Main Menu

Профанация достоинств

Профанация достоинств

Дайте мне точку зрения,
и я переверну мировоззрение.

Ю. Тагиров

Предлагаем вашему вниманию материал главного архитектора проекта Чолпон-атинского ипподрома Юсуфа Тагирова, в котором он высказывает некоторые сомнения в части справедливой государственной оценки, выраженной в государственных наградах за достижения в области культуры, искусства и архитектуры по итогам Года истории и культуры в Кыргызстане. Возможно, не все так объективно и однозначно, в связи с чем редакция ждет откликов читателей на эту статью.

Президент Алмазбек Атамбаев своим Указом от 31 декабря 2016-го по итогам Года истории и культуры наградил ряд лиц орденами, медалями и почетными грамотами Кыргызской Республики, а также удостоил почетных званий за особый вклад в сохранение и развитие исторического и культурного наследия народа страны, подготовку, организацию и проведение II Всемирных игр кочевников, мероприятий, посвященных 100-летию национально-освободительного восстания и трагическим событиям 1916 года. За большие достижения в профессиональной деятельности в области культуры, искусства и архитектуры большую группу известных кыргызстанцев также отметили госнаградами.

Профанация достоинствИ это хорошо, когда государство тем самым дает оценку деятельности своих граждан, внесших особый вклад в развитие страны. И таких оказалось более сотни, и при этом даже целая команда КВН. А есть еще певица, певец и сорежиссер, диктор, фотограф, ремесленник и координатор, мелодист, комузист, акын и соавтор, комментатор.

Конечно же, все награжденные так или иначе заслуживают определенной оценки собственной деятельности, и их могло оказаться еще больше. И в связи с этим возникают некоторые «смутные» сомнения.

Сомнение первое

Появилось оно еще в момент открытия II Всемирных игр кочевников, которые происходили на арене вновь отстроенного Чолпон-атинского ипподрома. Тогда с высоких трибун не прозвучало и двух слов благодарности за ипподром, который меньше чем за год воздвигли благодаря опыту и усилиям лучших строителей и архитекторов республики. Это был трудовой подвиг, который следовало отметить. Тем более что торжественное открытие Игр кочевников проходило под благотворным влиянием психофизического воздействия необыкновенной архитектуры нового ипподрома на настроение как организаторов ВИК, так и его участников, и многочисленных жителей, и зрителей. И тем не менее эти настроения не нашли своего отражения в официальных выступлениях. А ведь архитектура ипподрома могла бы оказаться такой же, как сундуковатое здание ФОКа Газпрома. Однако архитекторы — авторы проекта — с достоинством отнеслись к поставленной задаче.

Сомнение второе

Указом о награждении, как говорится, «чохом» отметили несколько известных событий истекшего, 2016 года, хотя каждый заслуживал отдельного акта как предмет особого внимания. Тем не менее этого не произошло, а Указ появился под самый занавес уходящего года то ли в качестве новогоднего подарка или все же как заслуженная награда? Очевидно, что все внимание сфокусировали на ожидании результатов команды КВН «Азия MIX», которую наградили, посчитав ее победу блеском интеллектуальных изысков. А как же целая плеяда заслуженных артистов и деятелей всех видов искусств с их достижениями в области культуры, искусства и архитектуры? Задаюсь вопросом: а что, в республике нет творческих коллективов, театров, клубов, школ, которые можно удостоить госнаград?

Сомнение третье

и противоречивые ощущения. Во-первых, почему одни награжденные указаны в тексте Указа по занимаемым должностям, а другие — по отношению к тому или иному мероприятию года.

Во-вторых, почему не сказано об отношении награжденных к участию в мероприятиях, обозначенных в Указе? В частности, в нем не оказалось архитекторов, создавших произведение архитектуры — Чолпон-атинский ипподром, и его строителей. А это событие в республике являлось не менее важным, чем организация ВИК-2.

В-третьих, почему в числе награжденных значатся четыре организатора шествия «Омур кочу» и только по одному представителю от не менее профессиональных видов искусства: режиссуры и проектирования? Но что такое определение “организатор”? Он может быть один, а остальные — авторы сценария. Вообще, это должность или профессия?

Сомнение четвертое

Стало оно еще более очевидным, когда, например, за мемориал, посвященный 100-летию трагических событий 1916 года, который объектом архитектуры не является, наградили архитектора. Это, конечно же, положительно характеризует понимание наградной комиссией роли профессии архитектора в области монументального искусства. Но давайте сравним его с другим объектом — Чолпон-атинским ипподромом, повторившим концепцию монумента Воинской доблести в парке Победы. По техническим параметрам он в разы превосходит мемориал. Главным архитектором ипподрома стал автор этих строк, у которого возник резонный вопрос: почему в нашем случае отмеченных государством оказалось втрое меньше?

В связи с этим, как главный архитектор данного проекта и пользуясь возможностью, хочу сделать его представление.

Проект Чолпон-атинского ипподрома как произведение архитектуры в 2016 году завоевал премию Гран-при «Золотая медаль» в Минске на международном смотре архитектурных проектов-построек, организованном Международной ассоциацией союзов архитекторов стран СНГ. Награжден дипломом Союза архитекторов КР как лучший проект года, специальной премией журнала «Трехмерное пространство» и премией Федерации спорта Кыргызстана как лучшее в республике спортивное сооружение. Очевидные достоинства архитектуры Чолпон-атинского ипподрома подтверждают многочисленные экскурсии, публикации на страницах газет и журналов.

Архитектура Чолпон-атинского ипподрома — действительная демонстрация достижений культурных ценностей кыргызской архитектуры на мировом уровне, за что архитекторы — авторы проекта, имеющие по 40-45 лет профессионального стажа на поприще архитектуры в Кыргызской Республике, — заслуженно и без всяких на то сомнений имеют право на достойную государственную награду.

Юсуф ТАГИРОВ,

архитектор.






Добавить комментарий