Main Menu

Образованность инвалидов — богатство общества

Образованность инвалидов - богатство общества

Людям с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать больше усилий во всех сферах жизни. Они более уязвимы в обществе. Поэтому хорошее образование — важнейший аспект в их социализации. Оно способствует развитию и профессиональному становлению личности.

— Если человек все время сидит дома, ни с кем не общаясь, то он больше подвержен депрессиям. Соответственно, у него ухудшается здоровье, что опять же требует дополнительных средств и усилий для лечения. Когда же он самореализовывается, занимается любимым делом, общается с людьми, то эмоциональный фон его намного повышается. Значит, и физическое здоровье будет лучше, — говорит Сейнеп Дыйканбаева, юрист ОО «Ассоциация родителей детей-инвалидов».

В Кыргызстане у людей с ограниченными возможностями здоровья, как и у других граждан, проблем с поступлением в школы, среднеспециальные учебные заведения или вузы практически нет. Если постараются, поступят обязательно. Тому есть немало примеров.
С 2002 года в республике проводится общереспубликанское тестирование выпускников школ. С 2012-го оно стало обязательным для поступления во все вузы независимо от формы собственности и на все отделения (очное, грантовое, контрактное, дистанционное). Директор Центра оценки в образовании и методов обучения Инна Валькова говорит: «У нас есть специальный тест для слабовидящих, особые тетради, администраторы, которые могут слепым или слабовидящим ребятам рассказывать тест. Мы сначала выясняем, сколько таких детей и где, потом централизованно собираем их и проводим вот такое тестирование в Бишкеке. На юге в ушедшем году был такой тест.

Также просим родителей предупреждать нас о детях, у которых есть специальные нужды. Для колясочников, астматиков или сердечников и других создаем приемлемые условия: отдельная комната либо место ближе к выходу. Но не было еще ни разу заявок по поводу того, чтобы тест принимался на дому. Худо ли бедно все доставляются к месту тестирования. Очень многое зависит от самих желающих поступить в вуз.

Если они заявляют о себе, то проблем никаких нет. Когда же сидят дома и молчат, то, конечно, никто и не узнает о них».

Директор школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Калима Урсеитова делится: «97 процентов наших учеников поступают в вузы. Они очень умные, у них зрительная память переходит в умственную. Проблем со сдачей ОРТ никаких не возникает. Есть учителя, завучи, ответственные за это».

Но выпускникам школ с ограниченными возможностями необходим особый подход в выборе профессий.

— Ученики нашей школы после 9-го класса поступают в профессионально-технические лицеи, — говорит Эркингуль Сатывалдиева из школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей №21. — Для нас важно знать, как сложится их дальнейшая жизнь после школы. Мы прикладываем большие усилия, чтобы ребенок мог найти себя в жизни. Сотрудничаем с профессионально-техническими лицеями.

Например, в лицеях №27 и 18 есть сурдопереводчики, и они успешно обучают глухих и слабослышащих учеников. Ребята осваивают профессии парикмахера, мастера по ремонту машин, швеи и т. д.

Проблема лиц с ограниченными возможностями здоровья не в поступлении в учебные заведения, а в возможности получения в них соответствующего образования, профессии. Отсутствие там и в других местах инфраструктуры, коммуникаций, необходимых для них, приводит идею получения образования к мизерным результатам.

В современном обществе лицо с инвалидностью должно быть не объектом благотворительности, а субъектом права. Общество обязано создавать для него все необходимые условия жизнедеятельности. Такой человек, как и другие граждане, должен иметь возможность учиться, получить профессию, трудиться на благо себя и общества.

Елена ЮРЬЕВА.






Добавить комментарий