Main Menu

«Готова играть все, и с удовольствием»

Героиня нашего сегодняшнего материала первый раз попала в театр еще школьницей на балет «Чолпон» с незабвенной Рейной Чокоевой. С высокого балкона, куда поместили шумных школяров, притихшая девчушка не отрываясь смотрела на сцену, и совсем другой мир открылся ей. Увиденное оказалось настолько потрясающим, что по ее щекам текли искренние детские слезы. К окончанию школы она уже твердо знала: актриса — это будущая профессия.

Сегодня Зинаида Михайловна Петренко имеет звание народной артистки Кыргызстана, преподает актерское мастерство в институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, любима и признана зрителем. Впрочем, ее первый вступительный экзамен оказался неудачным.

— Мама была против моего выбора, хотя спустя много лет гордилась дочкой. Я тайно поступала в студию при фрунзенском Русском драматическом театре. Но не прошла. Это для меня стало большим потрясением, ведь всегда, сколько себя помнила, участвовала в самодеятельности, одноклассники и учителя даже так и звали — «артистка», — вспоминает З. Петренко. — Дома, конечно, попало за то, что провалилась и год зря потеряю. В такой обстановке я не могла находиться и уехала в Уфу к родственникам.

"Готова играть все, и с удовольствием"Первый неудачный опыт оказался испытанием веры в себя и свою мечту. В Уфе девушка устроилась на приборостроительный завод, вытачивала детали для космических кораблей. А уже к осени легко поступила в Уфимский государственный институт искусств. Там недавно ввели театральный факультет, преподавали педагоги из Москвы, и требования, по признанию моей собеседницы, на вступительных экзаменах были высокими.

— Считаю, что это самые лучшие годы в моей жизни, — с вдохновением рассказала Зинаида Михайловна. — Столько счастья: влюбленность, мечты о будущем, необыкновенные уроки актерского мастерства, сценической речи, боя, танцы.

И даже бытовые трудности, безденежье — а приходилось жить на маленькую студенческую стипендию и денежную помощь из дома — не могут затмить яркие впечатления молодости.

— Очень много лет после окончания института не могла есть макароны. В одной комнате общежития нас жило три девчонки. Мы покупали вермишель или рожки подешевле, брали маргарин, луковицу и готовили это в большой сковородке, — со смехом вспоминает актриса. После получения диплома З. Петренко направили по распределению в Орск. Там девушка вышла замуж, а во Фрунзе вернулась к родителям во время декретного отпуска, да так сложились обстоятельства, что осталась в Кыргызстане. И об этом нисколько не жалеет, здесь, по признанию народной артистки, сложились и жизнь, и карьера.

— Очень люблю свою профессию. Я ни одной секунды не работала, потому что это нужно. Я всегда шла в театр как на праздник. Это даже нельзя назвать работой, это служение. Ведь существует такое выражение: «служить в театре». У людей, которые служат или работают не по любви, грустные лица, грустные глаза. А у меня всегда праздник. Даже если какие-то невзгоды, неурядицы.

О своих ролях Зинаида Михайловна говорит с присущим ей жизненным юмором:

— Я до безобразия положительная женщина, но на сцене в большинстве своем играла только отрицательных героинь. Режиссеры видели во мне какую-то порочность. Если давали роль мамы, то она обязательно бросала своего ребенка, если дочь, то это была одна из дочерей в «Короле Лире», которая выгнала из дома родного отца. Даже в сказках я играла Бабу-Ягу или хитрую лису. Правда, последнее время появлялись положительные роли. В «Женитьбе Бальзаминова» играла маму главного героя. Черты характера для персонажа собираются с разных людей, что-то подметишь у одного знакомого, что-то у другого. И если сложишь все вместе, получается типаж. Очень важно уметь наблюдать. Многие роли остаются во мне и не уходят годами, даже если спектакль уже сняли с репертуара. Возвращаешься мыслями к сыгранному, думаешь: там что-то недоделал, что-то можно сыграть по-другому.

А вот какую историю о силе искусства поведала Зинаида Михайловна:

— В одном из спектаклей, где я как раз и играла маму, бросившую дитя, по ходу действия моя героиня рассказывает, какая у нее тяжелая судьба и не было времени заниматься ребенком. В пятом или шестом ряду сидел мужчина, внимательно слушал, слушал, а потом на весь зал с ожесточением заметил: «Так тебе, с…а, и надо!» Он увидел во всем, происходящем на сцене, реальную ситуацию. У Пушкина по этому поводу есть замечательные слова: «Над вымыслом слезами обольюсь».

— Что-то для вас изменило в жизни звание народной артистки? — интересуюсь.

— Это налагает ответственность. На меня смотрят молодые актеры. Нельзя опаздывать на репетиции, приходить на них неподготовленной. Я не имею права. Я обязана быть везде и всегда в форме. Конечно, звание пришло поздно по времени, а вообще мне кажется, все воздается вовремя. Но хорошо, когда молодые получают заслуженные звания. Здорово, когда тебя оценивают, это дает ощущение полета, окрыленность. Хотя некоторые артисты говорят, что им все равно, когда их хвалят, когда их узнают на улице. А мне это так нравится, особенно когда я иду по улице с картошкой. Меня встречают и говорят: «А вы же Зинаида Петренко? Мы вас знаем, бываем на спектаклях». Я говорю: «Да, это я» и сумочку в сторонку отодвигаю.

Так сложилось, что сейчас Зинаида Михайловна не задействована в идущих на сцене русской драмы спектаклях. Для человека, живущего своей профессией, это непросто.

— Когда у артиста нет ролей, он воет, что обделен, когда есть роли, он жалуется, что их слишком много. Я нахожусь в положении, когда нигде не занята. Ролей в пьесах, что идут сейчас в Театре русской драмы им. Ч. Айтматова, для моего возраста нет, в них задействованы молодые и актеры среднего поколения. Правда, руководство пообещало что-то найти и для меня, — делится надеждами моя собеседница. — А вы знаете, что люди нашей профессии никогда не уходят на пенсию? Их уносят из театра. Потому что невозможно жить без атмосферы, царящей здесь. Это все твое, родное. Для меня большое счастье, что в жизни есть сцена.

В этой ситуации Зинаида Михайловна нашла для себя новое призвание. Актрису мы застали в школе-студии при Театре русской драмы им.

Ч. Айтматова. Здесь она передает молодым ребятам основы сценического мастерства.

— Артисты из России к нам уже не приезжают по распределению, как это практиковалось в советское время, поэтому наша задача — взрастить свои кадры. Хотим того или не хотим, но мы постепенно уходим, а надо после себя кого-то оставить. Приходит много способных ребят, и если часть из них останется в профессии, несмотря на маленькую зарплату, то это и будет наша замена.

— Чему стараетесь научить ваших учеников? — спросил я Зинаиду Михайловну.

— Прежде всего, развивать душу. Ее необходимо тренировать, как мы тренируем руки и ноги. Чтобы она была отзывчивой, чувствительной, стремилась к добру. Еще для актера важно много читать, много видеть. Я говорю студентам, что самое главное в нашей профессии — это наблюдение, надо уметь замечать, как ведут себя люди, животные, листики на деревьях, окружающий мир. Это все нужно знать и, конечно, любить. Помимо студии, я преподаю в институте искусств им.

Б. Бейшеналиевой, в июле набрала свой курс. Интересно заниматься со студентами. Пришло новое поколение. До этого в институт поступали ребята немного потерянные, они не очень хорошо понимали свои цели. Нынешние первокурсники осознают довольно четко, чего хотят, к чему стремятся. Они молоды и дают много энергии мне. Преподавательство и меня наполняет новым смыслом, я сама нахожусь все время в состоянии тренировки, я должна чем-то увлекать своих учеников. Каждого из них надо вырастить. К каждому нужно найти индивидуальный подход, и это все занимает много времени, чему я безумно рада.

И все же желание выходить на сцену, перевоплощаться, играть, быть интересной зрителю по-прежнему сильно в актрисе. «Жду режиссера, который откроет для меня новые роли, хочется работать с современными постановщиками, — делится мыслями З. Петренко. — Готова играть все, и с удовольствием».

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий