Main Menu

Не просто H2O

Сквозь воду: гражданские исследования в нарынских школах

Конечно же, речь идет о воде. И на этот раз ей посвящена целая социально-образовательная выставка «Сквозь воду: гражданские исследования в нарынских школах», которая прошла в галерее «Дубовый парк» им. С. Чуйкова при поддержке общественного фонда CAMP «Ала-Тоо» и Университета Центральной Азии, а также Сети развития открытой и совместной науки (Канада).

По словам организатора программы Алии Ибраимовой, данная выставка — продукт проекта «Экологическое образование и гражданская наука в горных регионах Кыргызстана». Гражданская наука и гражданин-ученый — это тот случай, когда в научных исследованиях принимает участие круг добровольцев, многие из которых могут быть любителями, то есть не иметь предварительного научного образования и подготовки по специальности. Гражданская наука, на первый взгляд, понятие для нашей республики новое, но на самом деле в Кыргызстане уже был опыт привлечения непрофессионалов. И один из таких случаев — с учениками 12-й и 10-й фрунзенских школ в конце сороковых годов прошлого века, которые под руководством педагога Н. Черкасова сделали много полезного для отечественной археологии.

Ну а участниками данного проекта выступили 10 школ города Нарына, Ак-Талинского и Ат-Башинского районов Нарынской области, среди них: учителя биологии, географии, химии, физики и школьники.

Наша цель — стимулировать исследовательскую работу на местном уровне, — считает учитель географии и биологии Чинара Акималиева из Ак-Талинского района. — Для этого школы были не только снабжены всем необходимым для проведения исследований, но и многие инструменты, в частности микроскоп для съемки мелких организмов на видео (!), ребята смастерили сами. Учителя и школьники прошли обучение с помощью разработанного руководства по мониторингу качества воды.

«Совместно с местными жителями разработаны модели прикладного экологического образования, включившие тестирование качества воды и последующий сбор результатов, — поддерживают коллегу педагоги Гуляим Шерматова и Кайыргуль Чомурова — преподаватели химии и биологии. — Мы боялись, что ребятам это будет не совсем интересно, но оказалось наоборот: они с таким воодушевлением взялись за изучение местных источников, как уже было сказано, сами делали сачки для ловли насекомых, живущих в воде. Да, многие насекомые, такие как ручейник, могут жить только в экологически чистых источниках. И ребята теперь знают, какая вода пригодна для употребления. Для нашей области это очень актуально: точек снабжения водой мало, а те, что есть, работают на старом оборудовании, которое не менялось с советских времен, да и вода не во всех есть. Настала необходимость в новых водопроводах».

Сквозь воду: гражданские исследования в нарынских школахА для этого нужно изучить местность и обследовать найденные источники, дать физико-химическую оценку, включающую в себя круговорот воды в природе, фильтрацию, конденсацию, испарение, измерение таких свойств, как скорость, глубина, расход воды, плотность, запах, вкус, температура, а также измерение уровней кислотности и щелочности. В этом учащимся помогли организаторы, снабдив их планшетами, реагентами, лупами. Курирующая проект Алин Роззет делилась со зрителями, как из светодиодного фонарика сконструировать устройство, способное снять на видео микроорганизмы под микроскопом. А со схемой самодельного микроскопа могли ознакомиться все желающие.

Выставку эту наши школьники подготовили сами. Они делали макеты местности, где есть озера, реки, снимали видеоролики, где брали интервью у местных жителей, писали рефераты о проблемах, касающихся воды и экологии в целом, естественно, эти две составляющие не могут быть невзаимосвязаны, — рассказывает преподаватель биологии из Ат-Башинского района Канат Джагыпов. — Вот посмотрите, что происходит с водой, когда люди необдуманно загрязняют природу,

— педагог показывает действующий макет, где от ветра (в данном случае вентилятора) разлетаются полиэтиленовые пакеты, забивая русла рек, плавая в озерах и меняя экологию воды.

Особое внимание зрителей досталось девятикласснику Ак-Талинского района Сулайману Сагынбекову, который изобрел экологический способ добычи электричества… из воды. В данном случае из небольшого озера. По крайней мере, миниатюрная ЛЭП на макете работала и крошечный поселок был освещен.

Я рассчитал, что озеро, которое недалеко от нашего села, может снабдить электричеством все дома, и никакой электростанции для этого строить не надо,

— делится школьник. Кажется, подрастают у нас свои Гальвани, Амперы, Фарадеи, а может, юные таланты еще и превзойдут их в своих открытиях. А самое главное — ребята поймут, что вода — это не просто Н2О, а информация о жизни во Вселенной, что она значит для планеты и человечества, научатся любить природу и бережно к ней относиться. И сделают все возможное, чтобы не произошло так, что ценность воды мы узнаем, когда колодец пересохнет.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Добавить комментарий