Main Menu

Ставить точку в разговоре рано

14 марта в вашей газете была опубликована корреспонденция «Можно ли вернуть «вчерашнюю» школу? Она наводит, особенно учителей, на многие размышления, ибо написана горькая правда о  нашей школе, нашем образовании.

Я работаю в школе более 50 лет,  продолжаю трудиться и сегодня и имею, наверное, право поделиться с читателями своими мыслями.
Сразу скажу, что вернуть «вчерашнюю» школу не удастся никому.  Времена изменились, ученики другие,  условия учебы, ее содержание изменились. Компьютеризация преобразовала мир и образование в том числе.
Учителей беспокоят и  тревожат бесконечные реформы, которые начинаются и, как правило, не заканчиваются круглый год. Автор статьи прав, говоря о том, что главная причина неудач этих реформ —  безденежье. Но не будем торопиться и скажем об этом чуть ниже.
Мне кажется, автор статьи прав прежде всего в отношении  сельской школы. Не идут учителя работать на село, какие бы  льготы  не придумывало правительство. Как правильно  замечено, «молодая, свежая педагогическая «кровь» почти не поступает в «сосуды» сельского школьного  образования». Мне не ответили в Министерстве образования, сколько учителей было заявлено в сельские школы в этом  году и сколько реально явились в классы к 1 сентября. Видно, есть  что скрывать.
Я проработала в сельской школе 13 лет, и это при том, что мой отец был тогда начальником школьного управления Министерства  образования Кыргызской Республики. Вернуть ту преданность делу,  то удовольствие, которое мы испытывали от  работы тогда, сегодня невозможно. Так мы были воспитаны.
Сейчас отношение к работе в сельской школе во многом определяется зарплатой и собственным подсобным хозяйством, без которого учителю в деревне  не прожить. Спасибо седым первым учителям, которые как могут вытягивают сельскую школу.
Да, реформы не доходят до села. Зато до городских  школ они «доходят». Их  трясет от постоянных  перемен, начинающихся, но, как правило, не доведенных до конца. Не знаешь, чего ожидать завтра.
Постоянные проверки изматывают душу учителю, отнимают у него время и  нервы. Городские школы с начала этого года  выдержали по несколько десятков разных проверок!  Попробуйте спокойно работать в таких условиях!
Но главная беда — отсутствие  денег. И если бы не помощь родителей, не самоотверженный труд директоров школ, их  умение сделать для школьников и учителей  то, чего не может  государство, школы столицы вряд ли выжили бы. Бесконечные реформы рушат наши авторитеты, и это не помогает образованию.
Тряска началась с нападок  на директоров школ. Трудно  себе представить, как в школах переживают это «аутодафе». Я категорически против, например, неожиданного среди учебного  года обвинения директора школы № 13 Гулайым Алиевой. Посмотрите на ее учеников, и вы  увидите, что ее старания не напрасны.  Успешность и престижность школы даром не даются. За этим — многолетний титанический труд учителей и директора.
Сейчас в городских школах совсем плохо. В середине учебного года убрали подготовительные классы, «полетела» тарификация, вместо обещанного повышения зарплата уменьшилась, многие  учителя начальной школы собрались уходить.  Убрали категории и звания, которых мы  добивались с таким трудом. Какой станет  аттестация и будет ли она?
О чем может мечтать учитель той же начальной школы?  Надо, чтобы реформы наконец-то закончились  и образование стало  стабильным. Теперь вот о чем. Необходимо, чтобы  начальное образование стало трехлетним (дети пошли умненькие, справятся). Тем более  предполагается еще и подготовительный класс.
Далее. Хорошо бы программы  начальной школы упростить, выбросить повторяющиеся предметы, пересмотреть проект по этике — с большим количеством детей в классах она  идет трудно. И вот что важно:  наполняемость в классах будет не 40 человек  (ожидается еще больше, так как все больше родителей  желают определить детей в классы с русским языком обучения), а гораздо меньше.
Пора создать какие-то комитеты при  организациях (общественных и частных) в помощь  школе, с которыми можно было бы взаимодействовать. И, наконец, решить вопрос с арендой учебников,  открыть хотя бы один специализированный  магазин, где можно будет купить учебный материал (для школ с кыргызским языком обучения такой магазин есть). Ну и надо издавать свои учебники, не ожидать поступления российских.
Ну и вот это, наверное, важно:  дети  тянутся к организации. Учителя  мечтают о пионерии и комсомоле (в измененном виде, неполитизированных). Почему мы замалчиваем эти «мелочи»? А разве не пора решить  проблему школьной формы, шить ее не из синтетики, снизить цену… Ну и когда  Соцфонд перестанет высчитывать налоги из зарплат работающих пенсионеров?
Вопросов, проблем по школе очень много, и хочется верить, что начатый газетой  разговор будет иметь  продолжение.

З. АНДРЕЕВА,
отличник образования.






Добавить комментарий