Main Menu

Иссык-кульский туризм как умозрительная субстанция, и отношение к нему соответствующее

Иссык-кульский туризм как умозрительная субстанция, и отношение к нему соответствующее

Более половины жителей Иссык-Кульской области, грубо говоря, кормятся летним сезоном. Другая половина так или иначе с ним связана. То есть летний туризм — это главное «предприятие» региона, и против такого заявления, уверена, никто выступать не станет. Прошедший летний сезон, по единодушному мнению тех, кто с ним связан, был одним из самых трудных…

ГЛАВНОЕ И ОСНОВНОЕ — туристов было меньше, чем всегда. Объяснялось это далеко не только холодным летом, которое подарило нам совсем немного по-настоящему солнечных дней, но и крупномасштабным дорожным строительством, активная фаза которого пришлась как раз на разгар курортного сезона.

Можно ли было каким-то образом перенести сроки дорожных работ? — вопрос, оставшийся открытым. Более того, строительство четырехполосной автотрассы продолжится и в этом году. Причем такое ощущение, что на том же отрезке. Мне часто приходится ездить по северному берегу Иссык-Куля, и, доложу вам, сегодня дорогу от Тамчы до Корумду, которую так спешно старались сдать ко II Всемирным играм кочевников, переделывают вновь. Похоже, это ждет и участок непосредственно в районе нового ипподрома — ведь уже сейчас езда по нему на автомобиле, деликатно говоря, укачивающая — дорожное полотно почти сразу после сдачи пошло волной.

Иссык-кульский туризм как умозрительная субстанция, и отношение к нему соответствующееВ общем, еще раз доказано, что спешка хороша только… ну, сами знаете. Так что есть все основания полагать, что и следующий курортный сезон пострадает от дорожных работ не меньше. Это, конечно, не остановит россиян и казахстанцев, которые уже десятки лет отдыхают на Иссык-Куле. Но вот встреченные мной прошлым летом в Чолпон-Ате пятеро туристов из Франции не приедут точно. Для них, баловней Ниццы, совмещение отдыха с дорожными работами — нонсенс. На мой вопрос: “Как же быть, ведь дорога тоже очень нужна?” — только пожали плечами: в их Европах, как выяснилось, если начинаются подобные крупномасштабные строительные проекты, зоны отдыха закрываются не только для внешних туристов, но и для внутренних. Мы при нашей бедности такого позволить не можем, поэтому неизбежно станем терять на имидже. Хотя, по свидетельству различных статистических служб, интерес к Иссык-Кульской бальнеологической территории неуклонно растет. Правда, когда гости приезжают, разочарование неизбежно.

Мне до сих пор стыдно, что уговорила питерских знакомых приехать к нам на отдых. Уговаривала три года, а приехали они прошлым летом. Ну вы понимаете, что первое впечатление от курортной зоны, буквально утонувшей в дорожной пыли, было не самым приятным. А потом еще четыре часа ехали по колдобинам и таким же разбитым объездам до «Авроры». Люди, привыкшие проводить летний отдых на Майами и в других не менее экзотических местах, были ошарашены прежде всего тем фактом, что непосредственно в зону нашего отдыха не летают самолеты. Ну показала я им по ходу движения наш аэропорт в Тамчы… Уж лучше бы этого не делала — они признались, что посчитали эти «строения» в лучшем случае складскими помещениями, их удивление было хоть и молчаливым, но… чрезвычайным. Они люди деловые, имеющие в Северо-Западном округе РФ крепкий и весьма прибыльный бизнес, а потому привыкшие экономить свое время больше, чем деньги, и прежде всего спросили: «Почему к вам не летают самолеты?»

Вопрос, конечно, интересный, ответ на который и многие из нас, кыргызстанцев, хотели бы знать. Не буду же я им рассказывать, что по весне бывшее помещение и практически вся инфраструктура чолпон-атинского аэропорта проданы какому-то частнику, который намерен открыть там… развлекательный центр. И что на летном поле каракольского аэропорта, многие годы также плодотворно выполнявшего пассажиро- и грузоперевозки, построены многоэтажные коттеджи для местных богатеев. Разбазарить такой транспортный потенциал! Хоть местные власти и пытаются убедить, что от их решения тут мало что зависело, но, уверена, это большей частью отговорки. За все годы суверенитета, увы, не было у области с таким огромным природным потенциалом настоящего рачительного хозяина, способного либо придумать свои планы экономического прорыва, либо хотя бы защитить от разрухи то, что досталось от социалистического прошлого. Напротив, каждый год в ноябре жители Каракола, сумевшие построить свои многоэтажные жилища на взлетной полосе аэродрома, отмечают совместный праздник в честь бывшего хозяина области Э. Каптагаева, поспособствовавшего подключению их домов к центральной водопроводной системе…

В общем, мои гости так и не узнали об этой захватывающей подоплеке авиатранспортной темы. Кое-как погостили неделю в нашей знаменитой «Авроре», заявили, что отдых на Гаваях им обходится дешевле, и уже слышать не хотели о прелестях местных горнолыжных спусков, потому что тащить на маршрутках громоздкое снаряжение, которое они всегда берут, например, в Альпы, совершенно не улыбалось. Да я уже особо и не настаивала, понимая, что облик Каракола и его сервисные возможности едва ли им придутся по душе после чудных альпийских деревушек, напичканных магазинчиками от кутюр и многочисленными барами, где приятно посидеть-побродить и оставить пусть даже немалую часть денег.

Они к нам уже никогда не приедут. А мне невероятно стыдно, что все вот так бездарно получилось. Хотя ведь изначально было ясно, что к нам едут очень невзыскательные туристы, которых несильно смущают наши населенные пункты, где отсутствуют не только бутики вип-класса, но и обычные гастрономы типа «Пятерочки» и «Народного», как, скажем, в Караколе. А вся торговля идет в помещениях бывшего лабаза, построенных в начале ХХ века и снаружи оббитых сайдингом (внутри это мрачные, маленькие помещения с низким потолком). Туристов, которым не в лом переночевать в частной гостинице, где удобства на улице, и которых не смущает внешний вид того же Каракола, все более напоминающего большую деревню и теряющего с каждым годом те отметины цивилизованности, которые делали его некогда уютным и красивым городком, становится все меньше.

НЕДАВНО МНЕ НА ГЛАЗА попало прошлогоднее интервью полпреда правительства в Иссык-Кульской области Асхата Акибаева, в котором, в частности, много говорится об информационном обеспечении возможностей курортной зоны: «Сегодня мир динамично развивается, в современных реалиях без Интернета человеку тяжело. В связи с этим мы прорабатываем проект по покрытию беспроводной сетью wi-fi всей территории Иссык-Куля. Специально для этого ищем выгодные предложения и инвесторов. В качестве пилотного мы уже запустили проект «Безопасный регион», в рамках которого установили в разных общественных местах камеры видеонаблюдения. В результате выяснилось, что там, где были установлены видеокамеры и регистраторы, значительно снизилось количество правонарушений. Соответственно мы теперь заинтересованы в установлении видеокамер по всей территории области.

Также есть еще одно новшество. В связи с тем что на Иссык-Куль приезжает огромное количество зарубежных туристов, мы планируем специально для них открыть туристические информационные центры. Это будут своего рода дома туристов, установленные друг от друга на расстоянии 50-60 км. В них каждый приезжий сможет найти всю необходимую для него информацию о Кыргызстане. К примеру, номера государственных служб, туристические маршруты, списки, контакты отелей и все остальное, в чем может нуждаться турист. Мы планируем, что в онлайн-режиме гости смогут получать информацию о свободных местах в отелях, узнать о ценах на предоставляемые услуги, увидеть фотографии номеров. Там же в виде буклетов и видеороликов будут презентованы красоты и достопримечательности нашей страны — от Иссык-Куля до Сары-Челека. То есть, приезжая на Иссык-Куль, туристы станут узнавать и о других регионах Кыргызстана, их истории, обычаях и традициях. Таким образом мы создадим своеобразную сеть туристических маршрутов, исходя из предпочтений туристов, которые смогут в дальнейшем посетить все уголки Кыргызстана.

Помимо всего этого, мы также планируем открыть медиацентры, наличие которых становится веянием времени. На Иссык-Куле в год проходит более тысячи различных мероприятий с участием СМИ. Сегодня для представителей СМИ и бизнеса особенно важно оперативно передавать необходимую информацию. В связи с этим мы планируем открыть несколько медиацентров, первоначально в Чолпон-Ате и Караколе, а потом уже в других городах области», — вещал хозяин области.

Безусловно, информационная составляющая — одна из важнейших в туристическом бизнесе. И самое главное, практически этими же словами о ее необходимости говорят все, кто имеет к этой теме отношение. Но… Сегодня в Интернете получить такую информацию практически нереально. Сайты здравниц имеются, но, увы, не работают. На них отсутствуют достоверные данные о ценах, контактах, услугах. Я лично убедилась в этом, посетив более десятка самых продвинутых, казалось бы, здравниц. Нет, там есть номера телефонов, возможности для написания сообщений и отправления заказов на бронирование мест, но… Телефоны не отвечают, ответы не приходят, бронь не действует. Об этом очень много возмущенных откликов отдыхающих — достаточно войти в любые чаты, чтобы убедиться. Вот и новый глава области обещает навести порядок, только сроков не называет, а это плохой симптом. Потому что под реализацию подобных прожектов нужны немалые деньги, а инвесторов, увы, нет. Полпред, правда, деликатно зашифровал эту тему фразой: «Мы изучаем их предложения». Ее, кстати, он повторяет очень часто, создавая у слушателей впечатление, что, мол, в область инвесторы просто валом валят. На деле же все не так. Более того, в ряде здравниц советского периода уже царит запустение. Мне прошедшим летом довелось проехать по нескольким, и впечатление, скажу вам, весьма и весьма угнетающее.

Более того, за годы суверенитета они уже не раз переходили из рук в руки, но новый хозяин, как правило, вкладывался в один сезон, а столкнувшись с проблемами, кое-как возвращал свои вложения и продавал непростое хозяйство другому. При этом цены в них обычно колеблются в пределах одной тысячи сомов за сутки. Это, например, казахскими туристами считается дороговизной — у себя они могут на такую сумму жить 2-3 дня. Балхаш, конечно, не Иссык-Куль, но сервис там получше, как уверяют.

Впрочем, не шибко-то шикуют и новые здравницы, так сказать, для богатых, ведь там сутки уже оцениваются в зеленых американских деньгах — от $50-100 и выше. Таких «толстосумов» среди местных немного, приезжают, конечно, из Бишкека, но только на выходные. А в основном это богатенькие казахи и русские. Я намеренно не обозначаю названий здравниц, чтобы не обвинили в рекламировании, но вот в прошлом сезоне в одной из них, в районе Чолпон-Аты, побывало за все лето всего 97 таких отдыхающих. Денег от них не хватило даже на оплату электроэнергии, затраченной здравницей за сезон.

В частном секторе все держится на прежнем уровне — 200-250 сомов за сутки (есть, конечно, и выше в зависимости от условий, но мы берем, так сказать, эконом-класс), но это уж совсем для невзыскательных туристов, которых, кстати, процентов 50 от всего количества.

Причем не факт, что эту цифру подтвердят в официальных органах статистики. Как, думается, и любую другую. Ведь понимание результатов курортного сезона складывается из так называемых индикаторов развития туризма. Вот, скажем, с января по сентябрь 2016 года оценочные данные складывались из 16 позиций, в том числе из количества зарегистрированных субъектов, связанных со сферой туризма, в тыс. ед. (103,6); валовой добавленной стоимости в сфере турдеятельности — в млн. сомов (15 411,4) и из нее же в процентах к ВВП (5,00); производства промпродукции, способствующей развитию турбизнеса, — в млн. сомов (432,3); инвестиций в основной капитал в сфере туризма — в млн. сомов (8 362,1) и так далее. Насколько эти цифры отражают реальное состояние туристической сферы, непонятно. А реальной статистики практически не существует. Может быть, тогда, когда, как обещает полпред Акибаев, создадут так называемые дома туристов, будет проще разобраться с истинной статистикой. В нормальных странах эту функцию вполне успешно выполняют налоговые органы, но поскольку у нас весь частный турсектор находится в тени, то это не наш вариант. Остается одно: возложить на пограничников задачу регистрации туристов непосредственно при пересечении границы, добавив в их опросник только вопрос, касающийся цели визита.

Пока же результаты турсезона у нас практически умозрительные. Таково же и отношение к ним. Кстати, на презентации программы развития туризма в Кыргызстане на 2016-2020 годы председатель Ассоциации оздоровительных учреждений Иссык-Кульской области Акжолтой Насиридинов утверждал, что все курорты, пансионаты, дома отдыха вокруг озера Иссык-Куль имеют всего 40 тысяч койко-мест и таким образом одновременно могут вместить не более 40 тысяч человек. Однако ежегодно сообщается, что область посещает несколько миллионов туристов. Что же происходит на деле, одному Богу известно.

Я УЖЕ НЕОДНОКРАТНО в подобных статьях пыталась донести до правительства мнение людей, непосредственно связанных с турбизнесом, о необходимости создания отдельного, самостоятельного министерства туризма. Сегодня, как мы знаем, эта отрасль находится в ведении Министерства культуры, информации и туризма. При этом совершенно не понятно, по каким параметрам объединяли эти три малостыкуемые сферы. Об этом же просили правительство предприниматели, занимающиеся туризмом, на своей встрече этим летом. Проблема с места не сдвигается. Между тем постоянно подчеркивается, что туризм — приоритетная отрасль нашей экономики. Такое лицемерно-легкомысленное отношение к сфере туризма непонятно, и потому сильно беспокоит. Ведь пока это единственный реальный резерв для нашей экономики. Не видеть этого — значит быть, мягко говоря, недалеким.

Но не только экономическая составляющая важна при этом. Куда более актуальна проблема сохранения акватории Иссык-Куля при условии развития туристической зоны. Пока с экологией у нас полный швах.

Ярчайшей иллюстрацией может служить инсталляция художника из Праги, побывавшего на Иссык-Куле, влюбившегося в него и… ужаснувшегося тем количеством мусора, который обнаружил и собрал на прибрежных пляжах. Вот такой баннер он оставил нам на память в районе поселка Каджи-Сай, на южном берегу озера.

Экологи всегда говорили и о вреде, который наносят акватории озера автомобильные выхлопы. Был даже период, когда на въезде в Балыкчи работал экологический пост, взимавший плату с автовладельцев. Идея, конечно, потрясала своей бестолковостью, однако на протяжении нескольких лет денежки аккуратно собирались. Пока не поняли, видимо, что это всего лишь дополнительный узаконенный заработок сотрудников экологической милиции. На долю Иссык-Куля из тех средств не приходилось ни копейки. Да и что можно было сделать? Собирать в пакетики выхлопные газы? Или натянуть прозрачную пленку по озерной кромке? Крики экологов о необходимости переноса автодороги подальше от озера — в горы, что было единственным реальным действием, чиновники не слышали. В прошлом году вместе с расширением автодороги по северному берегу опять возникло предложение не о реконструкции старой, а о прокладке новой объездной трассы. Но снова чиновники не захотели слышать голос рассудка. Более того, при строительстве уничтожено около тысячи деревьев, что существенно осложнило экологическую напряженность в регионе.

По-прежнему не решен вопрос и с очистными сооружениями как региона в целом, так и отдельных здравниц. Хотя работа вроде и ведется, но данная инфраструктура настолько изношенна, что периодически возникают проблемы то тут, то там.

И это лишь малая толика проблем Иссык-Кульской курортной зоны, которые имеются на фоне постоянных прогнозов чиновников о необходимости увеличения туристического потока. Поговаривают уже, что и до 8 миллионов туристов реально завлечь к нам. Возможно, и можно, вот только как Иссык-Кулю, простите, «переварить» такое количество — и им в удовольствие, и себе не в убыток?

И последнее. На протяжении многих лет нам обещают, что разработают программу развития Иссык-Кульской туристической зоны и рекреационного комплекса, но пока в целостном виде она так и не представлена. Есть какие-то кусочки, посвященные этой теме, в различных отраслевых планах, в частности в программе развития Иссык-Кульской области. При таком подходе разговоры о приоритетном развитии туризма в республике остаются пустой болтовней. А проблемы региона и отрасли неуклонно растут.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий