Два неба Сайфутдина Азизова
28 лет назад, 15 февраля 1989 года, ограниченный контингент советских войск покинул территорию Афганистана. Последним перешел пограничную реку Амударью через мост у города Термеза командующий 40-й армией Борис Громов. Так закончилась никем и никому не объявленная афганская война, ставшая одной из самых трагических страниц нашей общей истории, написанной кровью солдат, слезами матерей и вдов. Предыстория этих событий такова.
…Ввод советских войск на афганскую территорию через Кушку на Герат и дальше на Кабул начался 25 декабря 1979 года в 15.00. А уже в ночь на второй день отряд спецназначения КГБ СССР и батальон Главного разведывательного управления МО взяли штурмом дворец президента Амина на окраине Кабула. Операция «Шторм-333» длилась около 40 минут, кроме главной цитадели было захвачено еще около 20 важных объектов, при этом штурмовая группа потеряла около 20 человек. Кстати, в числе штурмовавших был и наш земляк Абдыгул Чотбаев, тогда еще командир мотострелкового взвода.
На следующее утро в Кабул начали прибывать подразделения советских войск. Для переброски личного состава потребовалось около 50 часов, было совершено 343 рейса. В Кабул и Баграм доставили 7 700 десантников и более 800 единиц техники. А общая численность войск составила 80 тысяч человек. До последней минуты солдаты и офицеры не были посвящены в планы высшего руководства. Их командиры говорили только, что необходимо оказать афганскому народу интернациональную помощь. И эта так называемая помощь затянулась на 10 лет…
Кто-то из мудрецов заметил, что превратности судьбы — пробный камень для мужественного человека, поскольку главным образом она находится в его собственных руках. Жизненный путь полковника запаса Сайфутдина Азизова наглядно подтверждает этот философский постулат. Для него, как и для каждого, кто по-настоящему прошел афганскую войну, само слово «Афган» стало как бы мерилом выполнения воинского долга, совести, героизма и мужества.
Родился Сайфутдин в 1959 году в Кемине (Быстровке). Когда учился в 7-м классе, его отца, водителя большегрузных машин, направили в Кара-Куль на строительство Токтогульской ГЭС. Обустроившись на новом месте, он вызвал к себе семью. С детства Сайфутдин увлекался сборкой макетов вертолетов, запоем читал техническую литературу, хорошо разбирался в их марках и конструкциях. Увлечение подарило мечту о небе. Это и предопределило его дальнейшую судьбу. После школы выбор юноши остановился на Кременчугском авиационном училище гражданской авиации. Но, успешно сдав экзамены, не прошел мандатную комиссию. В городском военкомате хорошо знали упрямого призывника, желавшего стать только вертолетчиком. И в 1977 году мечта юноши осуществилась: он стал курсантом Саратовского высшего военного авиационного училища. «Это было удивительное время, — вспоминает Сайфутдин Турсунбаевич, — наши командиры воспитывали и обучали нас на славных традициях армии большой и великой страны, учили справедливости и ответственности. Без пафоса отмечу, что каждый из курсантов был готов защищать свою Родину от врагов». Любимой его дисциплиной была летная подготовка в учебных вертолетных полках. Самостоятельно управляя винтокрылой машиной, научился принимать единственно правильное решение в сложных ситуациях и брать ответственность на себя, что потом не раз сохранило ему жизнь в Афгане…
После окончания в 1981 году училища служил в Закавказском военном округе летчиком-штурманом отдельного вертолетного полка в городе Телави. Сайфутдин и предположить не мог, что этот небольшой грузинский город станет точкой отсчета его афганской эпопеи. Вот что он сам говорит об этом: «В сентябре 1982 года наш вертолет Ми-6 пересек границу Афганистана и приземлился в городе Кундузе, откуда нас доставили в распоряжение транспортно-вертолетного полка 40-й армии. Первые же вылеты научили действовать, как называлось на афганской войне, «по обстановке», когда от тебя зависит жизнь всего экипажа, да и твоя собственная. Самое главное на войне — выполнить боевую задачу и остаться в живых». А задачи у вертолетчиков были такими, что смерть подстерегала их на каждом шагу. Вертолеты Ми-8 перевозили боевую технику и грузы, высаживали десантников, охраняли колонны, вывозили из окружения бойцов и раненых с поля боя. Это было самое тяжелое. Как вспоминает полковник Азизов, зачастую приходилось садиться, едва не касаясь лопастями створов горных ущелий, или зависать над ними, рискуя повредить шасси о вершины скал. Многое пришлось пережить экипажу вертолета — командиру Николаю Коровикову, ведущему Александру Белоусову и летчику-штурману Сайфутдину Азизову. Порой приходилось возвращаться с задания в горящей машине, с пробоинами в борту и двигателе. Память офицера хранит множество незабываемых боевых операций.
