Main Menu

Ящерице коррупции нельзя обрубать только хвост, ч. III

Ящерице коррупции нельзя обрубать только хвост

(Продолжение, начало в «СК» за 30 ноября и 7 декабря т. г.)


Не извращай закона и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и прекращают дело правых.
Тора (Дварим, 16.19)


В ходе международного и межрегионального семинара гражданского общества «Евросоюз — Кыргызстан — 2016: борьба с коррупцией», прошедшего недавно в Бишкеке, много говорилось о действенности и недочетах антикоррупционного законодательства.

Ринат Тухватшин, представитель местного фонда «Клооп Медиа», сделал акцент на доступе к открытым данным в Кыргызстане, о некоторых способах обмануть закон: «Недавно появился в стране весьма хитрый прием, который используют аферисты в наиболее коррумпированной до недавнего времени сфере госзакупок — «коррупционная латиница». Смысл заключается в том, что корыстные участники тендера, ищущие конкретные услуги, делают простые, но весьма эффективные шаги для того, чтобы компьютер выбрал нужного им поставщика. К примеру, если честный поставщик обещает поставлять детсаду в нужном объеме молоко, указывая наименование товара, объем и периодичность поставок на сайте госзакупок Минфина, то нечестный покупатель, договорившись с нужным ему поставщиком, размещает свою заявку на то самое молоко, но с маленьким «но» — в этом слове он букву «о» берет не из русского, а из английского алфавита». Так же делает и вторая сторона процесса, естественно, небесплатно. В результате компьютер отбирает именно этих участников как победителей тендера. Эксперт также коснулся необходимости создания единой компьютеризированной системы по всем базам данных госорганов, юрлиц, а в перспективе — и всего населения. Он отметил, что сайты Минюста и ГНС публикуют базы данных, но они не сопоставимы. Открытый же бюджет подразумевает, что достаточно ввести ИНН и фамилию человека, и тогда компьютер покажет все расходы госбюджета по данной персоне за требуемый период. Весьма логично сделать открытым доступ ко всем базам данных, а гражданское общество при этом должно играть роль постоянного наблюдателя.


Глас народа: «Сначала создаем что-то хорошее, видим, что коррупция снижается, и потихоньку прикрываем».


Представитель российского Центра антикоррупционных исследований и инициатив уже упоминавшейся выше «Транспаренси интернешнл» (TI) Илья Шуманов рассказал о тесном сотрудничестве с гражданским сектором, некоммерческими неправительственными организациями и бизнесом. В России, отметил он, базовым для тех, кто занимается антикоррупционными деяниями, является принцип «чистых рук» и честной репутации. «В каждой стране есть свой опыт борьбы с коррупцией, и часто его невозможно тиражировать, к тому же нет и волшебной палочки: раз, и коррупционеров не стало! Невозможно опыт Европы автоматически перенести в Центральную Азию. Также надо учитывать, что антикоррупционная борьба — это сражение с большими важными ребятами, например из Генпрокуратуры, и для этого нужны и смелость, и поддержка». Россиянин перечислил три «кита» антикоррупции: во-первых, надо называть имена — у каждой коррупционной сделки есть имя и фамилия (или имена группы людей). Во-вторых, неизбирательность субъекта — недопустимо, узнав историю коррупционера (чиновника, финансиста или правоохранителя), вдруг по ряду причин передумать расследовать и обнародовать это дело. Иначе вас неминуемо свяжут с именем этой персоны. В-третьих, надо добиваться конечного результата — неизбежной ответственности лица, замешанного в коррупционном действии.

«Коррупционная ящерица может отбрасывать все, кроме головы! Чем меньше чиновник, замешанный в процессе, тем скорее его отдадут в качестве жертвы — он в хвосте. А чем ближе к голове ящерицы, тем важнее персоны-участники, и с ними бороться все сложнее и опаснее! По сути, в стране должна создаваться антикоррупционная структура, своего рода «колбаса», в ингредиентах которой около 32-40 процентов — взаимодействие с надзорными органами, 26 — это роль СМИ, а остальные 42-34 процента составляют гражданские активисты и НКО. Если хоть одно звено отсутствует, в борьбе не будет результата!», напомнил И. Шуманов.


Глас народа: «Вот мы делаем реформы в ГАИ — фактически занимаемся имитацией бурной деятельности».


Об опыте гражданского общества небольшой европейской страны Черногории (раньше входившей в союзное государство Югославию) рассказала руководитель НПО Mans Ваня Калович. Страна эта насчитывает всего 50 тысяч жителей, но коррупция там до недавнего времени процветала несмотря на то, что, образно выражаясь, все друг друга знают. «Мы — общество, где все люди очень связаны между собой, в том числе и через социальные сети. Сталкиваемся с коррупцией повсеместно — в больницах, в дорожной полиции, имеется и организованная преступность, как в Италии. К сожалению, многие высокие чиновники оказываются замешаны в коррупционных схемах, где крутятся огромные суммы, и на этом уровне последствия коррупции очень серьезны, они влияют на общество, психологию людей, экологию страны», — подчеркнула В. Калович.

В Черногории антикоррупционная стратегия включает ряд новых для кыргызстанцев направлений. В частности, это открытая линия SOS для пострадавших от коррупции, причем граждане могут сообщать о случаях и по телефону, и по электронной почте, и через социальные сети. Во-вторых, открытые судебные процессы над взяточниками. В-третьих, НПО ведет мониторинг соблюдения законов и политики в части антикоррупционной борьбы, а на их основе выполняются исследования тех или иных тенденций. В-четвертых, это публичная поддержка улучшений — как через СМИ, так и через включенные в процесс госструктуры. В-пятых, мобилизация граждан на противодействие коррупционным проявлениям. «Правительство разрабатывает планы, стратегии, которые не дают результатов. Мы обращаемся к общественности, она может сделать больше в антикоррупционной борьбе», — сказала эксперт ЕС. А в ряду конкретных достигнутых результатов в этой стране — оказание более чем 5 тысячам граждан бесплатной юридической помощи за 10 лет; мобилизация в организациях гражданского общества более 17 тысяч человек; за это время граждане получили более 80 тысяч ответов на запросы по конкретной информации; в СМИ рассказано почти о 30 тысячах случаев коррупции с перечислением принятых мер. «По сути, свобода информации — самая большая проблема для коррупционеров. В стране публикуется огромный массив сведений о политиках, процедурах, контрактах, закупках, судебных вердиктах по коррупции в других странах (например, Канаде, США). Солнечный свет — лучшее дезинфицирующее средство», — завершила выступление В. Калович.

Об антикоррупционной правовой базе с позиций СМИ говорила глава института публичной политики Бегаим Усенова. Понятно, что Конституция страны, законы о доступе к информации и работе СМИ очерчивают права и обязанности журналистов, но в Кыргызстане так и не принята концепция информационной политики государства. «СМИ формируют гражданскую позицию — это не более чем формулировка. В СМИ республики редко освещаются факты коррупции», — отметила эксперт, связав этот факт с проблемами в законодательстве — наличием существенных пробелов в формулировках, отсутствием, например, пункта, гарантирующего безопасность граждан, информирующих о случаях коррупции. А к этим проблемам добавляются и собственные сложности выживания отечественных СМИ — финансовая неустойчивость и зависимость от властей и крупных компаний. Нередки случаи невысокого профессионализма и незнания законов самими журналистами, а также самоцензуры среди журналистского сообщества. Часто, отметила Б. Усенова, СМИ гонятся за срочными новостными материалами, редко проводятся серьезные журналистские расследования, а данные не всегда достоверны. В этом потоке проблем — и несоблюдение закона о доступе к информации со стороны госорганов и ОМСУ, которые обязаны в двухнедельный срок ответить на любое обращение граждан или запрос, а также частые отписки.


Глас народа: «Мы, общество, должны заставлять все три ветви власти работать вне коррупции».


Что же предстоит делать государству и НПО? Прийти к общим формулировкам в законах по таким темам, как, например, общественно значимая информация, цензура и что она подразумевает; сократить срок ответов госорганов, ОМСУ на запросы людей до пяти дней. Эксперт считает, что необходимо исключить из законодательства правовую норму, по которой генпрокурор обязан выступать защитником Президента КР. Что касается журналистов, она призывает их изучать законы, знать свои права и обязанности, активно использовать понятие «общественные интересы», а также не бояться создавать прецеденты судебных разбирательств с госорганами в случаях незаконного ограничения доступа к информации, пользоваться правом обращения в прокуратуру и правоохранительные органы при воспрепятствовании работе.

Тилек Саякбаев, ранее курировавший антикоррупционную борьбу в кабинете министров, ныне трудится в Генпрокуратуре. Его мнение: «Сколько пишут наши СМИ про коррупцию в погонах и воротничках, а на самом деле у нас очень много честных и ответственных чиновников. Негативная информация мешает притоку молодежи в руководящие кадры всех уровней».

Весьма интересен опыт южной столицы — Оша — по предупреждению коррупции. О нем сообщила Гулгакы Мамасалиева, лидер НПО «Интербилим Ош», затронув важную для горожан тему повышения прозрачности управления муниципальной собственностью. С 2009 года граждане Оша многократно жаловались властям на коррупцию, «отмывание денег» при распределении муниципальных земель для временного пользования. И тогда мэр города и его команда приняли стратегию борьбы с коррупцией совместно с неправительственными организациями в рамках проекта «Инвентаризация муниципальных земель», имея целью достичь прозрачность такого процесса с участием гражданского общества. Активисты НПО и сотрудники мэрии провели полную инвентаризацию муниципальных земель в Оше.

Обнаружилось, что некоторые из них получены на долгий срок — 15, 20, 30 лет. Сразу выявился ряд нарушений, к примеру, люди брали участки под озеленение, но строили там рынки, а налоги не платили. Договоры пришлось пересмотреть, аннулировать, перезаключить. В числе нарушений — возведение строений на землях временного пользования, потому власти вручали нарушителям предписания о сносе сооружений. Активисты делали мониторинг использования земель, сверку документов с данными ГРС, составляли базу данных учета муниципальных земель. Не раз проведены масштабные общественные слушания, создана Google-карта с изображением города, категорий земель, указанием владельцев. Мэрия распорядилась начать снос незаконных построек. Что дает управление муниципальными землями? Естественно, ежегодный рост доходов в бюджет мэрии, возможность составления детальных местных бюджетов, мониторинг же доходов и расходов бюджетов показывает узкие места, факторы риска. Хорошо помогают в повышении степени прозрачности бюджетов и общественные слушания.

Г. Мамасалиева привела два примера эффективности совместной работы мэрии и НПО. Она сообщила, что в Оше примерно 63 тысячи автомобилей и, судя по опросам водителей, каждый от трех до 20 раз в год где-то парковал свое авто, стоимость парковки — 10 сомов. Сумма сборов за эту услугу в отделе муниципальной собственности ранее не превышала 1,7 млн. сомов. На самом деле этот приток значительно выше, и удалось сделать процесс прозрачнее, утверждает эксперт. А чтобы внедрить принцип прозрачности, в первую очередь необходима политическая воля чиновников, в который уже раз подчеркнула она. Второй пример — необходимость строительства и ремонта 50 км автодорог в Оше. Бюджет на строительство дороги на 2014 год составил 106 млн. сомов. Цена одного километра — 10 миллионов сомов, так что все полсотни нуждающихся в реконструкции дорог сразу не сделать. Гражданские активисты отслеживают поступление потоков средств в городской бюджет и процесс их траты по разным направлениям, что существенно экономит бюджетные деньги, которые в итоге можно перенаправить на дороги.

Денис Бигус из Украины, журналист с уклоном на программирование, рассказал о том, как в его стране в последние годы изменилась ситуация со всеобщим декларированием доходов и расходов и как происходила оцифровка деклараций. До 2015 года только некоторые украинские топ-чиновники сдавали отчеты по доходам и расходам в бумажном виде, и это была информация «ни о чем» в объеме целых бумажных гор. «Это были скучные бумаги, не публикуемые в прессе, и фактически их никто не читал, — подчеркнул эксперт. — В 2015-м в стране начался процесс люстрации чиновников, чтобы освободиться от замаравших руки нечистыми деяниями. В ходе проверки всем предстояло заполнить декларацию, которую Минюст складировал на своем сайте. Но в них оказалось крайне сложно разобраться. По старой форме декларация на десяти страницах и в шести разделах заполнялась от руки. Ее публикация в электронном виде выглядела как сканированный и выставленный на сайте текст, зачастую абсолютно не читаемый. Всего Минюст опубликовал тысяч 18 таких деклараций. И эти данные нельзя было ни использовать, ни ввести в базу данных ведомств». Д. Бигус рассказал, что выход нашелся в привлечении волонтеров — в соцсетях кинули клич: берите и переводите декларации в цифровой формат кто сколько сможет. Такие энтузиасты — а это более 3 тысяч волонтеров за год — нашлись, они и перевели в «цифру» более 60 тысяч готовых деклараций. В результате появился электронный архив деклараций за последние 4 года, в котором теперь каждый может осуществить полнотекстовый поиск, его используют аналитики и финансисты, а доступ к информации не ограничен.


Глас народа: «Тут выступали из Совета обороны — все красиво нарисовано, а про коррупцию в энергетике, здравоохранении, госорганах — ни слова!»


Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий