Main Menu

Я из городища Ю

Я из городища Ю

Родился в небольшом селе Шоро-Башат, что расположено на стыке предгорий Тянь-Шаня и восточной части Ферганской долины. На русский язык название его переводится как солончаковые источники. О моей малой родине знают немногие, а ее богатую историю — и вовсе считанные люди.

А между тем археологическое обилие отчего края всесторонне изучено в советский период. Тогда же некоторые развалины архитектурных строений и грунтовой фортификационной ограды давно минувших времен в виде низеньких холмов — свидетели человеческой цивилизации «седовласой» древности — сровняли с землей с целью расширения пахотных площадей агропромышленного производства.

Мы, маленькие дети-непоседы Шоро-Башата шестидесятых годов прошлого столетия, поздней осенью или ранней весной часто бегали босиком по свежевспаханным полям. Нередко наталкивались на куски-осколки старинных фарфоровых, керамических, медных и прочих вещей, не подозревая о их подлинном происхождении. К счастью, потом нашлись энтузиасты из числа учителей местной школы, которые предложили ученикам собрать подобные «находки» и сдать их в фонд создаваемого ими музея. С тех пор экспонаты, чудом дошедшие до любознательных потомков, в виде домашней и хозяйственной утвари: кувшинов и сосудов, различного рода диковинных предметов или лишь разукрашенные бесхитростными узорами их фрагменты, выкопанные из-под почвы, чинно покоятся на стеллажах маленького помещения, под добросовестной опекой школьников-добровольцев.

К слову сказать, артефакты материальной культуры Даваньского городища Ю, по теперешнему Шоро-Башат, четвертого и первого веков до нашей эры находятся и в популярных среди посетителей историко-археологических музеях страны. Их изучению в разное время немало сил отдали многие «рудокопы» подземных кочевых акрополей и некрополей, прежде всего достойный продолжатель наполненной достопамятными открытиями научно-познавательной деятельности крупного российского ученого Александра Натановича Бернштама Юрий Александрович Заднепровский.

Именно он отождествил Шоро-Башатские руины, занимающие 70 гектаров территорий и расположенные на побережье реки Жазы, между городами Узгеном и Джалал-Абадом с городищем Ю (Ю-чен). Во время раскопок, 70 лет назад, членами экспедиции из нынешнего Санкт-Петербурга здесь найдены остатки домов-усадеб, относящиеся к концу второго тысячелетия. По утверждению исследователей, Шоро-Башатское городище окружено единым земляным валом, длина которого 3 километра и высота 6 метров. Состоит из четырех самостоятельных укрепленных частей: религиозного комплекса, убежища, цитадели и военного лагеря. Размер крепости-цитадели — примерно 250-300 метров, имеет трапециевидную форму.

Жители Ю вместе с многонациональными обитателями Даваньского государственного образования отражали набеги войск сопредельных, традиционно сильных держав, а также нападение армии Александра Македонского, не дав ей возможность продвинуться в глубь Тянь-Шаньских гор. Настоящее городище еще до установления Великого Шелкового пути стало одним из первоначальных узлов торговых связей Востока и Запада. Говорят, даваньцы в пик процветания экономики и мощи обменивались товарами не только с торговцами обширного азиатского региона, но и Рима и Южной Африки.

Недаром, думается, в эпосе «Манас» присутствуют следующие поэтические строфы, приписывающие главному персонажу роль искусного садовника: Тєрткїлдїн тємєн жагында, Тєрїмдїн тиккен багында. («Внизу от Тёрткуля, В саду, разбитом Владыкой»). Слово «тёрткуль», обозначающее в одном из случаев обломки оборонительных сооружений и крепостей, то и дело встречается в топонимике Кыргызстана, и не только его. Что характерно, в местах, окрещенных «Тёрткулями», обязательно имеются развалины старых-престарых поселений, как в Шоро-Башате. Предки издревле, не исключено, «тёрткулями» нарекали собственноручно возведенные в горах и степях остроги житья-бытья.

В китайских письменах, заслуживающих доверия, подчеркивается, что оседлое население Даваня «обрабатывает землю, рис и пщеницу выращивает…» В этой связи тотчас вспоминаются особые сорта риса, культивируемые у нас, в ограниченном лишь околотке, но во всем мире именуемые узгенскими.

Рисосеяние проникло в Фергану тоже в третьем и втором веках до нашей эры. По сей день сохранились дедовские методы его возделывания. К тому же рисовые плантации орошаются ледниковой водой, которая насыщена 88 элементами таблицы Менделеева. На качество конечного продукта благотворно влияют и чистый воздух, и неповторимые климатические условия местности.

Умудренные опытом рисоводы предпочитают очищать рис от кожуры в акжубазах, обычных водяных мельницах. Правда, сейчас широко применяются и их электрические аналоги. Все-таки, по общему мнению, отсутствие изощренной технологии разведения данной уникальной сельхозкультуры способствует сохранению ее первозданного вкусового свойства в кулинарии: плове, разнообразных рисовых супах и кашах. Мои земляки вдобавок умеют делать из риса прохладительно-целебный напиток — бозо. Доказано на практике, что отличное расположение духа старого и малого напрямую зависит от сущностной природы окружающей среды и питательности каждодневно употребляемой ими пищи.

Невозможно забыть притчу, рассказанную мне аксакалами-сказочниками о «минжашарах», уроженцах родного для меня с колыбели урочища. Тех, кто жил тысячи и тысячи лет до нас. Не забыть и тебя, благодатное селение Шоро-Башат, истинно исконное городище Ю или же Ю-чен!

Абибилла ПАЗЫЛОВ.

Ошская область.






Добавить комментарий