Main Menu

Новая модель современного аймака. Какой ей быть?

Новая модель современного аймака. Какой ей быть?

Как должно выглядеть кыргызское село в нынешнем году? А через 15 или 30 лет? Удастся ли современным управленцам стереть грань между городом и деревней — то, о чем мечтали коммунисты более 70 лет в прошлом веке? Что необходимо сегодня предпринять, чтобы жизнь в селах и малых городах была к 2030 году более комфортной и безопасной?

Современные условия диктуют нам новые правила жизни, при которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие государства без отчетливого видения будущего айыл окмоту (их свыше 400), целей и задач, выбранных приоритетов местными парламентариями или на сельских сходах. Важно уже сегодня определить логику дальнейшего движения вперед экономики различных регионов, исходя из их особенностей, и не на год вперед, а как минимум лет на десять.

Новая модель современного аймака. Какой ей быть?Как планировать стратегическое долгосрочное развитие местного самоуправления? Благодаря чему повысить качество государственных и местных услуг, умение служащих муниципалитетов рационально управлять территориальной собственностью, установить доверительные отношения не только с сельчанами, но и с районными государственными учреждениями?

Попробуем разобраться. Я неоднократно встречалась со специалистами, работающими в различных проектах МСУ, замышляющими грандиозные прогрессивные реформы, добившимися кредитных льгот и субсидий сельскому хозяйству у правительства. Поверьте, они немало сделали для улучшения жизни сельских тружеников, подъема благосостояния фермерских семей, построили школы и ФАПы на своих территориях. Наша газета в прошлом году подробно писала о местных инициативах, а также о победителях, их идеях, которые взялись финансировать правительства Швейцарии, Германии, России. Им активно помогали районные госадминистрации и местные меценаты, бескорыстно желающие поднять уровень жизни родительских «гнездышек», где оставались жить их младшие братья и сестры.

Запомнилась поездка в отдаленное, затерявшееся среди гор селение Чон-Алайского района Ошской области. Несколько журналистов посетили современное здание сельской школы, построенное по проекту и на средства Агентства местных сообществ (АРИС). Детишек в школе, оснащенной компьютерами и электронными учебниками, было немного, один из классов даже превратили в детский сад, где детвора проходила дошкольную подготовку, изучала русский и английский языки. Учителей в этом «медвежьем углу» явно не хватало, их роль взяли на себя несколько выпускников, чтобы дать возможность сверстникам не отстать в знаниях в сравнении с теми, кому посчастливилось учиться в столице или интернате. Низкий им за это поклон.

ЧТО УДАЛОСЬ ИЗМЕНИТЬ?

Новая модель современного аймака. Какой ей быть?Одним из главных событий ушедшего года, пожалуй, стало начало финансовой децентрализации, замысленной руководством страны десять лет назад. В те времена даже приняли необходимые законы об автономии и децентрализации власти. Как оказалось, рановато. Увы, реальные дела начались лишь в 2017 году. Муниципалитетам дали больше прав и финансов на собственное развитие, не убрав при этом стимулирующих грантов, то есть не лишив возможности успешные айыльные аймаки получать финансовую подпитку из центра, при одном условии: внесении в проект небольших собственных денежных сумм. В 2016 году многие сельские управы вышли из дотационных «нахлебников» государства, подружились с донорами, разрабатывающими в горном краю природные кладовые. И это радует.

Перечислять можно многое. К примеру, новая Конституция Кыргызской Республики дает теперь возможность развивать конкретные регионы, устанавливать подлинно демократическую политико-правовую базу местной власти. Нынче при активности гражданского общества, НПО, многопартийности нашего парламента обеспечиваются реальные заслоны любой попытке вернуться к прошлому, централизации управления в столице и ограничения прав муниципалитетов.

Позволяют об этом говорить двадцатипятилетний опыт суверенитета, неплохое, хотя и не очень гармонизированное законодательство, желание кыргызстанцев видеть систему управления в новом качестве, которое способно донести до айыльных аймаков интересы сельских жителей и обитателей малых городов районного подчинения.

Сегодня число муниципальных служащих значительно увеличилось, им предоставлено право периодически проходить переподготовку в Академии управления при Президенте в Бишкеке или собираться в областных центрах, куда специалисты Минфина, экономики, кадровой службы, Госагентства по МСУ и межэтнических отношений сами приезжают со своими призентациями, знакомят слушателей с новыми постановлениями правительства, Жогорку Кенеша, юриспунденции и т. д.

Инициаторы нового развития МСУ — не мечтатели и фантазеры, у многих за плечами не одно высшее образование, управленческий опыт. Они неоднократно бывали в зарубежных командировках, в частности в Германии. Главы айыл окмоту ясно представляют свои задачи и методы их выполнения. Познакомиться с дорожной картой преобразований сельских управ можно уже сегодня. Рассказывает эксперт Димира Сульпиева: «Самых инициативных и образованных мы собрали в районных центрах и попросили ответить на ряд вопросов. К примеру: какие у вас возникают чувства при упоминании о местной власти? Респонденты указали пять основных качеств, которыми, по их мнению, должны обладать руководители МСУ к 2030 году.

Результаты оказались следующими: сельские аймаки обязаны быть открытыми, говорили соотечественники, своевременно предоставлять жителям окрестных сел нужную им информацию, качественные услуги, иметь стабильное законодательство, финансовую независимость, ежегодно отчитываться перед народом о завершенных или незавершенных проектах, особенно касающихся снабжения населенных пунктов питьевой и поливной водой. И, пожалуй, самое главное требование — профессионализм глав сельских управ, доверие местной власти.

А вот именно с этим дела в республике далеко не в ажуре. Из-за бюрократических проволочек соотечественники, проживающие в отдаленных горных районах, отказываются ездить, особенно зимой, в холода, в районный центр за справками, не помогают и организованные правительством госпредприятия «единого окна». Государственный заказ, принятый правительством два года назад, тоже не везде выполняется надлежащим способом.

Рассмотрим ситуацию в Кара-Куле. После выявления местных проблем земляки определили первостепенные задачи: доступ детей-инвалидов к образовательным услугам, а детишек из многодетных и малообеспеченных семей — к бесплатным обедам, создание оздоровительного лагеря для подростков.

На сельском сходе за организацию отдыха для детей и подростков проголосовали вдвое больше сельчан, чем за создание условий для обучения детишек с ограниченными возможностями здоровья. Помогли энтузиасты и волонтеры из общественного фонда «Чужих детей не бывает». Они провели мониторинг, как научиться сочетать интересы меньшинства с государственными задачами.

Кыргызстан очень богат планами и стратегиями перспективного развития, но сельчане почему-то всегда остаются вне этих грандиозных программ, а изменения в их жизни ну просто мизерные. За исключением 2007 года, когда позволили выбирать лидеров самостоятельно, а не назначать их, как обычно, сверху. Что придумать, чтобы местные сообщества, даже самые маленькие, видели себя и решение своих местных проблем в государственных программах? Чтобы министерские работники понимали, как именно их работа отразится на каждом малом селении?

В прошлом году сотрудники Института политики развития презентовали новые подходы к планированию регионов и финансирования решений проблем местных сообществ. В качестве примера апробировали несколько айыльных кенешей и сельских управ в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской долины. Их программы сочетали потребности местных сообществ с государственными задачами. Проявленные инициативы понравились представителям исполнительной власти, присутствующим на семинарах. Но на том дело и закончилось. Предложения по интеграции потребности местных сообществ в процессы планирования капитальных затрат, финансируемых из республиканского бюджета, так и остались на бумаге, как и методика расчета стоимости государственных полномочий, делегируемых МСУ.

Многие домохозяйства уверены: к 2030 году необходимо улучшить условия проживания инвалидов, адаптировать их к общественной жизни аймака, улучшить качество предоставляемых муниципальных и государственных услуг, эффективно развивать региональную экономику. Ведь одна из задач любого государства — обеспечить устойчивое развитие всех территорий страны, предоставить равные права всем ее жителям.

У нас же сложилась такая ситуация, при которой планирование экономического и социального развития разделено на два автономных цикла — государственный и муниципальный. Отсутствие связи между ними и порождает проблемы. Граждане, живущие в местных сообществах, не имеющие возможностей передавать свои чаяния государственным органам, не видят отражения своих нужд в общенациональных стратегиях.

А принятые тематические программы не имеют действенных механизмов, а главное — финансирования, не решаются на местном уровне. Отсюда возникает беспомощность государственной вертикальной машины, люди не верят ни муниципальным, ни государственным чиновникам, назначенным сверху (чужакам). В результате по заказу Министерства экономики и Госагентства по развитию МСУ и межэтнических отношений при финансировании Германского общества по международному сотрудничеству в прошлом году был реализован проект «Социально-экономическое развитие айыльных аймаков на основе потребностей местного сообщества». Проект выполнили специалисты Института политики развития в консорциуме с Агентством инициатив развития» (Кыргызстан). Активно им помогал российский Институт бюджетных решений.

Не последнее место в проекте занимали наличие административной ответственности управленцев и снятие с должности нерадивых чиновников.

А КАК В ГЕРМАНИИ?

Представители муниципальной власти ФРГ совсем не похожи на наших чиновников, хотя система финансирования (сверху вниз) чем-то напоминает нашу. Губернаторы и мэры немецких городов считают свои должности очень почетными, гордятся ими, главам территориальных подразделений с удовольствием помогают члены их семей — организуют брифинги, принимают гостей, угощают домашними яствами. Губернаторы всеми силами стараются удержать в провинции молодые семьи, предоставляя им жилье и места в детских дошкольных учреждениях. А устроиться в селе на работу нет проблем: здесь множество заводов, фабрик, фермерских хозяйств и сервисных учреждений.

Вот что рассказали представителю «СК» муниципальные специалисты из Германии. «В вашей республике сначала необходимо добиться устойчивого финансирования местных сообществ, не должно быть дотационных сельских управ. Местные сообщества в ФРГ обычно самостоятельно решают местные проблемы: организуют развлекательные и спортивные секции, пожарные отряды, а также помогают полицейским с охраной территории. Успехи местного самоуправления опираются на гражданское общество и квалифицированные кадры мэров. Они, как правило, высоко ценят приход в провинцию инвесторов. Не только угощают их знаменитым баварским пивом, но и берут на себя все хлопоты по отводу земель и открытию бизнес-предприятий.

ПОМОЩЬ ШВЕЙЦАРИИ

Довелось побывать в одной из местных школ в селе Гроздь Грозденского айыльного аймака Аламудунского района Чуйской области.

Здесь условиям получения среднего школьного образования может позавидовать любая столичная школа. Современная удобная мебель, интерактивная доска, компьютерное оборудование и оргтехника для проведения информационных общественных мероприятий. Проект был реализован органами местного самоуправления Грозденского айыльного аймака, профинансирован правительством Швейцарии и выполнен Институтом политики развития.

Поздравить с успешным завершением проекта и ознакомиться с его результатами приехали представители посольства Швейцарии в лице Люсьена Эгэртэра, программного менеджера в сфере развития Елены Закировой, национального координатора программ Бекболота Бекиева, руководителя проекта ГГПОМСУ Сабины Градваль, заместителя руководителя проекта ГГПОМСУ и другие чиновники.

Приветствуя гостей, ответственный секретарь Грозденского айыл окмоту Алла Четокина искренне поблагодарила донора в лице правительства Швейцарии за оказанную финансовую помощь и поддержку.

«Особую ценность для нас представляют обучающие предметы, которыми учатся пользоваться не только школьники, но и депутаты местных кенешей, а также руководители окрестных сельских управ и лидеры МСУ. Ведь самый дорогой подарок — новые знания. Наша молодежь стала активнее вовлекаться в общественную жизнь родного муниципалитета. Болельщики самостоятельно поставили скамейки на футбольном поле. Реализовав эту идею, подростки подали заявку на конкурс «Местная инициатива», выиграв поощрительный приз — 13 тысяч сомов. На эти деньги закупили электронную бегущую строку. А на грант в размере 1 миллиона сомов, добавив из местного бюджета 110 713 сомов, улучшили материально-техническую базу школы. И это только часть наших достижений, заметила А. Четокина.

«В Грозденской школе обучается более 600 учащихся, работают 32 учителя, — сообщала директор учебного заведения Айбийкеч Султакаева. — Раньше для старших классов в учебных кабинетах не хватало парт и стульев, ведь наполняемость учебных кабинетов — более 30-35 учеников. Недостаток мебели ограничивал инициативы в проведении общественных праздников и мероприятий, не позволял полноценно и качественно проводить уроки. Теперь даже в актовом зале есть стулья для зрителей».

Представитель посольства Швейцарии Люсьен Эгэртэр поблагодарил работников муниципалитета за плодотворное сотрудничество. Он поздравил всех учащихся с успешной реализацией проекта, средства на который муниципалитет выиграл в конкурсе Программы малых грантов.

«Посольство Швейцарии ценит ваше участие в нашем проекте. Вместе с вами мы радуемся вашим успехам и надеемся, что работа в обеспечении прозрачности деятельности и подотчетности органов МСУ перед населением будет продолжена», — подвел итог представитель посольства Швейцарии в Кыргызстане.

«Наш проект сотрудничает с вашим муниципалитетом с лета прошлого года, — напомнил Бекболот Бекиев, руководитель проекта. — И за это время органы МСУ Грозденского муниципалитета проявили большую активность и приверженность к своей работе, участвуя в сельских сходах, слушаниях и семинарах, доказали, что им не безразлична судьба аймака. Мы просим вас и впредь придерживаться взятого направления, самостоятельно решая судьбу айыльного аймака».

СПРАВКА «СК». Общая стоимость проекта — 1 110 713 сомов, из этой суммы 1 млн. сомов выделил проект “Программа малых грантов” и 110 713 в национальной валюте передано из местного бюджета. По результатам конкурсов, проведенных Грозденским АО, победителями стали компании ОсОО «ULTRA-X» и ОАО «Кыргызмебель».

 

РАБОТАЕМ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ

Расскажу еще об одной инициативе в 4-й школе села Ак-Суу Первомайского айыльного аймака Московского района Чуйской долины. Благодаря закупленному оборудованию в рамках проекта «Здоровое питание — залог хорошей учебы» у школьников младших классов появилась возможность получать горячие обеды и вкусную выпечку, изготовленную в местной столовой.

В учебном заведении обучается свыше 1 700 учащихся, из них более 600 учатся в младших классах. “Проблема отсутствия современного кухонного оборудования появилась не вчера, — говорит директор школы №4 Мелисбек Кадыркулов. — Решить ее не удавалось многие годы. Не ошибусь, если скажу, что школьные обеды часто являются единственным полноценным питанием младших школьников в многодетных и социально уязвимых семьях, что обеспечивает нормальное интеллектуальное развитие ребенка, помогает детям более эффективно осваивать новый школьный материал”.

На очередном сходе села среди пяти представленных на финансирование проектов предпочтение отдали двум: уборке твердых бытовых отходов и ремонту водопроводной сети. На реализацию каждого проекта Швейцария выделила по 1 млн. сомов. За счет местного бюджета отремонтировано старое помещение столовой, приобретены также холодильные камеры и жарочные шкафы. Теперь в селе Ак-Суу все, как в городе. Периодически НПО и попечительские советы проводят мониторинги расходов спонсорских денег.

СПРАВКА «СК». В прошлом году сданы в эксплуатацию учебные заведения на 1 200 учащихся, ликвидированы долгострои в строительстве школ и детских садов.

Галина ЛУНЕВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ и пресс-службы ИПР.






Добавить комментарий