Новая модель современного аймака. Какой ей быть?
Как должно выглядеть кыргызское село в нынешнем году? А через 15 или 30 лет? Удастся ли современным управленцам стереть грань между городом и деревней — то, о чем мечтали коммунисты более 70 лет в прошлом веке? Что необходимо сегодня предпринять, чтобы жизнь в селах и малых городах была к 2030 году более комфортной и безопасной?
Современные условия диктуют нам новые правила жизни, при которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие государства без отчетливого видения будущего айыл окмоту (их свыше 400), целей и задач, выбранных приоритетов местными парламентариями или на сельских сходах. Важно уже сегодня определить логику дальнейшего движения вперед экономики различных регионов, исходя из их особенностей, и не на год вперед, а как минимум лет на десять.
Как планировать стратегическое долгосрочное развитие местного самоуправления? Благодаря чему повысить качество государственных и местных услуг, умение служащих муниципалитетов рационально управлять территориальной собственностью, установить доверительные отношения не только с сельчанами, но и с районными государственными учреждениями?
Попробуем разобраться. Я неоднократно встречалась со специалистами, работающими в различных проектах МСУ, замышляющими грандиозные прогрессивные реформы, добившимися кредитных льгот и субсидий сельскому хозяйству у правительства. Поверьте, они немало сделали для улучшения жизни сельских тружеников, подъема благосостояния фермерских семей, построили школы и ФАПы на своих территориях. Наша газета в прошлом году подробно писала о местных инициативах, а также о победителях, их идеях, которые взялись финансировать правительства Швейцарии, Германии, России. Им активно помогали районные госадминистрации и местные меценаты, бескорыстно желающие поднять уровень жизни родительских «гнездышек», где оставались жить их младшие братья и сестры.
Запомнилась поездка в отдаленное, затерявшееся среди гор селение Чон-Алайского района Ошской области. Несколько журналистов посетили современное здание сельской школы, построенное по проекту и на средства Агентства местных сообществ (АРИС). Детишек в школе, оснащенной компьютерами и электронными учебниками, было немного, один из классов даже превратили в детский сад, где детвора проходила дошкольную подготовку, изучала русский и английский языки. Учителей в этом «медвежьем углу» явно не хватало, их роль взяли на себя несколько выпускников, чтобы дать возможность сверстникам не отстать в знаниях в сравнении с теми, кому посчастливилось учиться в столице или интернате. Низкий им за это поклон.
ЧТО УДАЛОСЬ ИЗМЕНИТЬ?
Одним из главных событий ушедшего года, пожалуй, стало начало финансовой децентрализации, замысленной руководством страны десять лет назад. В те времена даже приняли необходимые законы об автономии и децентрализации власти. Как оказалось, рановато. Увы, реальные дела начались лишь в 2017 году. Муниципалитетам дали больше прав и финансов на собственное развитие, не убрав при этом стимулирующих грантов, то есть не лишив возможности успешные айыльные аймаки получать финансовую подпитку из центра, при одном условии: внесении в проект небольших собственных денежных сумм. В 2016 году многие сельские управы вышли из дотационных «нахлебников» государства, подружились с донорами, разрабатывающими в горном краю природные кладовые. И это радует.
Перечислять можно многое. К примеру, новая Конституция Кыргызской Республики дает теперь возможность развивать конкретные регионы, устанавливать подлинно демократическую политико-правовую базу местной власти. Нынче при активности гражданского общества, НПО, многопартийности нашего парламента обеспечиваются реальные заслоны любой попытке вернуться к прошлому, централизации управления в столице и ограничения прав муниципалитетов.
Позволяют об этом говорить двадцатипятилетний опыт суверенитета, неплохое, хотя и не очень гармонизированное законодательство, желание кыргызстанцев видеть систему управления в новом качестве, которое способно донести до айыльных аймаков интересы сельских жителей и обитателей малых городов районного подчинения.
Сегодня число муниципальных служащих значительно увеличилось, им предоставлено право периодически проходить переподготовку в Академии управления при Президенте в Бишкеке или собираться в областных центрах, куда специалисты Минфина, экономики, кадровой службы, Госагентства по МСУ и межэтнических отношений сами приезжают со своими призентациями, знакомят слушателей с новыми постановлениями правительства, Жогорку Кенеша, юриспунденции и т. д.
Инициаторы нового развития МСУ — не мечтатели и фантазеры, у многих за плечами не одно высшее образование, управленческий опыт. Они неоднократно бывали в зарубежных командировках, в частности в Германии. Главы айыл окмоту ясно представляют свои задачи и методы их выполнения. Познакомиться с дорожной картой преобразований сельских управ можно уже сегодня. Рассказывает эксперт Димира Сульпиева: «Самых инициативных и образованных мы собрали в районных центрах и попросили ответить на ряд вопросов. К примеру: какие у вас возникают чувства при упоминании о местной власти? Респонденты указали пять основных качеств, которыми, по их мнению, должны обладать руководители МСУ к 2030 году.
Результаты оказались следующими: сельские аймаки обязаны быть открытыми, говорили соотечественники, своевременно предоставлять жителям окрестных сел нужную им информацию, качественные услуги, иметь стабильное законодательство, финансовую независимость, ежегодно отчитываться перед народом о завершенных или незавершенных проектах, особенно касающихся снабжения населенных пунктов питьевой и поливной водой. И, пожалуй, самое главное требование — профессионализм глав сельских управ, доверие местной власти.
А вот именно с этим дела в республике далеко не в ажуре. Из-за бюрократических проволочек соотечественники, проживающие в отдаленных горных районах, отказываются ездить, особенно зимой, в холода, в районный центр за справками, не помогают и организованные правительством госпредприятия «единого окна». Государственный заказ, принятый правительством два года назад, тоже не везде выполняется надлежащим способом.
Рассмотрим ситуацию в Кара-Куле. После выявления местных проблем земляки определили первостепенные задачи: доступ детей-инвалидов к образовательным услугам, а детишек из многодетных и малообеспеченных семей — к бесплатным обедам, создание оздоровительного лагеря для подростков.
На сельском сходе за организацию отдыха для детей и подростков проголосовали вдвое больше сельчан, чем за создание условий для обучения детишек с ограниченными возможностями здоровья. Помогли энтузиасты и волонтеры из общественного фонда «Чужих детей не бывает». Они провели мониторинг, как научиться сочетать интересы меньшинства с государственными задачами.
Кыргызстан очень богат планами и стратегиями перспективного развития, но сельчане почему-то всегда остаются вне этих грандиозных программ, а изменения в их жизни ну просто мизерные. За исключением 2007 года, когда позволили выбирать лидеров самостоятельно, а не назначать их, как обычно, сверху. Что придумать, чтобы местные сообщества, даже самые маленькие, видели себя и решение своих местных проблем в государственных программах? Чтобы министерские работники понимали, как именно их работа отразится на каждом малом селении?
В прошлом году сотрудники Института политики развития презентовали новые подходы к планированию регионов и финансирования решений проблем местных сообществ. В качестве примера апробировали несколько айыльных кенешей и сельских управ в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской долины. Их программы сочетали потребности местных сообществ с государственными задачами. Проявленные инициативы понравились представителям исполнительной власти, присутствующим на семинарах. Но на том дело и закончилось. Предложения по интеграции потребности местных сообществ в процессы планирования капитальных затрат, финансируемых из республиканского бюджета, так и остались на бумаге, как и методика расчета стоимости государственных полномочий, делегируемых МСУ.
Многие домохозяйства уверены: к 2030 году необходимо улучшить условия проживания инвалидов, адаптировать их к общественной жизни аймака, улучшить качество предоставляемых муниципальных и государственных услуг, эффективно развивать региональную экономику. Ведь одна из задач любого государства — обеспечить устойчивое развитие всех территорий страны, предоставить равные права всем ее жителям.
У нас же сложилась такая ситуация, при которой планирование экономического и социального развития разделено на два автономных цикла — государственный и муниципальный. Отсутствие связи между ними и порождает проблемы. Граждане, живущие в местных сообществах, не имеющие возможностей передавать свои чаяния государственным органам, не видят отражения своих нужд в общенациональных стратегиях.
А принятые тематические программы не имеют действенных механизмов, а главное — финансирования, не решаются на местном уровне. Отсюда возникает беспомощность государственной вертикальной машины, люди не верят ни муниципальным, ни государственным чиновникам, назначенным сверху (чужакам). В результате по заказу Министерства экономики и Госагентства по развитию МСУ и межэтнических отношений при финансировании Германского общества по международному сотрудничеству в прошлом году был реализован проект «Социально-экономическое развитие айыльных аймаков на основе потребностей местного сообщества». Проект выполнили специалисты Института политики развития в консорциуме с Агентством инициатив развития» (Кыргызстан). Активно им помогал российский Институт бюджетных решений.
Не последнее место в проекте занимали наличие административной ответственности управленцев и снятие с должности нерадивых чиновников.
А КАК В ГЕРМАНИИ?
Представители муниципальной власти ФРГ совсем не похожи на наших чиновников, хотя система финансирования (сверху вниз) чем-то напоминает нашу. Губернаторы и мэры немецких городов считают свои должности очень почетными, гордятся ими, главам территориальных подразделений с удовольствием помогают члены их семей — организуют брифинги, принимают гостей, угощают домашними яствами. Губернаторы всеми силами стараются удержать в провинции молодые семьи, предоставляя им жилье и места в детских дошкольных учреждениях. А устроиться в селе на работу нет проблем: здесь множество заводов, фабрик, фермерских хозяйств и сервисных учреждений.
Вот что рассказали представителю «СК» муниципальные специалисты из Германии. «В вашей республике сначала необходимо добиться устойчивого финансирования местных сообществ, не должно быть дотационных сельских управ. Местные сообщества в ФРГ обычно самостоятельно решают местные проблемы: организуют развлекательные и спортивные секции, пожарные отряды, а также помогают полицейским с охраной территории. Успехи местного самоуправления опираются на гражданское общество и квалифицированные кадры мэров. Они, как правило, высоко ценят приход в провинцию инвесторов. Не только угощают их знаменитым баварским пивом, но и берут на себя все хлопоты по отводу земель и открытию бизнес-предприятий.
ПОМОЩЬ ШВЕЙЦАРИИ
Довелось побывать в одной из местных школ в селе Гроздь Грозденского айыльного аймака Аламудунского района Чуйской области.
Здесь условиям получения среднего школьного образования может позавидовать любая столичная школа. Современная удобная мебель, интерактивная доска, компьютерное оборудование и оргтехника для проведения информационных общественных мероприятий. Проект был реализован органами местного самоуправления Грозденского айыльного аймака, профинансирован правительством Швейцарии и выполнен Институтом политики развития.
Поздравить с успешным завершением проекта и ознакомиться с его результатами приехали представители посольства Швейцарии в лице Люсьена Эгэртэра, программного менеджера в сфере развития Елены Закировой, национального координатора программ Бекболота Бекиева, руководителя проекта ГГПОМСУ Сабины Градваль, заместителя руководителя проекта ГГПОМСУ и другие чиновники.
Приветствуя гостей, ответственный секретарь Грозденского айыл окмоту Алла Четокина искренне поблагодарила донора в лице правительства Швейцарии за оказанную финансовую помощь и поддержку.
«Особую ценность для нас представляют обучающие предметы, которыми учатся пользоваться не только школьники, но и депутаты местных кенешей, а также руководители окрестных сельских управ и лидеры МСУ. Ведь самый дорогой подарок — новые знания. Наша молодежь стала активнее вовлекаться в общественную жизнь родного муниципалитета. Болельщики самостоятельно поставили скамейки на футбольном поле. Реализовав эту идею, подростки подали заявку на конкурс «Местная инициатива», выиграв поощрительный приз — 13 тысяч сомов. На эти деньги закупили электронную бегущую строку. А на грант в размере 1 миллиона сомов, добавив из местного бюджета 110 713 сомов, улучшили материально-техническую базу школы. И это только часть наших достижений, заметила А. Четокина.
«В Грозденской школе обучается более 600 учащихся, работают 32 учителя, — сообщала директор учебного заведения Айбийкеч Султакаева. — Раньше для старших классов в учебных кабинетах не хватало парт и стульев, ведь наполняемость учебных кабинетов — более 30-35 учеников. Недостаток мебели ограничивал инициативы в проведении общественных праздников и мероприятий, не позволял полноценно и качественно проводить уроки. Теперь даже в актовом зале есть стулья для зрителей».
Представитель посольства Швейцарии Люсьен Эгэртэр поблагодарил работников муниципалитета за плодотворное сотрудничество. Он поздравил всех учащихся с успешной реализацией проекта, средства на который муниципалитет выиграл в конкурсе Программы малых грантов.
«Посольство Швейцарии ценит ваше участие в нашем проекте. Вместе с вами мы радуемся вашим успехам и надеемся, что работа в обеспечении прозрачности деятельности и подотчетности органов МСУ перед населением будет продолжена», — подвел итог представитель посольства Швейцарии в Кыргызстане.
«Наш проект сотрудничает с вашим муниципалитетом с лета прошлого года, — напомнил Бекболот Бекиев, руководитель проекта. — И за это время органы МСУ Грозденского муниципалитета проявили большую активность и приверженность к своей работе, участвуя в сельских сходах, слушаниях и семинарах, доказали, что им не безразлична судьба аймака. Мы просим вас и впредь придерживаться взятого направления, самостоятельно решая судьбу айыльного аймака».
СПРАВКА «СК». Общая стоимость проекта — 1 110 713 сомов, из этой суммы 1 млн. сомов выделил проект “Программа малых грантов” и 110 713 в национальной валюте передано из местного бюджета. По результатам конкурсов, проведенных Грозденским АО, победителями стали компании ОсОО «ULTRA-X» и ОАО «Кыргызмебель».
РАБОТАЕМ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ
Расскажу еще об одной инициативе в 4-й школе села Ак-Суу Первомайского айыльного аймака Московского района Чуйской долины. Благодаря закупленному оборудованию в рамках проекта «Здоровое питание — залог хорошей учебы» у школьников младших классов появилась возможность получать горячие обеды и вкусную выпечку, изготовленную в местной столовой.
В учебном заведении обучается свыше 1 700 учащихся, из них более 600 учатся в младших классах. “Проблема отсутствия современного кухонного оборудования появилась не вчера, — говорит директор школы №4 Мелисбек Кадыркулов. — Решить ее не удавалось многие годы. Не ошибусь, если скажу, что школьные обеды часто являются единственным полноценным питанием младших школьников в многодетных и социально уязвимых семьях, что обеспечивает нормальное интеллектуальное развитие ребенка, помогает детям более эффективно осваивать новый школьный материал”.
На очередном сходе села среди пяти представленных на финансирование проектов предпочтение отдали двум: уборке твердых бытовых отходов и ремонту водопроводной сети. На реализацию каждого проекта Швейцария выделила по 1 млн. сомов. За счет местного бюджета отремонтировано старое помещение столовой, приобретены также холодильные камеры и жарочные шкафы. Теперь в селе Ак-Суу все, как в городе. Периодически НПО и попечительские советы проводят мониторинги расходов спонсорских денег.
СПРАВКА «СК». В прошлом году сданы в эксплуатацию учебные заведения на 1 200 учащихся, ликвидированы долгострои в строительстве школ и детских садов.
Галина ЛУНЕВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ и пресс-службы ИПР.
Related News
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More