Main Menu

Работа не волк, в лес не убежит

Эту старую поговорку, популярную в советские времена, напрочь опровергла рыночная действительность: безработица мертвой хваткой вцепилась в горло, в регионах особенно, из нее проистекают бедность, безысходность, разочарование в проводимых правительством реформах.
Работа, конечно, не волк, но ее может просто не быть. Бесполезно винить власть — государство ничего не производит, рабочие места создают бизнесмены, а задача правительства — создать условия для расширения предпринимательства. Не случайно в правительственной программе «100 дней» по реализации программы «Стабильность и достойная жизнь» намечено реформирование трудовых отношений.

К выполнению этой задачи и приступил кабинет министров. Громоздкий документ существующего Трудового кодекса, насчитывающий более 400 страниц, защищающий трудящихся, гарантирующий им выходные пособия, безопасные условия труда, оплачиваемые отпуска и т.д., на самом деле никого не защищает. В ответ на требования не сокращать работающих без согласия профсоюзов владельцы частных компаний вообще прекратили брать на работу лиц предпенсионного возраста, женщин, у которых маленькие дети, а также граждан с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.
У предпринимателей отсутствует стимул, перечисленные выше претенденты если и получают работу, то самую непристижную, причем в последнюю очередь, и оплачивается она ниже среднестатистической. Таковы сегодняшние реалии.
…По Бишкеку прокатилась волна митингов в защиту старого трудового законодательства. Подхожу к участникам, протестующим против принятия нового документа. Эмоции льются через край, возмущенные отменой социальных гарантий демонстранты даже не знают, что правительство подготовило лишь первый вариант нового трудового закона. В настоящее время проходит обсуждение представленного проекта с бизнесменами и профсоюзными организациями.
— Каждый гражданин имеет право высказать свое мнение, внести конкретные предложения, чтобы улучшить первый вариант нового Трудового кодекса, он размещен на сайте Министерства экономики и антимонопольной политики, — говорит министр Темир Сариев, не скрывающий своего разочарования при общении с митингующими. Люди в колоннах, несущие развевающиеся флаги, не поняли сути проводимой правительством реформы.
— Мы постараемся найти баланс и выработать такой Трудовой кодекс, который будет выгоден всем. Сейчас утверждена рабочая группа, в нее вошли представители профсоюза, заинтересованных министерств, бизнесмены, — заверил министр экономики.
Разъяснил: новый Трудовой кодекс направлен на то, чтобы упростить трудовое законодательство, привлечь инвестиции в страну, покончить наконец с теневой экономикой, поднять авторитет профсоюзных организаций. По данным Национального статкомитета, в неформальной экономике сегодня заняты 60-70% населения. Это колоссальные числа, их нельзя оставлять без внимания.
Ограниченность прав работодателя — невозможность расторгать трудовой договор на основе профессиональных требований —  снижает производительность, которая в свою очередь бьет по конкурентоспособности кыргызских предприятий даже в региональном масштабе.
Реформа трудового законодательства весьма актуальна, давно назрела. Депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков выступает за создание независимого профсоюза, защищающего права работодателей. Идут переговоры с правительством. Депутат уверен: нужен новый закон, регулирующий трудовые и социальные отношения в соответствии с рыночной экономикой.
К тому же реформа Трудового кодекса входит в мероприятия кабинета министров на I квартал. За количество созданных рабочих мест ответственность несут губернаторы и акимы, их работу по созданию благоприятного делового климата в регионах будут оценивать предприниматели.
— Наличие множества норм в действующем Трудовом кодексе, принуждающих работодателя к выплате всевозможных компенсаций, невозможность расторгнуть трудовой договор с нерадивым работником по причине его несоответствия предъявляемым требованиям загоняют сферу трудовых отношений в тень, что влечет снижение налоговых поступлений в бюджет и отчислений в Соцфонд. Навязанная руководителям предприятий обязанность немедленно заключать трудовые договоры не стимулирует хозяина обучать сотрудников за свой счет.
Кто будет вкладывать деньги в персонал, если нет никакой гарантии, что получивший профессию не сбежит в любой момент в другую фирму, где оплата выше? — продолжает разговор заместитель министра экономики и антимонопольной политики Олег Панкратов. Он привел хороший пример из перспективной швейной отрасли: несколько лет назад швейников вывели из-под действия нынешнего Трудового кодекса, перевели на патент, снизив тарифы уплаты социальных взносов с 27% до 12%. Половину оплачивал работодатель, 2% взносов поступали в накопительный Пенсионный фонд. Эту сумму можно было передавать наследникам. Результат превзошел все ожидания: около двух тысяч человек вышли из подполья, увеличились денежные поступления в бюджет и социальные отчисления.
По словам заместителя председателя Социального фонда КР Тенизбека Абжапарова, социальные взносы регулярно уплачивают 6 700 швейников, а в этой динамично развивающейся отрасли сегодня трудятся более 200 тысяч человек. Решение только одно: для дальнейшей легализации неформальных производств необходимо внести изменения в Трудовой кодекс. Без этого невозможно двигать начатые реформы в госуправлении. Новое политическое устройство страны, в котором основной документ — программа правительства, введение системы оценки работы чиновников всех звеньев — это реальный шанс поднять уровень исполнительской дисциплины в стране, она, как известно, у нас сильно хромает.
На практике наблюдается саботаж реформ на уровне исполнителей, так как Трудовой кодекс защищает работников, не позволяя руководителям принимать нужные кадровые решения.
Олег Панкратов обратил внимание на все усиливающуюся деградацию системы образования. Вузы открыто торгуют «корочками», дипломированные специалисты не могут найти работу, ситуация с каждым годом усугубляется.
Причина — Трудовой кодекс не создает условий для конкуренции на рынке труда. Продолжение карьеры никак не связано с профессиональными качествами работника. Сюда тоже придут реформы через активное вовлечение частного сектора, конкретные планы заложены в правительственной программе «100 дней», иначе система образования функционировать будет по-старому, удовлетворяя спрос на рынке труда не на знания, а на подтверждающий документ.
Зам. министра экономики коснулся и профсоюзного движения. Сегодня наши профсоюзы — общественные организации — превратились в придаток системы государственной власти, так как совершенно не зависят от трудящихся, которых они призваны защищать.
Финансирование профессиональных союзов, согласно закону, происходит через обязательные сборы, которые осуществляет Государственный фонд оздоровления трудящихся. А подписание так называемых соглашений «О социальном партнерстве» приводит к тому, что профсоюзы требуют от работодателя в принудительном порядке создавать на предприятиях свои ячейки, собирать профсоюзные взносы.
В собственности Федерации профсоюзов находятся объекты недвижимости, которые тоже являются источниками финансирования профсоюзных лидеров, но никак не развиваются, туда не вкладывают средства (вспомним, в каком состоянии находятся профсоюзные здравницы).
Зададимся логическим вопросом: зачем же профсоюзам защищать трудящихся, если их финансовая устойчивость не связана с работниками, а зависит совсем от другого: обязательных отчислений в Фонд оздоровления и функционирования профсоюзных здравниц? А право давать согласие на увольнение стало основанием для сращивания профсоюзных организаций с администрацией предприятия, в частности с бизнес-ассоциациями.
— Ни о каком прогрессе в таком случае не может быть и речи, — заявил в заключение Олег Панкратов.
Думается: безвозвратно канули в прошлое те времена, когда профсоюзы выходили на демонстрации протеста, требуя соблюдения 8-часового рабочего дня, безопасности трудовой деятельности, выступая против нещадной эксплуатации людей, то есть бились за их права, ведь труд тогда был тяжелым и примитивным.
Сегодня совсем другие времена, на дворе ХХI век. Во всем мире профсоюзные организации живут за счет взносов трудящихся, а не государственных обязательных отчислений. А права работающих защищают соответствующие законы, трудовые споры разрешаются в суде.
Работодатель в цивилизованных странах ох как боится нарушать законы! Ведь придется отвечать по всей строгости, платить штрафы, неустойки и т.д. Профсоюз ему не указ, он финансово никак с ним не связан, зато свято чтет законы своей страны. Последуем их примеру, Кыргызстан уже движется в этом направлении, хотя принятие новых законов не поспевает за быстро меняющейся жизнью.
Профсоюзы могли бы выступить инициатором новых правил или хотя бы лоббировать в парламенте оперативное принятие соответствующих перспективных законов.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий