Main Menu

Проблемы детей — наши общие

Проблемы детей - наши общие

Всем известно, что взрослый человек — это самостоятельный, дееспособный субъект, который в состоянии позаботиться о себе. Ребенку же необходимы его забота и поддержка. Взрослый производит материальные блага, а ребенок их потребляет. Согласно нашему законодательству, к детям относятся лица до 18 лет, то есть до совершеннолетия.

Общество в лице взрослых берет на себя обязательства по обеспечению условий их жизнедеятельности, заботясь непосредственно через институты образования и воспитания, различные льготы и пособия либо через семью, которая также является социальным институтом, и т. д.

В эпохе детства обычно выделяют три периода: раннее детство, включая младенчество (от рождения до года) и собственно ранний возраст (от года до трех), период дошкольного возраста (от трех до шести-семи), младшего школьного возраста (от шести-семи до десяти-двенадцати лет).

В мировом сообществе предусматриваются два уровня социальной защиты детей — в повседневной обстановке, обычной жизненной ситуации, семье и в чрезвычайной, нестандартной ситуации (в связи с потерей родителей, из-за социального сиротства, социальных и экологических катастроф, войн и т. д.). Правовая база соцзащиты детства строится на трех уровнях: международном, государственном и региональном.

В современном мире под социальной защитой ребенка понимается реализация гарантий его основных прав, что зафиксировано в международных договорах, Конвенции ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.). Со дня принятия в 1992 году последнего документа 20 ноября отмечается как Всемирный день детей. Согласно конвенции, ребенок имеет права на выживание, развитие, защиту и обеспечение, активное участие в жизни общества.

Право ребенка на жизнь включает рождение, выживание, в том числе и в случае болезни. Он имеет право на доступное медицинское обслуживание, которое устанавливается специальным стандартом жизни, есть у него право на имя и гражданство.

Право на развитие включает сферы образования, отдыха, досуга и участие в культурной жизни.

Право на защиту, когда во всевозможных ситуациях ребенок в силу своей уязвимости и зависимости от мира взрослых нуждается во внимании. Конвенция предусматривает заботу о детях-инвалидах, беженцах, детях-сиротах, детях, разлученных с родителями, детях, нарушивших закон. Документ устанавливает специальные правовые нормы по защите детей в условиях вооруженных конфликтов, а также от употребления и приобретения наркотиков. Имеет он право активно участвовать в жизни общества через обеспечение ему свободы слова, совести, религии, свободного выражения своего мнения.

Дети — наше будущее, и не надо забывать, что они самая уязвимая и незащищенная категория нашего общества.

В нашем государстве политика социальной защиты детства основывается на стандартах, установленных законодательством республики. Это защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, интересов и свобод детей, уважение и обеспечение прав и свобод ребенка как равноправного члена общества. Не допускается дискриминация детей по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и любым иным признакам. Обязанность государства — обеспечить защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей до пяти лет, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 14-16 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий многодетным гражданам;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством КР;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе проживающих в экстремальных условиях;
  • организация квалифицированной юридической помощи, право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, право на физическое и психическое здоровье, обеспечение физической, социальной и экономической безопасности, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Распространенные формы соцзащиты детства — опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 15 лет, а попечительство — от 15 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, права и обязанности усыновителей, условия защиты материальных прав детей.

Конституция, Семейный кодекс, Кодекс «О детях», Закон «Об образовании», административное и уголовное законодательство предписывают госорганам и органам МСУ стоять на страже прав ребенка.

Детство — это не просто возрастной этап развития человека, а особая форма жизни, в рамках которой осуществляется процесс интеллектуального, психологического и физического развития, взросления, социализации, подготовки ребенка к жизни.

Субъектами соцзащиты детей в нашем государстве выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К ним относятся и политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, мечети, СМИ, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в соцзащите детства играют семья и школа, специальные службы социальной работы: муниципальные, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, социальные гостиницы, консультационные и реабилитационные службы, опеки и попечительства, соцработники и социальные педагоги, советы ветеранов, женские советы и т. д.

В последние годы в нашей республике в целях внедрения политики социальной защиты детства широко используются услуги международных организаций и программ (ООН, АБР, ЮНИСЕФ, Швейцарский Красный Крест, Фонд Ага Хана и др.), внедрено множество проектов в интересах детей. Наши граждане постоянно поднимают вопросы об усилении ответственности за преступления, связанные с насилием над детьми, в частности предлагают ужесточить наказание за совершенные преступления против половой неприкосновенности малолетних детей.

Президент Алмазбек Атамбаев подписал Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс КР». Его цель — усилить уголовную ответственность за совершение преступлений против жизни, здоровья и неприкосновенности такой категории несовершеннолетних, как малолетние (несовершеннолетние в возрасте до 14 лет), именно родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Вместе с тем удручающим фактом считается то, что дети все еще остаются самой уязвимой и незащищенной категорией в нашем обществе. По определенным причинам в Кыргызстане все еще нет достоверной статистики о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую это скрывается или умалчивается. Дети остаются жертвами произвола взрослых. Из-за сложных социально-экономических условий, роста безработицы и трудовой миграции возросло количество бракоразводных процессов, увеличивается число незарегистрированных семей, брошенных детей, не обучающихся, беспризорных, работающих, без свидетельств о рождении, отмечена тенденция роста детской смертности и инвалидности и т. д.

Пошатнулось благополучие многих семей, а родительские узы ослабли. Возросло количество семей, которые не выполняют ни общественной, ни воспитательной функций. О жестоком обращении с детьми мы слышим практически ежедневно. Негативные приемы воспитания, унижение человеческого достоинства, в том числе физическое и психическое насилие, прослеживаются в семьях, дошкольных учреждениях, детских домах, ПТУ, интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, что приводит к побегу или суициду. В этих учреждениях имеют место случаи, когда дети получают увечья, становятся жертвами различного рода преступных посягательств.

Надо учитывать, что разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К ним можно отнести ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, из девиантных и педагогически запущенных семей; из приемных, многодетных, неполных семей; детей-инвалидов или имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан, мигрантов; жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; работающих и беспризорных детей или находящихся в конфликте с законом, являющихся жертвой насилия или преступления. Их жизнедеятельность объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и они не могут преодолеть указанные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

С ростом рыночной экономики затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, они в основном идут на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а на художественные книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия, дополнительное образование средств не остается. Снизилось качество питания детей.

Следует отметить несовершенство законодательства по соцзащите детства, которое заключается в отсутствии реально действующей системы соцгарантий, выполнении тех положений, что закреплены законами, указами и постановлениями. Слаба и система санкций, закрепляющих их выполнение.

Несмотря на то что в Кыргызстане принят Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию», психологическое насилие, проявляющееся в разнузданной «свободе» аудиовидеопродукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора, продолжают воздействовать на подрастающее поколение. Сюда можно отнести и чрезмерное увлечение компьютерными играми, которые отражаются на психике, духовном развитии ребенка. А должного надзора уполномоченных органов и контроля за соблюдением данного законодательства не наблюдается. Поэтому надо усилить спрос как с них, так и родителей за такой недогляд.

Оставляет желать лучшего и развитие индустрии детского питания, формирование культа будущей семьи, института планирования семьи, привитие навыков самозащиты ребенка.

Если говорить о современных тенденциях воспитания, то в первую очередь пришло понимание негативных последствий «казенного», массового воспитания детей в интернатных учреждениях и детских домах. Социальная практика направлена на укрепление позиций семьи, воспитание ребенка в семье и индивидуальной работы с ребенком. Соцзащита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе.

Не надо забывать, что дети — наше будущее, это наш генофонд, гарант будущего нашего общества и государства. И насколько мы их качественно обучим и воспитаем, насколько прочно социализируем их, зависит от нас, старшего поколения, социальных, политических и экономических предпосылок общества. Чтобы успешно функционировать в обществе, человеку надо усвоить определенные психологические установки, образцы поведения, социальные нормы и ценности, знания и навыки. И этот процесс идет через образование, экономическое, гендерное и физическое развитие, профессиональную подготовку, язык, традиции, религию, социальные группы и особенно через защиту социальных прав детей. Проблемы детей — наши общие проблемы. За них в ответе каждый из нас!

Нурлан ИСМАНОВА.






Добавить комментарий