В начале января 1983 года губернатор провинции Мазари-Шариф организовал обед для советских нефтяников. Возвращаясь на буровую вышку, они попали в устроенную моджахедами засаду, и их увезли в неизвестном направлении. На поиски пропавших из Кундуза в Мазари-Шариф вылетели две эскадрильи. Шли парами. Наш земляк был ведомым — последним. Возвращаясь на базу, как говорят летчики, попали в «молоко»: дождь лил сплошной стеной. В сложных погодных условиях борт Александра Белоусова, низко пролетая над расположенным здесь кишлаком, попал под интенсивный обстрел, связь с ним прервалась. Ближе к вечеру, взяв десантников, полетели на поиски. Останки упавшего вертолета нашли недалеко от аула. В живых никого не осталось…
…Пропавших нефтяников искали две недели. Наконец разведке удалось установить их местонахождение. «Духи» держали пленников на одной из своих баз на плато в глубоком ущелье. После операции по их освобождению приступили к зачистке. Заблокировав единственный выход из ущелья, нанесли бомбовые удары с воздуха. «Духи» засели в пещерах по склонам скал и отстреливались из крупнокалиберных пулеметов, выбить их оттуда ракетами было очень сложно. Под плотным огнем Сайфутдину Азизову удалось сбросить баки с напалмом, точным попаданием уничтожить несколько групп моджахедов.
В сентябре 1983 года Сайфутдин Азизов по замене вернулся в Союз и продолжил службу в Закавказском военном округе. Но сполна понюхавший пороха офицер недолго радовался мирной жизни. В октябре 85-го — вторая командировка в Афганистан, теперь уже в должности командира экипажа Ми-8 в составе вертолетного полка в Кандагаре. Это был самый тяжелый год за всю афганскую войну. Моджахедов обучали иностранные военспецы, а страны НАТО поставляли им современную технику и вооружение, в том числе средства ПВО. Но экипажу капитана Азизова всегда удавалось после выполнения боевого задания возвращаться на базу живым и невредимым. По этому поводу однополчане говорили, что азизовцы родились в рубашке. А сам командир и сегодня твердо уверен, что в тех драматических и кровопролитных событиях его оберегал ангел-хранитель, о котором в трудные моменты афганской войны постоянно напоминала ему супруга Гуляи. Не зря же в одной из песен про Афган есть строчки: «Тысячью невидимых связаны мы нитей, и тебе обязан тем, что я живой…»
В афганском послужном списке нашего героя — более полутора тысяч боевых вылетов. Выдержать такие испытания дано не каждому. Как говорят его боевые товарищи по Афганистану, Сайфутдину Азизову не совестно смотреть соотечественникам в глаза. Как и другие все воины-«афганцы», он добросовестно выполнял свой воинский долг, не задумываясь, была ли это праведная война, проявив при этом героизм и мужество. За афганскую эпопею ратный труд нашего героя отмечен высокими государственными наградами: орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» II и III степеней и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
После Афгана Сайфутдин Турсунбаевич пять лет служил в Закавказском военном округе. Прошел Карабах, обеспечивая поддержку с воздуха подразделениям МВД СССР. В 1992 году вернулся в Кыргызстан. Трудно оценить его вклад в развитие и повышение боеготовности отечественной военной авиации. Помогали ему в этом боевой опыт афганской войны и знания, полученные в академии генерального штаба бундесвера ФРГ. Занимая ответственные должности в оборонном ведомстве, ставил «на крыло» молодых летчиков, при этом сам не забывал штурвала вертолета. В 1977 году принимал участие в спасательной операции во время масштабного наводнения в Сузаке, за что награжден медалью «Эрдик». Превратности судьбы, проверяя нашего героя на гражданскую зрелость, военную закалку и прочность характера, сопровождали его на всем пути воинской службы.
1999-й год. Баткен. Тогда в прямом смысле решалась судьба страны, а сила и дух нашего народа подверглись жесткому испытанию войной. Начальнику управления авиации Министерства обороны полковнику Сайфутдину Азизову было не впервой заниматься организацией боевых вылетов, подготовкой экипажей, а то и самому вылетать на рекогносцировку местности, высаживать десантные группы на дальних перевалах и наносить ракетно-бомбовые удары по позициям моджахедов. Каждый полет в горах — занятие смертельное и рискованное, особенно в ситуации, когда необходимо прийти на помощь личному составу блокпостов, отражавшему атаки превосходящих сил боевиков. Как вспоминают воины — ветераны Баткена, мастерство и мужество летчика С. Азизова и его подчиненных спасли не одну жизнь. А вот что о своем боевом товарище по Афгану и баткенским событиям говорит наш прославленный земляк, руководитель общественного движения «Боевое братство» генерал-полковник Абдыгул Чотбаев: «Сайфутдин — профессионал с большой буквы. Он достойно прошел две войны, проявив железную волю и твердость характера. Его отличительная черта — острое чувство справедливости и уважительное отношение к своим подчиненным. Такие, как он, — гордость нашей армии и образец служения Отчизне для молодого поколения».
Прошло пять лет с тех пор, как кавалер ордена «Манас» III степени полковник Сайфутдин Азизов ушел в запас по возрасту. Но его богатый боевой опыт по-прежнему востребован в военной авиации. Да и сам он не представляет себя без армии, являясь сегодня летчиком-методистом отдела летной подготовки сил воздушной обороны Вооруженных сил страны.
Говорят, что любая война не кончится до тех пор, пока не перестанут плакать матери, вдовы и не будет похоронен последний герой. Добавлю к этому святую память о тех, кто не вернулся с поля боя и остался в живых. Подвиг воинов-“афганцев” признан народом Кыргызстана. Эти люди достойны внимания на самом высоком государственном уровне. Выполняя воинский долг, они ставили на кон самое дорогое — свою жизнь…
Сергей СИДОРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ
и из “афганского” альбома С. Азизова.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More