. Вор должен сидеть в тюрьме!»

Главные полномочия в борьбе с коррупцией возлагались на созданную в декабре 2011 года по инициативе главы государства Антикоррупционную службу в структуре ГКНБ.

За последние пять лет по коррупционным, экономическим и должностным преступлениям возбуждено 6 915 уголовных дел. Обвинения предъявлены более 6 тысячам должностных и ответственных лиц, в том числе шести депутатам парламента, 38 судьям, 535 руководителям госорганов и 85 — правоохранительных структур, 110 главам АО и государственных предприятий и другим. В доход государства возмещено 7 миллиардов 600 миллионов сомов, а в 2016-м правоохранителями совместно с Генпрокуратурой через систему Казначейства — почти 3 млрд. сомов.

На момент принятия стратегии действующее антикоррупционное законодательство носило декларативный характер и не в полной мере могло противодействовать этому негативному явлению.

За последние пять лет нам удалось заложить прочную нормативно-правовую базу, позволяющую эффективно и системно бороться с этой формой социальной патологии.

В 2012 году был принят обновленный Закон «О противодействии коррупции», регламентирующий систему мер борьбы с ней. По нему, в частности, на 80% подверглась изменениям глава 30 Уголовного кодекса о должностных преступлениях в плане ужесточения уголовной ответственности за вымогательство и другие коррупционные деяния. Принято более 20 законодательных актов такой же направленности.

— Вот об этом, пожалуйста, подробнее…

— Претерпели изменения в этом направлении законы «О государственной службе», «О декларировании доходов», Трудовой кодекс и другие.

Введена новая норма об освобождении госслужащих от должности на основе утраты доверия в случае нарушения установленных ограничений и запретов. Создан реестр лиц, уволенных с государственной и муниципальной службы по отрицательным основаниям. Для совершенствования системы декларирования доходов и имущества чиновников, ее открытости и прозрачности высшие и иные должностные лица теперь обязаны декларировать также и расходы. С недавнего времени норма распространяется на судей и кандидатов в судьи. Кроме того, принят ряд мер управленческого характера. Например, в каждом госоргане вводится должность уполномоченного по борьбе с коррупцией. Над этим мы сейчас работаем. Борьба с коррупцией преимущественно карательными методами, безусловно, дала результат, но, как тогда отмечал глава государства, она не имела упреждающей направленности. В министерствах и ведомствах отсутствовали системный подход к противодействию этому явлению, анализ причин коррупционных деяний и, что самое главное, не было создано ни одной антикоррупционной модели…

— Действительно, эскалацию коррупции невозможно остановить, даже пересажав всех чиновников с нечистыми руками…

— Вы совершенно правы. Наибольшая опасность ее кроется в девальвации духовных ценностей, норм морали, права и общественного мнения, и тут только громких задержаний недостаточно. Точкой отсчета второго этапа борьбы с данным злом считается Указ Президента 2013 года «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти», который заложил основу системной борьбы с коррупцией. Положительные результаты его реализации я бы отметил такими блоками, как политическая коррупция, сфера бизнеса, государственные закупки, минимизация коррупционных рисков в сфере государственной и муниципальной службы, а также внедрение Единого государственного реестра населения. И еще. Сегодня в стране создана новая избирательная система, базирующаяся на внедрении элементов автоматизации и новых технологий. Можно однозначно сказать, что выборы в Кыргызстане проводятся прозрачно и честно. Хотелось бы подробнее остановиться на проделанной работе по всем названным направлениям.

Наверное, все помнят слова главы государства о том, что те, кто хочет заработать большие деньги, должны идти в бизнес, а не на госслужбу. В Указе содержится целый ряд мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для бизнеса, и в этой области проделана большая работа. Создан Совет по регулятивной реформе под председательством премьер-министра по выявлению барьеров для развития бизнеса, проанализировано около 3 300 нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, на основе анализа предложено переработать или отменить порядка 20% документов. Также разработаны рекомендации с учетом международного опыта, предложений бизнес-сообщества и государственных органов по 97 административным процедурам. Затраты бизнеса для их прохождения сегодня составляют 2 млрд. 159 млн. сомов. После оптимизации они могут быть сокращены до 42,2%.

Для исключения необоснованного вмешательства госорганов в деятельность субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления Президентом подписан Указ «О дополнительных мерах по правовой защите субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления при проверке их деятельности правоохранительными и налоговыми органами». В нем регламентируется порядок их проведения исключительно после регистрации проверочных актов в органах прокуратуры.

