Main Menu

ДЕНЬ НАДЕЖДЫ И АБСУРДА, или О том, как американцы разделились на два непримиримых лагеря

ДЕНЬ НАДЕЖДЫ И АБСУРДА,

Минувшее воскресенье наверняка войдет в историю как самое абсурдное за последнюю четверть века. Именно в этот день США отмечали инаугурацию 45-го президента — республиканца Дональда Трампа, за которой следили миллионы его поклонников: от видных политиков до простых обывателей. Одновременно с торжествами повсеместно в Штатах и далеко за их пределами прокатились митинги, пикеты, демонстрации тех, кто категорически не согласен как непосредственно с персоной олигарха-шоумена, так и с закатом эпохи демократов, ознаменовавших начало ХХI века кровавым насаждением либеральных принципов по всему миру.

ПОКА ДОНАЛЬД ТРАМП транслировал тысячам американцев, собравшимся у мраморной лестницы Капитолия, инаугурационную речь, присягал сразу на двух Библиях и покачивался в такт музыке в первом президентском танце, в Сиднее, Лондоне, Киеве, Париже, Мехико и десятке других городов прошли так называемые женские марши. Их участники выражали протест против всего, что связано с именем новоиспеченного президента США. При этом трудно было понять, каким образом Трамп мог покуситься на права женщин Австралии? И какими «щупальцами» из-за океана он может осквернить высокую нравственность дам Туманного Альбиона? Трудно выдумать нечто более беспричинное и бесцельное, чем эти манифестации, а на вопросы «почему?» и «зачем?» разумно ответить никак не удается.

ДЕНЬ НАДЕЖДЫ И АБСУРДА,Честно говоря, воскресные пусси-марши, в которых предполагалось участие женщин в розовых вязаных шапочках с кошачьми ушками (как намек на дам из предвыборного компромата на Трампа), основательно подорвали у меня веру в мировой человеческий разум. Точнее, разум той части населения планеты, которую принято называть лучшей. Подорвали настолько фундаментально, что до сих пор пребываю в растрепанных чувствах и уповаю, не поверите, только на Трампа. Он теперь просто обязан доказать всю несостоятельность либерально-демократического протеста и каким-то образом приучить оскорбленных избирательной отверженностью демократов воспринимать политические провалы демократически, то есть в полном соответствии с законами, ими же (пока!) и принятыми.

Если уж быть совсем честными, то марши эти мало походили на «женские» не только по составу, но и по повестке дня. Это хорошо просматривалось по лозунгам и плакатам, на которых женщины перечислялись через запятую с геями, неграми, иммигрантами и так далее. Складывалось неловкое ощущение, что доверчивых домохозяек просто «подписали на блудняк» неким «пакетным голосованием». Впрочем, были и глубоко идейные протестантки с именами мировой известности, что, видимо, сформировало в них осознание своего права на любую ерунду: «Мы не позволим мужчинам в правительстве контролировать наши тела!» — заявила, например, певица Алиша Киз. Солидарна с ней актриса Скарлетт Йоханссон. Режиссер Майкл Мур потребовал созвать больше женщин в политику, а Мадонна главу государства попросту два раза обматерила. После этого телеканал CNN, который так не любит Трамп, от смущения прервал трансляцию.

Любопытно, что улыбающаяся в это время Трампу Хиллари Клинтон успела оставить в Twitter такую запись: «Спасибо за то, что стоите, говорите, маршируете за наши ценности. Важно, как никогда. Я верю, что вместе мы сила!» — пример просто вселенского лицемерия.

Не менее любопытный факт — не приглашенный на инаугурацию бывший глава госдепа Джон Керри пришел на женский митинг в Вашингтоне вместе со своей собакой по кличке Бен. На фото трудно понять, кто кого ведет на поводке.

Правда, промаршировать по Вашингтону, как наметили организаторы шоу-шествия, всем желающим не удалось — в связи с инаугурационными мероприятиями все главные улицы были закрыты и оцеплены полицией, но зато в Чикаго, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе противники нового президента «повеселились» вволю: разбивали витрины магазинов, валили урны, поджигали автомобили. Кстати, полиция перед протестантами не робела — слезоточивый газ, резиновые дубинки и пули использовались весьма эффективно.

По различным информационным ресурсам прошло известие, что организаторы маршей протеста и погромов подбирали «протестантов» на платной основе: разовый выход в колонне оплачивался по $2 500 на человека, участникам протестов, так сказать, на постоянной основе выплачивалось по $50 в час. Согласитесь, неплохие деньги! И, заметьте, гораздо большие, чем участникам подобных революционных мероприятий в странах бывшего СССР и Ближнего Востока.

Сам же Трамп остроумно и лаконично прокомментировал протестные акции в Twitter: «Следил за протестами вчера, и у меня сложилось впечатление, будто у нас только что прошли выборы! Почему эти люди не голосовали?» — недоумевал он, намекая, видимо, что свои симпатии и антипатии нужно было выражать в процессе выборов, а не после них. Но у сторонников Клинтон, уверовавших за годы бессменной власти, что демократия — это они сами, судя по всему, напрочь сорвало крышу, и чем закончатся все эти «акции протеста», пока не известно. Похоже, они готовы пожертвовать своей собственной страной ради возвращения власти по такому же «цветному» сценарию, который уже не раз опробован на других странах.

МЕЖДУ ТЕМ в инаугурационной речи президента, которую, как подчеркивают мировые СМИ, он писал сам, враги названы по имени, друзья — подразумеваются. Стоит отметить, что Дональд Трамп, давно снискавший славу любителя многочасовых выступлений, на этот раз изменил самому себе — президент говорил кратко и по существу, но вместе с тем его речь оказалась утонченно красивой и сильной.

Хор, исполнявший песни перед присягой Трампа, был в шарфах расцветки общешотландского татрана «Каледония», и вряд ли эту деталь можно считать случайной. Мать 45-го президента США по происхождению шотландка из клана Маклеодов (Маклаудов). Но эти шарфики не только дань ее памяти от любящего сына, они могут указывать и на нечто куда более важное: победу финансово-политических кланов, связанных с Шотландией, над своими противниками.

В инаугурационной речи двух своих противников Трамп назвал открыто. Во-первых, это «преступные банды, которые долгие годы стояли у власти и грабили нашу страну». А во-вторых, это радикальный исламский терроризм, который «мы сотрем с лица Земли». Вот так, не больше и не меньше. По мнению политологов, подобная конкретность в обозначении «своих врагов» как врагов всей американской нации придает всей глобальной политической «комбинации Трампа» большой смысл, способный привлечь на его сторону американцев — как лояльных к нему, так и выступающих сегодня в маршах протеста.

Мы помним, что 43-й президент США Джордж Буш-младший назначил «исламский терроризм» — после событий 11 сентября 2001 года — «врагом Америки номер один». Под этим флагом прошли вторжения в Афганистан и Ирак. Сорок четвертый президент США Барак Обама исключил словосочетание «исламский терроризм» из своего лексикона. Многие тогда заподозрили в нем скрытого мусульманина, а его избрание в 2008 году восприняли как результат решения истинных «хозяев Америки» перейти от конфронтации против мировой уммы к контролю над ней, что проявилось в инициации «арабской весны». Сформированный на Ближнем Востоке кулак «Исламского государства», воспринятый многими странами мира террористической организацией, видимо, затем предполагалось использовать для давления не только на таких стратегических конкурентов США, как Европа, Россия и Китай (а также на Индию через Пакистан), но и на «нефтяные монархии» Персидского залива во главе с Саудовской Аравией.

Трамп же явно отказывается от подобного расклада, заодно всячески позиционируя Израиль как главного союзника США в данном мегарегионе человеческой цивилизации. Это несколько странно, потому что «врагом Америки номер один» он уже давно называет Китай — тот самый, против которого предполагалось бросить боевиков «салафитского халифата».

ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, что за антикитайской риторикой Трампа нет и не было никакого реального содержания? — задаются вопросом многие аналитики. Тем более что в инаугурационной речи он заявил: «Мы будем стремиться к дружбе со всеми государствами, мы не будем навязывать свой образ жизни никому, но сделаем свою страну примером для всех». Вопрос интересный. Ведь ни «исламский терроризм», ни «банда грабителей в американской власти» — два названных Трампом «врага» — государствами, в отличие от КНР и России, не являются. Значит ли это, что варианта «глобального американо-китайско-российского триумвирата» новый президент США в принципе не исключает? Это само по себе и неожиданно, и более чем перспективно. Но возможно ли такое «мироздание по Трампу»? Он обещал обновить инфраструктуру американской экономики, вернуть в страну миллионы рабочих мест, укрепить вооруженные силы… А значит, ему будут нужны деньги, деньги и еще раз деньги. Откуда их возьмет 45-й президент страны с гигантским, почти 20-триллионным федеральным долгом и ежегодным полутриллионным дефицитом внешней торговли? Сумеет ли он «меньше говорить и больше делать», «никогда и ни за что» не подводя своих избирателей и всех граждан США? Пока одни вопросы, вызывающие большие сомнения. Тем более мы еще помним инаугурационные обещания Обамы, вызвавшие всеобщий восторг и увенчанные Нобелевской премией мира…

ВПРОЧЕМ, НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что Трамп недолго продержится на посту президента — правозащитные организации США запустили кампанию за импичмент. Главное обвинение — конфликт интересов: за несколько дней Трампа у власти досужие правозащитники из демократического лагеря нашли «доказательства», что он не устранил связи со своим бизнесом. Во всяком случае, так говорится в сообщении, опубликованном на сайте компании Impeach Trump Now. Параллельно с этим Трампа обвиняют в «гомофобии, расизме, ксенофобии и сексизме». По состоянию на 23 января петиция об импичменте, опубликованная на сайте Change.org, набрала уже почти 100 тыс. подписей.

НУ А СМИ ПРОДОЛЖАЮТ демонизировать Трампа. В журнале Time опубликован список стран, которые очень боятся его президентства. Первой в списке стоит Мексика, которую Трамп уже давно готовит к законопроекту о стене, депортации нескольких миллионов ее граждан и значительным переменам в торговых отношениях с США. Чего мексиканские власти из этих трех угроз боятся больше, пока не известно. Но факт, что для страны, которая отправляет большому соседу 80% экспорта и получает от него 60% импорта, третий пункт жизненно важен.

Далее в списке Япония. Несмотря на общие интересы лидеров государств, на ситуацию с Японией может повлиять рост напряженности между США и Китаем, считает издание. Если Трамп спровоцирует рост напряженности в отношениях с Китаем, Япония окажется между двумя из своих главных коммерческих партнеров.

Особую обеспокоенность, как подчеркивается в статье, выражают страны Прибалтики. Они якобы боятся вторжения России на фоне улучшающихся отношений Вашингтона и Москвы. Ну едва ли истерия прибалтов может быть серьезным поводом для реагирования Трампа.

С опаской смотрят на 45-го президента США и в Германии. По мнению издания, симпатия Трампа к российскому лидеру ослабит позиции Ангелы Меркель и укрепит положение тех европейских лидеров, которые считают, что попытки наказать Россию контрпродуктивны и требуют отмены санкций.

Замыкает список Франция. Там боятся, что победа Трампа может убедить избирателей в необходимости весной этого года сделать выбор в пользу ультраправого «Национального фронта» и его лидера Марин Ле Пен.

Кстати, на инаугурации Трамп заявил, что Америка будет стремиться к дружбе со всеми странами, но при понимании, что все защищают свои интересы.

Между тем Правда.Ру сообщала, что американские СМИ прочат США войну с Россией или Китаем в будущем году. Прогнозируется, что пересмотр администрацией Трампа китайской политики может даже перерасти в открытый военный конфликт.

Тем временем входящий в тройку наиболее влиятельных американских деловых изданий журнал Fortune обратил внимание на выступление бывшего госсекретаря США, экс-советника по нацбезопасности президента США и лауреата Нобелевской премии мира Генри Киссинджера на экономическом форуме в Давосе.

Киссинджер не просто один из старейших и уважаемых персон в мировой политике. Администрация нового президента США Дональда Трампа намерена заказать ему разработку плана по нормализации отношений с Россией. Видимо, поэтому в Давосе первым делом Киссинджера спросили: не смущает ли его «крепкая мужская дружба» между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным? И бывший госсекретарь, как пишет журнал Fortune, ответил, что он не только ничего не имеет против этой дружбы, но и надеется, что Путин и Трамп еще больше сблизятся. «Россия — это страна с совершенно особой историей! Это 11 часовых поясов, которые соответствуют регионам в Азии, на Ближнем Востоке и в Европе. И Россия оказывает большое влияние на все эти регионы. Я надеюсь, что будут предприняты усилия для серьезного диалога, в котором Европа, США и Россия смогут определить допустимые рамки применения военной силы. На мой взгляд, это одна из важнейших задач для новой администрации США», — заявил Киссинджер.

При этом бывший госсекретарь сделал для собравшихся в Давосе политиков и экономистов важное заявление. Как пишет Fortune, Киссинджер акцентировал, что именно Президент России Владимир Путин «обеспечивает равновесие в мире».

А ТРАМП УЖЕ НАЧИНАЕТ действовать: сразу после инаугурации он опубликовал программу новой администрации, в которой, в частности, объявил о запуске процедуры выхода из Транстихоокеанского партнерства и изменении условий NAFTA. Республиканец заявляет, что это заставит торговые соглашения «работать на благо всех американцев». Напомним, именно Транстихоокеанское партнерство было одной из главных задач второго срока Барака Обамы: предполагалось, что сотрудничество с азиатскими странами поможет США противостоять стремительно растущему Китаю. Сейчас сторонники проекта постоянно упоминают, что отказ от него может привести к дальнейшему усилению КНР, но Трампа это, по всей видимости, не пугает. Именно Китай новый президент считает главным торговым противником Америки. Китай Трамп обвиняет в «валютных махинациях» и стремлении обернуть в свою пользу «каждый слабый момент в договорах». Позже Трамп говорил, что под его руководством США будут вести торговые сделки в двустороннем порядке, что позволит создавать на территории страны новые рабочие места.

А предложенный Трампом на пост министра финансов США Стивен Мнучин заявил в речи перед сенаторами: «Думаю, большинство присутствующих здесь согласятся с тем, что условия NAFTA должны были быть изменены много лет назад и сейчас нам стоит начать переговоры о внесении этих изменений. Я настроен оптимистично и думаю, что нам удастся договориться так, что сделка будет выгодна и нам, и Мексике», сообщает Business Insider.

В отношении TPP новая администрация настроена более жестко. В четверг, за день до инаугурации, пресс-секретарь нового президента Шон Спайсер напомнил журналистам о предвыборных обещаниях Трампа в сфере международной торговли и подтвердил, что он начнет действовать «в кратчайшие сроки, не ожидая того, что Конгресс попросит торговых представителей действовать от его имени», отмечает Bloomberg. В ноябре, после победы на выборах, Трамп назвал TPP «потенциальной катастрофой для Америки», пообещав начать действия по выходу США из соглашения «в первый же день», — и обещание сдержал.

Несмотря на все это, есть подозрение, что потенциальные партнеры США пока не приняли решение, как реагировать на столь энергичные действия нового президента: в отличие от результатов выборов, речь Трампа на инаугурации практически не оказала влияния на рынки, которые остались стабильными. Доллар немного — на 0,1% — ослабел по отношению к корзине валют, хотя в течение дня рос в ожидании предвыборной речи.

Основные индексы по итогам пятницы также чувствуют себя довольно неплохо: Dow Jones поднялся на 0,26%, S&P 500 — на 0,2%, FTSE незначительно опустился — на 0,08%.

Как отметила директор по исследованиям аналитической компании City Index Кэтлин Брукс, «первое обращение Дональда Трампа в качестве президента дало инвесторам много пищи для размышлений, которую они сейчас пытаются обработать».

Татьяна ПОПОВА.

По материалам СМИ и Интернета.






Добавить комментарий