Main Menu

Два неба Сайфутдина Азизова

Два неба Сайфутдина Азизова

28 лет назад, 15 февраля 1989 года, ограниченный контингент советских войск покинул территорию Афганистана. Последним перешел пограничную реку Амударью через мост у города Термеза командующий 40-й армией Борис Громов. Так закончилась никем и никому не объявленная афганская война, ставшая одной из самых трагических страниц нашей общей истории, написанной кровью солдат, слезами матерей и вдов. Предыстория этих событий такова.

…Ввод советских войск на афганскую территорию через Кушку на Герат и дальше на Кабул начался 25 декабря 1979 года в 15.00. А уже в ночь на второй день отряд спецназначения КГБ СССР и батальон Главного разведывательного управления МО взяли штурмом дворец президента Амина на окраине Кабула. Операция «Шторм-333» длилась около 40 минут, кроме главной цитадели было захвачено еще около 20 важных объектов, при этом штурмовая группа потеряла около 20 человек. Кстати, в числе штурмовавших был и наш земляк Абдыгул Чотбаев, тогда еще командир мотострелкового взвода.

Два неба Сайфутдина АзизоваНа следующее утро в Кабул начали прибывать подразделения советских войск. Для переброски личного состава потребовалось около 50 часов, было совершено 343 рейса. В Кабул и Баграм доставили 7 700 десантников и более 800 единиц техники. А общая численность войск составила 80 тысяч человек. До последней минуты солдаты и офицеры не были посвящены в планы высшего руководства. Их командиры говорили только, что необходимо оказать афганскому народу интернациональную помощь. И эта так называемая помощь затянулась на 10 лет…

Кто-то из мудрецов заметил, что превратности судьбы — пробный камень для мужественного человека, поскольку главным образом она находится в его собственных руках. Жизненный путь полковника запаса Сайфутдина Азизова наглядно подтверждает этот философский постулат. Для него, как и для каждого, кто по-настоящему прошел афганскую войну, само слово «Афган» стало как бы мерилом выполнения воинского долга, совести, героизма и мужества.

Родился Сайфутдин в 1959 году в Кемине (Быстровке). Когда учился в 7-м классе, его отца, водителя большегрузных машин, направили в Кара-Куль на строительство Токтогульской ГЭС. Обустроившись на новом месте, он вызвал к себе семью. С детства Сайфутдин увлекался сборкой макетов вертолетов, запоем читал техническую литературу, хорошо разбирался в их марках и конструкциях. Увлечение подарило мечту о небе. Это и предопределило его дальнейшую судьбу. После школы выбор юноши остановился на Кременчугском авиационном училище гражданской авиации. Но, успешно сдав экзамены, не прошел мандатную комиссию. В городском военкомате хорошо знали упрямого призывника, желавшего стать только вертолетчиком. И в 1977 году мечта юноши осуществилась: он стал курсантом Саратовского высшего военного авиационного училища. «Это было удивительное время, — вспоминает Сайфутдин Турсунбаевич, — наши командиры воспитывали и обучали нас на славных традициях армии большой и великой страны, учили справедливости и ответственности. Без пафоса отмечу, что каждый из курсантов был готов защищать свою Родину от врагов». Любимой его дисциплиной была летная подготовка в учебных вертолетных полках. Самостоятельно управляя винтокрылой машиной, научился принимать единственно правильное решение в сложных ситуациях и брать ответственность на себя, что потом не раз сохранило ему жизнь в Афгане…

Два неба Сайфутдина АзизоваПосле окончания в 1981 году училища служил в Закавказском военном округе летчиком-штурманом отдельного вертолетного полка в городе Телави. Сайфутдин и предположить не мог, что этот небольшой грузинский город станет точкой отсчета его афганской эпопеи. Вот что он сам говорит об этом: «В сентябре 1982 года наш вертолет Ми-6 пересек границу Афганистана и приземлился в городе Кундузе, откуда нас доставили в распоряжение транспортно-вертолетного полка 40-й армии. Первые же вылеты научили действовать, как называлось на афганской войне, «по обстановке», когда от тебя зависит жизнь всего экипажа, да и твоя собственная. Самое главное на войне — выполнить боевую задачу и остаться в живых». А задачи у вертолетчиков были такими, что смерть подстерегала их на каждом шагу. Вертолеты Ми-8 перевозили боевую технику и грузы, высаживали десантников, охраняли колонны, вывозили из окружения бойцов и раненых с поля боя. Это было самое тяжелое. Как вспоминает полковник Азизов, зачастую приходилось садиться, едва не касаясь лопастями створов горных ущелий, или зависать над ними, рискуя повредить шасси о вершины скал. Многое пришлось пережить экипажу вертолета — командиру Николаю Коровикову, ведущему Александру Белоусову и летчику-штурману Сайфутдину Азизову. Порой приходилось возвращаться с задания в горящей машине, с пробоинами в борту и двигателе. Память офицера хранит множество незабываемых боевых операций.

В начале января 1983 года губернатор провинции Мазари-Шариф организовал обед для советских нефтяников. Возвращаясь на буровую вышку, они попали в устроенную моджахедами засаду, и их увезли в неизвестном направлении. На поиски пропавших из Кундуза в Мазари-Шариф вылетели две эскадрильи. Шли парами. Наш земляк был ведомым — последним. Возвращаясь на базу, как говорят летчики, попали в «молоко»: дождь лил сплошной стеной. В сложных погодных условиях борт Александра Белоусова, низко пролетая над расположенным здесь кишлаком, попал под интенсивный обстрел, связь с ним прервалась. Ближе к вечеру, взяв десантников, полетели на поиски. Останки упавшего вертолета нашли недалеко от аула. В живых никого не осталось…

Два неба Сайфутдина Азизова
Два неба Сайфутдина Азизова

…Пропавших нефтяников искали две недели. Наконец разведке удалось установить их местонахождение. «Духи» держали пленников на одной из своих баз на плато в глубоком ущелье. После операции по их освобождению приступили к зачистке. Заблокировав единственный выход из ущелья, нанесли бомбовые удары с воздуха. «Духи» засели в пещерах по склонам скал и отстреливались из крупнокалиберных пулеметов, выбить их оттуда ракетами было очень сложно. Под плотным огнем Сайфутдину Азизову удалось сбросить баки с напалмом, точным попаданием уничтожить несколько групп моджахедов.

В сентябре 1983 года Сайфутдин Азизов по замене вернулся в Союз и продолжил службу в Закавказском военном округе. Но сполна понюхавший пороха офицер недолго радовался мирной жизни. В октябре 85-го — вторая командировка в Афганистан, теперь уже в должности командира экипажа Ми-8 в составе вертолетного полка в Кандагаре. Это был самый тяжелый год за всю афганскую войну. Моджахедов обучали иностранные военспецы, а страны НАТО поставляли им современную технику и вооружение, в том числе средства ПВО. Но экипажу капитана Азизова всегда удавалось после выполнения боевого задания возвращаться на базу живым и невредимым. По этому поводу однополчане говорили, что азизовцы родились в рубашке. А сам командир и сегодня твердо уверен, что в тех драматических и кровопролитных событиях его оберегал ангел-хранитель, о котором в трудные моменты афганской войны постоянно напоминала ему супруга Гуляи. Не зря же в одной из песен про Афган есть строчки: «Тысячью невидимых связаны мы нитей, и тебе обязан тем, что я живой…»

В афганском послужном списке нашего героя — более полутора тысяч боевых вылетов. Выдержать такие испытания дано не каждому. Как говорят его боевые товарищи по Афганистану, Сайфутдину Азизову не совестно смотреть соотечественникам в глаза. Как и другие все воины-«афганцы», он добросовестно выполнял свой воинский долг, не задумываясь, была ли это праведная война, проявив при этом героизм и мужество. За афганскую эпопею ратный труд нашего героя отмечен высокими государственными наградами: орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» II и III степеней и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

После Афгана Сайфутдин Турсунбаевич пять лет служил в Закавказском военном округе. Прошел Карабах, обеспечивая поддержку с воздуха подразделениям МВД СССР. В 1992 году вернулся в Кыргызстан. Трудно оценить его вклад в развитие и повышение боеготовности отечественной военной авиации. Помогали ему в этом боевой опыт афганской войны и знания, полученные в академии генерального штаба бундесвера ФРГ. Занимая ответственные должности в оборонном ведомстве, ставил «на крыло» молодых летчиков, при этом сам не забывал штурвала вертолета. В 1977 году принимал участие в спасательной операции во время масштабного наводнения в Сузаке, за что награжден медалью «Эрдик». Превратности судьбы, проверяя нашего героя на гражданскую зрелость, военную закалку и прочность характера, сопровождали его на всем пути воинской службы.

1999-й год. Баткен. Тогда в прямом смысле решалась судьба страны, а сила и дух нашего народа подверглись жесткому испытанию войной. Начальнику управления авиации Министерства обороны полковнику Сайфутдину Азизову было не впервой заниматься организацией боевых вылетов, подготовкой экипажей, а то и самому вылетать на рекогносцировку местности, высаживать десантные группы на дальних перевалах и наносить ракетно-бомбовые удары по позициям моджахедов. Каждый полет в горах — занятие смертельное и рискованное, особенно в ситуации, когда необходимо прийти на помощь личному составу блокпостов, отражавшему атаки превосходящих сил боевиков. Как вспоминают воины — ветераны Баткена, мастерство и мужество летчика С. Азизова и его подчиненных спасли не одну жизнь. А вот что о своем боевом товарище по Афгану и баткенским событиям говорит наш прославленный земляк, руководитель общественного движения «Боевое братство» генерал-полковник Абдыгул Чотбаев: «Сайфутдин — профессионал с большой буквы. Он достойно прошел две войны, проявив железную волю и твердость характера. Его отличительная черта — острое чувство справедливости и уважительное отношение к своим подчиненным. Такие, как он, — гордость нашей армии и образец служения Отчизне для молодого поколения».

Прошло пять лет с тех пор, как кавалер ордена «Манас» III степени полковник Сайфутдин Азизов ушел в запас по возрасту. Но его богатый боевой опыт по-прежнему востребован в военной авиации. Да и сам он не представляет себя без армии, являясь сегодня летчиком-методистом отдела летной подготовки сил воздушной обороны Вооруженных сил страны.

Говорят, что любая война не кончится до тех пор, пока не перестанут плакать матери, вдовы и не будет похоронен последний герой. Добавлю к этому святую память о тех, кто не вернулся с поля боя и остался в живых. Подвиг воинов-“афганцев” признан народом Кыргызстана. Эти люди достойны внимания на самом высоком государственном уровне. Выполняя воинский долг, они ставили на кон самое дорогое — свою жизнь…

Сергей СИДОРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ
и из “афганского” альбома С. Азизова.



« (Previous News)



Добавить комментарий