Снижение коррупционных рисков в сфере госзакупок является одним из приоритетных направлений второго этапа борьбы с коррупцией. На сегодняшний день все государственные закупки проводятся только методом электронных торгов.

Для пресечения коррупции в органах государственной и муниципальной службы принят закон, повышающий эффективность национального резерва кадров, ужесточающий требования к декларации служащих этой категории. Кроме того, как уже было сказано, в законодательстве закреплена норма, согласно которой основанием для увольнения лиц, замещающих государственную, муниципальную должность, может стать утрата доверия.

Хотелось бы отметить, что в рамках второго этапа борьбы с коррупцией проводится работа по созданию Единого государственного реестра населения, что значительно уменьшит существующие в сфере «серые» схемы.

— Темир Курмангазиевич, какая роль в борьбе с коррупцией отводится рабочей группе при Совете обороны?

— Ее главная задача — выявление и пресечение коррупционных зон и рисков в государственных органах, а также разработка для них детализированных планов, срочных либо пошаговых мероприятий по устранению условий для коррупции. На сегодняшний день рабочая группа при Совете обороны разработала детализированные планы демонтажа системной коррупции в 33 госорганах и ведомствах. Подчеркну, что эти планы имеют формат обязательного исполнения.

— Понятно, что главное сегодня в борьбе с коррупцией — не останавливаться на полпути, задействовать при этом огромный потенциал гражданского общества для формирования всеобщей атмосферы нетерпимости к любым коррупционным преступлениям. В этом направлении будут ли новые инициативы Совета обороны?

— Разумеется. Планируем создать антикоррупционный интернет-сайт с интерактивной картой по регионам, районам и отраслям, наиболее подверженным коррупции, составленной по обращениям граждан. Для информирования общественности о реализации государственных антикоррупционных мероприятий на сайте будут публиковаться все детализированные планы, разработанные рабочей группой.

Кроме того, он будет содержать информацию государственных органов, занятых в сфере противодействия и борьбы с коррупцией.

Думаю, пришло время создать собственную методологию оценки коррупции, в которой одним из показателей будет объективное мнение граждан. В настоящее время она разрабатывается. Если у читателей вашей газеты будут какие-либо предложения, мы готовы их рассмотреть.

Отмечу, сегодня, когда общество активно подключилось к борьбе с коррупцией, процессы противодействия ей становятся необратимыми. Результаты, как говорится, налицо: улучшились условия для развития бизнеса, экономики и инвестиционной привлекательности республики, у граждан появилось четкое понимание того, что неприкасаемых в стране нет, создана атмосфера общественного неприятия и негативного отношения к коррупционным проявлением. Итоги борьбы с этим злом в нашей стране положительно оценила авторитетная международная организация Transparency International, отметившая в Индексе восприятия коррупции значительный прогресс Кыргызстана, усилившего антикоррупционные тенденции на 14 позиций и переместившегося с 150-го на 136-е место. Подвижки достигнуты в условиях стабильного социального спокойствия посредством правильного сочетания политических, организационных, правовых мер. И это базируется на политической воле главы государства, давшего эффективный импульс продуманной и последовательной антикоррупционной политике.

Комплекс инициированных Президентом Алмазбеком Атамбаевым решений, в том числе утверждение стратегии, ряд других указов дают основание утверждать, что в Кыргызстане кардинально пересматриваются механизмы и инструменты антикоррупционной системы в целом. Начатая нами работа для эффективного предупреждения и борьбы с системной коррупцией будет и в дальнейшем носить необратимый характер.

— За все годы суверенитета призванные бороться с коррупцией правоохранительные органы сами были заражены ее метастазами, что вызывало справедливую критику граждан. Какие меры приняты в этом направлении?

— В Национальной стратегии устойчивого развития одним из главных направлений заложена реформа правоохранительных органов. На заседании Совета обороны поддержан комплекс мер в этой сфере. Их утвердил глава государства, издав соответствующий Указ. Один из ключевых элементов их реформирования — снижение уровня коррупции и меры по обеспечению открытости, прозрачности работы, сбалансированию их функций, повышению эффективности подготовки кадров.

Часть намеченных мероприятий уже реализована: четко определены зоны ответственности и задачи правоохранительных органов.

Так, например, экономическими преступлениями теперь занимается только Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями, все соответствующие службы других правоохранительных структур для устранения дублирования ликвидированы. В результате принятых мер существенно снизилась нагрузка на бизнес в плане проверок.

Подготовил

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий