Main Menu

Особенности национальной культуры и нравственности в современный период

Homo sapiens буквально с того мгновения, как стал ощущать себя человеком, а не примитивным прямоходящим существом, на протяжении своей короткой ли, долгой ли жизни задумывается: нравственен ли я? И только осознание себя причастным к той достойной части человечества, что наделена хотя бы малой толикой нравственности, до сих пор не позволило человеку как виду исчезнуть из перечня населяющих планету живых существ.

Уверена, многие, мельком или тщательно прочитавшие Указ Президента «Об объявлении 2017 года Годом нравственности, воспитания и культуры», восприняли его как очередной эдикт главы государства, адресованный либо чиновникам, призванным воплотить рекомендации Указа, либо тем категориям сограждан, которые высокими нравственностью, воспитанием и культурой не отличаются (в отличие от читающего, конечно).

Да, согласна, официальные строки указов, законов и постановлений редко когда трогают умы и сердца обывателей, если только они не касаются цен, зарплат, пенсий, пособий, налогов оформления автомобилей и прочего. Я попыталась, раздвинув шторки сухого казенного языка, разглядеть в документе нечто большее, значимое, важное.

Президент верит в наш народ, в его «испытанные веками духовно-нравственные ценности», не теряет надежду на то, что пусть не сразу, но в Кыргызстане вырастет достойное поколение, которое будет «иметь высокую внутреннюю культуру, быть хорошо образованным, воспитанным в духе толерантности и терпимости к иным мнениям и взглядам и, конечно же, знать историю и культуру родного народа». Несмотря на вериги канцелярского языка и суровый протокольный стиль, видно, что глава государства искренне гордится достижениями народа, напоминая о знаковых мероприятиях прошедшего Года истории и культуры, которые «открыли миру новый Кыргызстан, страну, уважающую свою культуру и традиции и в то же время устремленную в будущее».

Указ написан на двух языках, языком оригинала был кыргызский, поэтому и название Года «Ыйман, адеп жана маданияттуулук» более многозначно и глубоко, чем кажется на первый взгляд.

Ыйман — и вера в Бога, и нравственность. И вот это обстоятельство мне больше всего по душе. Я твердо убеждена: чтобы быть нравственным, воспитанным и культурным человеком, вовсе не обязательно принадлежать к какой-либо конфессии и восхвалять Создателя к месту и не к месту. Чего греха таить — многим служителям культа (не важно какого — христианского, исламского, иудейского) место в раю уж точно не зарезервировано. Суть в том, что ыйман — это то самое равновесие между верой в высокое вне человека и теми моральными принципами, что изнутри удерживают его от нравственного падения.

Нравственность — воспитание — культура. Это не просто звенья одной цепи. Это как черепахи, слоны и киты, на которых держится Земля, по примитивным верованиям наших пращуров. То есть основа, составляющие которой настолько взаимосвязаны, что неразвитость одной из них лишает смысла существование остальных.

НРАВСТВЕННОСТЬ — одно из основополагающих качеств в человеке, с которым тот рождается на свет. Нравственность — это, безусловно, как голод и жажда. Но безусловная суть нравственности выхолащивает само существование человека, поэтому любому индивидууму с пеленок (как говорится, пока лежит поперек лавки) требуется ВОСПИТАНИЕ. Именно достойное воспитание, которое зиждется на фундаменте нравственности, присущей каждому народу в отдельности и человечеству в целом, и делает человека Человеком. И только уже имеющий в своем духовном багаже нравственность и воспитание способен стать созидателем КУЛЬТУРЫ, ее достойным хранителем и почитателем.

Но вот что примечательно: многочисленные рьяные поборники сохранения культуры народа в своих пламенных речах на публику сознательно или безотчетно стараются не упоминать об уровне нравственности общества, которая, как червем, значительно трачена потребительством, беспринципностью, безудержной жаждой наживы, манкуртизмом.

Но не к ним, краснобаям разного калибра, обращено послание Президента в Указе, не на них он надеется в первую очередь. В нас, народе Кыргызстана, он видит поддержку своим начинаниям. Я не отделяю себя от народа, вместе с которым переживаю и беды, и радости, и потрясения. Мы проросли друг в друга культурами и менталитетами; на наших столах равноправны плов, бешбармак, лагман, борщ; словечки из других языков, которые мы любим ввернуть в разговор, понятны каждому без перевода. Мне близки редкие в наше время качества кыргызского народа — открытость, радушие, почитание родителей и семейного очага. Кыргызы — народ, не потерявший тесной, почти детской связи с природой. Рогатая мать-олениха — это оттуда, из глубин веков, колыбель, в которой взращивались нравственность, воспитание и культура предков.

«Ничего личного, просто бизнес» — с тревожащей частотой приходится слышать эту расхожую фразу как оправдание жестокости, предательства, равнодушия. Расчет и стремление выжить любой ценой даже в человеческих отношениях вынудили многих либо вовсе отринуть нравственные ценности, либо отложить их в долгий ящик в надежде воспользоваться, когда в жизни все более-менее утрясется. Но нравственность — товар скоропортящийся и имеет свойство быстро разлагаться. В погоне за мнимыми ценностями мы потеряли как минимум одно поколение, которое уже не обременено такими ненужностями, как честь, совесть, уважение к себе и другим, дружба, верность, и не особо печалится по этому поводу. И это тоже тревожит главу государства, который, однако, уверен, что еще не все потеряно: «Особые усилия должны быть направлены на детей и молодежь. Кыргызстанцы в возрасте моложе 25 лет составляют более половины населения страны. Это ключевой ресурс Кыргызской Республики, основа ее будущего благополучия».

В представлении тех важных руководящих особ, которые сломя голову сей же час бросятся выполнять требования Указа, лишь бы первыми рапортовать о готовности, возродить нравственные истоки и привить культуру, — это организовать многочисленные форумы о ней, создать цикл передач на ТВ (в принципе ни о чем), провести мероприятия, на которых многие почтенные люди расскажут друг другу о том, как хорошо быть культурным. Похвально, необходимо, важно, но, к сожалению, вся эта кипучая деятельность недосягаемо далека от простого, «маленького» человека и никак не влияет на уровень его личной внутренней культуры. Иначе почему тогда работники «Тазалыка», как дети, радовались, сообщая, что в этом году из центра столицы после новогодних праздненств вывезено всего 45 тонн (!) мусора. Их радость станет понятной, когда вы узнаете, что в прошлом году в это же время труженики метлы и лопаты (мой низкий им поклон!) выгребли из центральной части города 100 тонн мусора. Простые математические вычисления позволяют сделать вывод, что культура народа за год выросла более чем в два раза.

Пустозвонство, словоблудие и популизм способны загубить на корню любую здравую мысль и целенаправленную инициативу. Чтобы привить нравственные ценности и воспитать гражданина и патриота, следует возродить не только и не столько национальное самосознание. Прежде всего — создать условия, чтобы человек вновь зауважал себя, получая качественное образование и работая в родном государстве, а не бегал по осколкам когда-то большой империи, унижаясь и выживая в нечеловеческих условиях только потому, что на родине, где остались немощные родители, дети, братишки и сестренки, с надеждой ждут его заработка.

Уважающий себя и самодостаточный человек без лишних призывов и агитации сумеет разобраться и в национальной самоидентификации, и в присущих ему нравственных ценностях, отделив зерна от плевел, и привьет своим потомкам культуру, доставшуюся ему в наследство от предков. Он будет ценить свою страну и стремиться к ее процветанию, а не подыскивать на чужбине учебу и работу своим детям, где те, вероятнее всего, получат совсем другие «прививки».

Да, чиновникам разных уровней (в том числе нравственности, воспитания и культуры) придется изрядно постараться, чтобы не подорвать веры Президента в наш народ, его законной гордости за сограждан, не заболтать разумные инициативы.

Бремя культуры и нравственности — нелегкий груз. Но это та самая «своя ноша», которая не тянет, нести ее нужно достойно, не прогибаясь, и это основное, что создает человека и помогает ему оставаться Человеком.

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий