Main Menu

Дорогой брата и отца, или Улица окнами в небо

Для Марата Бектенова в его человеческой судьбе было два родных причала, попадая куда, он неизменно испытывал счастливые минуты. Первый — порог отчего дома в пригородном селе Койташ, где в многодетной дружной семье Бектена Кырбашева и его жены Исламкул кызы Асип росли и воспитывались он сам и восемь его братьев и сестер. Вторым родным домом для него, инженера-пилота первого класса, стал аэропорт. Служению небу Марат Бектенович посвятил без остатка всю свою жизнь…

Аксакал Бектен сам прошел хорошую жизненную закалку и попробовал, что называется, на вкус многие профессиональные ипостаси. Начинал как педагог, кстати, был первым учителем Героя Советского Союза Дуйшенкула Шопокова. Потом возглавлял Узгенский районный отдел милиции. В последующие годы работал на разных должностях — директором совхоза, бригадиром полеводов, заведовал магазином, был председателем совета ветеранов айыл окмоту. Свое дело он вместе с супругой — звеньевой передовой полеводческой бригады — везде старался исполнять на совесть.

Передавая детям мудрые жизненные уроки, прививая нравственные принципы и человеческие ценности, помогая и поддерживая детей при выборе ими будущей профессии, Бектен с женой поднял и вырастил для Отечества достойных людей. Старшая дочь Настя и ее сестра Миновар — отличники народного образования, дочь Анвар — заслуженный работник библиотечного дела. Другая дочь — Клара — языковед, журналист, сын Шамиль — заслуженный ветеран автотранспорта, другой сын — Болот — профессиональный музыкант-бард, а о сыновьях Марате, Эмиле и Эсенамане можно, как говорится, сказать словами песни: от крыльца высокого шагнули в небо соколы. Все трое парней стали летчиками.

В послевоенную пору (40-50-е годы минувшего века) многодетные семьи в кыргызских айылах — скорее правило, чем исключение из него. Приветливый и гостеприимный дом Бектена Кырбашева был всегда полон голосов и богат на разные события. Когда в нем девятеро мал-мала меньше ребятишек, по-другому, наверное, и быть не могло. Марат рос, как и все его деревенские сверстники, много времени отдавал спорту, а еще часто вместе с друзьями поднимался в окрестные горы, чтобы оттуда с высоты разглядеть тонкую уличную дорожную линию и родной дом на ней. Однако вскоре друзья стали отмечать, что их ровесник подолгу всматривается в голубой простор неба, задумчиво глядит на уплывающие облака и тянущиеся белые линии, которые оставляли в небесной синеве проплывавшие в ней маленькие стальные птицы.

Музыкальный от природы Марат еще в школе быстро выучился при помощи старших ребят игре на гитаре. И слушая по радио песни, подбирал понравившиеся мелодии на слух, а потом, выучив слова, сам их исполнял на школьных вечерах. Однажды услышанный песенный рефрен «Все выше, и выше, и выше…» так глубоко засел в памяти, что парень упрямо ловил песню в эфире, чтобы выучить все слова. Оказалось, что это марш первых российских авиаторов. Эта, а потом и другие песни про летчиков, как оказалось впоследствии, и подарили сельскому парнишке мечту о высоте («самая высокая мечта — высота»). Поэтому вопрос «кем быть» в выпускном классе для Марата Бектенова не стоял. Он твердо решил стать пилотом.

После школы Марат поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации, что в Саратовской области России, выбрав специальность летчика-пилота. После трех лет учебы его направили в распоряжение Киргизского управления гражданской авиации. Здесь молодого «воздушного извозчика» распределили в Ошский объединенный 238-й летный авиаотряд вторым пилотом самолета АН-2. Пролетав в этом качестве некоторый срок, Бектенов затем прошел специальную переподготовку и стал летать командиром корабля на самолетах АН-2, ИЛ-14, Ту-134 и Ту-154.

Дорогой брата и отца, или Улица окнами в небоВ авиапарке республики появлялись новые авиалайнеры, и Марат почувствовал, что ему необходимо повысить профессиональное мастерство. Он поступил на дневное отделение Ленинградской академии гражданской авиации, где получил специальность инженера-пилота первого класса. После учебы в городе на Неве он вернулся на родину и летал во Фрунзенском объединенном 250-м летном авиаотряде. Его коллеги отмечали высокий профессионализм и техническую грамотность Бектенова. Недаром летчика выдвинули пропагандистом среди летного состава.

В небе же Марат встретил и свою любовь — красавицу-казашку Тлеухор. Девушка летала бортроводницей. Не зря, наверное, в Союзе первые конкурсы красоты проводили именно среди стюардесс. Она и сегодня активно участвует в жизни гражданской авиации республики. Стояла у истоков создания музея ГА и является его первым директором. Тлеухор Изембековна за заслуги перед гражданской авиацией страны удостоена высокого звания «Почетный авиатор Кыргызской Республики».

Семейные ценности, очевидно, потому таковыми и являются, что передаются от отца к сыну, от матери к дочери, воспитывают младшие поколения и служат образцом для подражания. Марат Бектенов стал первым летчиком в своем селе и, разумеется, ловил на себе восхищенные взгляды не только девушек, но и парней. И в первую очередь гордились ладно скроенным спортивным парнем его родные братья. Эмиль и Эсенаман не раз в отсутствие брата примеряли его летную форму и гордо красовались друг перед другом.

Отец, заметив это, не подталкивал сыновей к выбору профессии, а просто попросил старшего побеседовать с братьями. И именно разговоры с ним об авиации, о самой профессии летчика сделали свое дело. Парни также выбрали небо. Эмиль стал пилотом, долгие годы управлял самолетами АН-2 и ЯК-40, а Эсенаман, окончив Фрунзенское авиатехническое училище, также свою судьбу связал с гражданской авиацией КР. Сегодня в небе проложило свой воздушный след младшее поколение Бектеновых. Дочь Марата и Тлеухор Рахат работает бортпроводницей международных рейсов в США и живет в Нью-Йорке, сын Самат, окончив Стамбульский университет, успешно трудился зарубежным представителем авиакомпаний «Кыргызстан аба жолдору» и «Итэк Эйр» до своего скоропостижного ухода из жизни.

Дорогой брата и отца, или Улица окнами в небоРодной племянник Марата — Гамзат Бектенов, выпускник Кыргызского авиационного колледжа имени И. Абдраимова, сегодня летает на самолетах А-383 и «Аэробус-Боинг». За грамотную эксплуатацию воздушных судов и успехи в летной работе он награжден почетными грамотами авиапредприятия и ведомственным знаком «За безаварийный налет часов». Ориентир у парня достойный, общий налет его славного дяди Марата Бектенова составляет 12 000 часов, это примерно равняется 500 дням, проведенным в воздухе.

Обо всем этом мы узнали на торжественном открытии в родном селе Марата Бектеновича Бектенова Койташ улицы, которой решением Таш-Мойнокского айыльного кенеша присвоено славное имя земляка, первого летчика из этих мест, чей пример указал дорогу в небо другим односельчанам. В торжестве приняли участие студенты и преподаватели Кыргызского авиационного колледжа, представители руководства Министерства транспорта и дорог, Государственного агентства гражданской авиации КР, односельчане, близкие и родственники.

Добрые слова о коллеге и земляке сказали на митинге памяти Р. Даиров, заслуженный авиатор КР, советник ректора Кыргызского авиаколледжа имени И. Абдраимова, председатель совета ветеранов Гражданской авиации республики Э. Камбаров, председатель Республиканского профсоюза авиаработников К. Калмурзаев, депутат айыльного кенеша С. Темизбаева, друзья детства и односельчане В. Бадекеев и Ж. Смаилбеков. На этой акции в знак благодарной памяти о хорошем человеке, замечательном пилоте и достойном сыне Отчизны Марате Бектенове прозвучала и его любимая песня «Обнимая небо», которую он не раз исполнял вместе с друзьями-авиаторами на различных торжествах «Аэрофлота». Песня об огромном небе, в котором, крепко сжимая в руках штурвал самолета, он преданно и надежно служил людям!

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий