Main Menu

Пора жить своим умом и найти собственный путь развития!

Пора жить своим умом и найти собственный путь развития!

«Цель наших дискуссий — не самопиар, а повышение информированности общества республики о важнейших векторах развития экономики, социальной жизни, национальной безопасности», — заявили участники прошедшей на днях в Бишкеке дискуссии на громкую тему «Глобализация и ее влияние на развитие Кыргызстана».

Это первая из запланированных на ближайшие месяцы семи дискуссий, цель которых — разъяснить народу республики суть альтернативной программы «Концепция экономической безопасности и долгосрочного развития Кыргызстана до 2040 года», подготовленной реформатором Султанбаем Айжигитовым.

Эксперт Табальды Акеров сообщил журналистам, что эту теоретическую, но имеющую прикладной характер программу ранее направили в Жогорку Кенеш и «Ар-Намыс» и ее основные идеи послужили предвыборной платформой этой партии.
Цель первой дискуссии, конкретизировал задачу Т. Акеров, — «показать связь глобализации в масштабе мировой системы и развития нашей страны». Темы следующих шести обсуждений: состояние и тенденции экономики страны; социальная сфера как привлекательный объект инвестиций; реальный сектор экономики; финансово-банковская система; коррупция и теневая экономика; национальная финансовая стратегия. Что и говорить, темы выбраны как нельзя более точно, а возможность их обсудить и конкретизировать не должна никого оставить равнодушными. По крайней мере, в это хотелось бы верить.

С. Айжигитов — экс-губернатор и экс-аким Баткенской области, экс-советник Президента, обладатель двух дипломов — инженера гражданской авиации и экономиста в сфере макроэкономики, а также, судя по информации в Интернете, он к тому же профессиональный контрразведчик, специалист в системе государственной безопасности. Разработанная им ранее программа развития Баткенской области до сих пор действует, мероприятия выполняются по плану. Читатели «СК» хорошо знакомы с его публикациями, в частности, с блестящей серией статей о мировых валютах, опубликованной в 2016 году. На этот раз он представил сначала на суд журналистов, а через них — и всей общественности страны альтернативную программу «Концепция экономической безопасности и долгосрочного развития Кыргызстана до 2040 года». Чиновник назвал ее альтернативной, хотя уточнил, что под этим термином не имеется в виду создание программы, находящейся в конфронтации с реализуемым государством курсом динамичного развития.

Султанбай Айжигитов считает малорезультативными реформы, осуществляемые в стране в постсоветское время (и нельзя сказать, что он неправ. — Прим. Е. М.) Именно потому, уточняет чиновник и реформатор, «мы предлагаем альтернативную парадигму. Тема развития страны очень большая, и ее аспекты надо рассматривать отдельно и не второпях». Предмет исследования С. Айжигитова — долгосрочное экономическое развитие страны. Начал он с цитирования одного из лауреатов Нобелевской премии по экономике: «Финансы стали не столько частью, сколько сутью современной системы» и «Подчинение мировой политики интересам современной финансовой системы — это свершившийся факт». Затем эксперт напомнил азы экономической теории, начав с Англии ХVII века и перейдя к веку ХХ с его войнами, финансовыми кризисами, утверждением доллара в качестве мировой валюты, созданием ФРС США и подписанием Бреттон-Вудского соглашения в 1944 году представителями более сорока государств на специальной конференции ООН, посвященной вопросам мировых финансов. Именно тогда зашла речь о создании Мирового банка и МВФ. Коснувшись образования Союза ССР, стремительного экономического роста в союзных республиках, возникновения политического и экономического блока социалистических стран, С. Айжигитов перешел к связи процессов глобализации и развития Кыргызстана. По мнению эксперта, глобализация — масштабный международный проект, смысл которого — в начавшемся и нарастающем процессе всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Иными словами, глобализация — процесс изменения структуры мирового хозяйства, и это — следствие эволюции государственных рыночных систем. Признаки глобализации — мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.

Что касается глобализации экономической, то это усиление экономической интеграции между странами, приводящее к слиянию отдельных национальных рынков в единый мировой. Экономическая глобализация включает глобальное взаимосвязанное развитие производственных мощностей, рынков, конкуренций, технологий, корпораций и отраслей. Этот процесс может рассматриваться как в позитивном, так и в негативном аспектах.

В противовес ей появилось понятие «антиглобализация». В последние годы в мировых СМИ нередки упоминания о все более частых выступлениях антиглобалистов в развитых странах мира. Теперь почти всегда встречи представителей G-7, G-8, G-20 сопровождаются демонстрациями противников глобализации. Антиглобализм — общественное и политическое движение, направленное против определенных аспектов процесса глобализации в ее современной форме, в частности, против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Выступают антиглобалисты и против ВБ, МВФ, «маркетизации» мировой экономики. Один из их лозунгов: «Мы за глобализм, но идей и людей».


25 лет Кыргызстан является не субъектом глобального развития, а объектом управления извне.


По мнению С. Айжигитова, антиглобалисты во всем мире выступают именно против глобализации как масштабного и всеохватывающего международного проекта. Почему? Потому что он предполагает комплексную и крайне агрессивную форму конкурентной борьбы, и все цветные революции и локальные региональные войны — это отзвук данной политики.
«Для реализации этого проекта создана глобальная и мощная инфраструктура — ВБ, МВФ, Банк международных расчетов, ВТО, система международной логистики плюс международные суды и т. д. Не секрет, что вхождение Кыргызстана в мировое сообщество происходит под присмотром США путем множества американских проектов, реализуемых в нашей стране. 25 лет назад мы согласились на внешнее управление с Запада. В первую очередь это коснулось банковской системы. А далее они уже просто ежегодно корректируют курс нашего развития условиями предоставления грантов и льготных кредитов, договорами и соглашениями. К сожалению, мы 25 лет являемся не субъектом глобального развития, а объектом управления извне. Пора жить своим умом и искать собственный путь развития», — не без оснований отмечает аналитик Айжигитов.

Феликс Кулов, экс-депутат ЖК, экс-премьер страны, по поводу предложенной программы уточнил позиции: «Я не специалист в макроэкономике. Но, готовясь к выборам в парламент, мы разрабатывали программы развития регионов. Бесспорно, вопросы экономической безопасности крайне значимы для страны. Мы хотим направить теорию в конкретные дела. Суть нашего проекта — находить финансы, чтобы меньше денег занимать. Чтобы выйти из-под влияния западных инвесторов и зависимости от них, надо искать собственные пути развития. Год назад мы послали данный проект главе Кыргызстана. Но боюсь, что это письмо, как и направленное свыше года назад в адрес администрации Президента (по поводу создания кластера Сары-Джаз), потерялось в бюрократических дебрях властных структур. В чем суть проекта на примере Баткенской области? В этом регионе есть давняя проблема с освоением целинных земель. Денег на развитие нет, а строить каналы, электростанции, чтобы осваивать земли, — это долговременные и не сразу окупаемые проекты, лет на 15-20. Инвесторы вряд ли на это пойдут, а у государства средств нет. Но в области есть месторождение золота Алтын-Жылга с 22 тоннами разведанного золота, а запасы подтверждены еще на 80. Возникла идея создать совместное предприятие с инвестором в доле 50:50. Но, чтобы построить канал длиной 24 км, а затем и ГЭС, ввести 70 тысяч га орошаемой пашни, требуется $250 миллионов. Мы предложили создать СП, чтобы инвестор смог (в счет масштабных будущих доходов!) по соглашению с правительством вложить 300 миллионов, но не сразу, а по кредитной линии. Эти деньги правительство в виде льготного кредита направляет в так называемое народное акционерное общество (НАО), в котором 50 процентов будут принадлежать правительству, а 40-50 — населению, в основном Баткенского региона. Создается НАО, выпускаются акции, причем их цена для баткенцев — минимальная, к примеру, 100 сомов. Используя эту кредитную линию, мы построим канал, ГЭС, введем в оборот немалые земли. Постепенно средства вернутся государству, а при разработке золотого месторождения деньги, затраченные инвестором, возвратятся к нему. Вот такая идея. Рассказав ее жителям региона, мы получили очень скоро, за одну неделю, 10 тысяч подписей в поддержку проекта. Понятно, что прибыль появится не сразу, но через 10-15 лет — точно, и людям важно, что она с каждой акции начнет поступать на протяжении всей дальнейшей жизни и останется их детям. К сожалению, эта идея пока не замечена и кем-то похоронена в недрах аппарата правительства».


Инвесторы сказали на одной встрече: «Кыргызстан мы представляем как страну за высоким забором. Мы бросаем туда лопатой деньги, а как вы их используете, нам не видно!»


Рассказал Ф. Кулов и о другой идее: «Есть у нас месторождение железа. Его отдать в разработку китайцам народ не согласился. Мы же предложили найти инвесторов и создать инвестиционный фонд, к примеру, по 500 миллионов от каждой стороны. На 200 миллионов сможем разработать месторождение в доле 50:50, а остальные деньги следует использовать на другие проекты, в том числе, на геологоразведку и разработку золоторудных месторождений в регионе. Мы хотим быть не в положении нищего, сидящего на золотой скамейке, а равноправным инвестором. Есть и еще идея — зеленая экономика, что подразумевает развитие малых ГЭС, выращивание экологически чистых парниковых продуктов, развитие их экспорта. При поддержке немецкой диаспоры и ее главы В. Диля мы смогли заинтересовать этим инвесторов Германии, предложив при совместной реализации проекта схему, исключающую какую-либо коррупцию, когда при получении живых денег отечественные чиновники начинают брать взятки и т. д. Инвесторы сказали на одной встрече: «Кыргызстан мы представляем как страну за высоким забором. Мы бросаем туда лопатой деньги, а как вы их используете, нам не видно!» Чтобы избежать коррупции, инвестфонд надо создавать за пределами страны, а в Кыргызстане открыть дирекцию этого фонда. В ней и рассматриваются предлагаемые нами проекты, потом их изучают в фонде иностранные эксперты, прикидывают здесь, на месте, реальность наших планов и лишь тогда начинают финансирование. И наши чиновники не смогут иметь доступ к этим деньгам — речь идет о другом уровне», — закончил выступление лидер партии.


Мы не должны быть в положении нищего, сидящего на золотой скамейке, нужно становиться равноправным инвестором.


Вполне очевидна справедливость высказанных идей и предложений. Нужно становиться наконец полноценным субъектом мировой экономической системы. «За 25 лет суверенитета мы двигались не вперед, а назад. Если это продолжится, вполне вероятны потеря страной в лучшем случае положительной динамики развития и сползание к упадку, в худшем — потеря суверенитета», — отмечают реформаторы.

Следующие дискуссии за круглым столом, обещанные ими, покажут более детально, куда стране целесообразно двигаться в различных сферах.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий