Main Menu

Расходов больше, чем доходов

Лейтмотивом выступления премьер-министра Сооронбая Жээнбекова стала критика исполнения сбора налогов и таможенных поступлений в казну государства.

Заседание правительства

Лейтмотивом выступления премьер-министра Сооронбая Жээнбекова стала критика исполнения сбора налогов и таможенных поступлений в казну государства.

Из 60 районных и городских налоговых управлений 45 (75%) не справились с планом, еще одиннадцать не в полной мере пополнили местную казну. Поэтому увеличился бюджетный дефицит, а незащищенные статьи финансируются не в полном объеме. Кроме внешних неблагоприятных факторов, мирового экономического кризиса, глава правительства одну из причин видит в неиспользовании такого эффективного инструмента, как государственно-частное партнерство.

ГЧП — наше будущее, — уверен премьер, — соответствующий закон мы приняли еще в 2012-м, но за десять месяцев текущего года госинвестиции оказались востребованы всего на 34%. Необходим строгий контроль за надлежащим использованием выделенных средств.

По словам С. Жээнбекова, на пути реализации национальных инвестиционных проектов посредством ГЧП существуют препятствия. Бизнес готов вкладывать свои деньги, а вот руководители госорганов, полномочные представители правительства, акимы зачастую не знакомы даже с Законом «О ГЧП», не знают, как распределяется ответственность сторон, какой кроется потенциал в таком сотрудничестве, доказавшем свою эффективность на международной арене.

Глава правительства призвал чиновников учиться, посещать семинары, чтобы каждое отдельно взятое министерство конкретно знало, с какой бизнес-ассоциацией ему работать, что обязано предоставить государство для реализации инфраструктурных проектов.

НЕБОЛЬШОЙ, НО ВСЕ-ТАКИ РОСТ

Кабинет министров рассмотрел два вопроса: итоги социально-экономического развития республики за январь-октябрь текущего года и ход реализации правительственной программы «Доступное жилье».

По словам докладчика — министра экономики Арзыбека Кожошева, Кыргызстан всеми силами старается не углублять негативных внешних проявлений кризиса, который переживают наши страны -партнеры по Евразийскому экономическому союзу, а также соседний Китай. Здесь впервые с 2009 года рост ВВП составил всего 6%, хотя ранее эта страна удивляла мир двузначными числами. Торговля с КНР — важная составляющая отечественной экономики, поэтому отношения с великим соседом должны интенсивно развиваться.

На фоне спада экономических показателей (в России — минус семь процентов, в Беларуси — минус 2,9%, в Казахстане — практически стагнация) наш горный край демонстрирует 2,7% роста ВВП (без золоторудного Кумтора — 1,3%). Дело в том, что в своей республике правительство создало благоприятные условия для развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Это либеральная фискальная политика, освобождение от дополнительного бремени налогов (в два этапа), переход на удобную ежеквартальную отчетность и т. д.

Сократились проверки, даже плановые, а контрольные уменьшились с трех до одного дня. Бизнесмены могут получить кредит в Кыргызско-Российском фонде напрямую или через коммерческие банки-партнеры. В текущем году выдано свыше $160 млн. на реализацию крупных инвестиционных проектов, деловые люди только в Баткенской области получили около $90 млн.

Отрицательный вклад в формирование ВВП со стороны промышленных предприятий оценивается на уровне 0,05 процентного пункта. Показали убытки такие регионы, как Ошская, Баткенская, Таласская и Чуйская области. С планами справились в Бишкеке, Оше и Нарынской области, в высокогорном регионе выполнили задание на 116%.

Услуги выросли на 8%, но львиная доля сервиса остается в тени, и здесь налоговым инспекторам надо еще поработать.
Конечно, каждое государство, входящее в ЕАЭС, защищает своих отечественных производителей прежде всего на внутреннем рынке. Малые предприятия Кыргызстана не в состоянии быстро переоборудовать свои поточные линии, приобрести новые технологии, отвечающие требованиям интегрального союза.

Поэтому внешняя торговля снизилась на 6,3%, на треть упал экспорт. А. Кожошев считает, что Кыргызстан должен взять курс на расширение взаимовыгодного сотрудничества с Индией, другими восточными странами, развивать, скажем, медицинский туризм.
Что касается сельского хозяйства, то, несмотря на выданные фермерам льготные кредиты, рост в этом секторе небольшой, всего 1,2%, а животноводы, получив помощь от государства на 13 млрд. сомов, увеличили лишь поголовье крупного и мелкого рогатого скота, а вот с его продуктивностью — проблема. К тому же мясо продается у нас только на внутреннем рынке.

Министр экономики говорил об отсутствии логистических центров, о зависимости отечественной экономики от Кумтора, занимающего в промышленном производстве свыше 42%, о технологических трудностях, препятствующих завершению строительства горно-обогатительного комбината на руднике «Талдыбулак Левобережный», об отсутствии прямых инвестиций в Верхне-Нарынский каскад ГЭС, о нехватке генерирующих станций по выработке электроэнергии.

За десять месяцев мы привлекли в республику всего $1,5 тысячи инвестиций, по словам А. Кожошева, необходимо подготовить новую стратегию, а в 2017 году страна должна перейти к долгосрочному устойчивому экономическому росту, помогать экспортерам.
Сооронбай Жээнбеков отметил качественный полноценный анализ социально-экономического развития республики, сделанный министром экономики, обратив внимание, что в Фонде госимущества числится 1 500 предприятий, из них 800 — не работает.

Почему? Независимо от формы собственности каждый управленец на своей территории обязан знать о проблемах в производственной сфере, помогать промышленникам получать кредиты, подключать к новым зданиям инженерные сети, поддерживать экспортоориентированные предприятия (их в реестре 600). В будущем году планируется выделить им 350 млн. сомов.

Развитие экспорта — важнейшая задача для всех министерств и ведомств, — напомнил премьер, — до 1 января соответствующую программу действий необходимо внести на рассмотрение кабинета министров.

Содокладчиком А. Кожошева выступил министр финансов Адылбек Касымалиев. Он сообщил о том, что, убрав или понизив часть налогов среднего и малого бизнеса — подоходный, налог с прибыли, НДС, мы недосчитались в бюджете заложенных ранее сумм.

Что касается дохода с импортируемой из стран ЕАЭС продукции, то при увеличении акцизного налога мы пополнили свою казну на 23 млрд. 872 млн. сомов, но план все равно не выполнили. От таможенных сборов получили 5 млрд. сомов (напомним: доля Кыргызстана в распределении пошлин в ЕАЭС составляет 1,19%).

Глава правительства призвал налоговую службу, исполнившую план всего на 97%, устранить пробелы, не дожидаясь конца года, исправить положение, иначе инспекторов ждет увольнение без права в дальнейшем заниматься своей профессией.

ИПОТЕКА НЕ ВСЕМ ПО КАРМАНУ

О ситуации по ипотечному кредитованию (программа «Доступное жилье — 2015-2020») рассказал председатель правления ОАО «Государственная ипотечная компания» Бактыбек Шамкеев. Из 6 тысяч желающих обрести свою крышу над головой 540 воспользовались ипотекой, получив для начального взноса свыше 600 млн. сомов. Причитающуюся коммерческим банкам комиссию сначала снизили до 12%, затем до 10%. Ипотечное кредитование развивается по следующим направлениям: приобретение у строителей жилья экономкласса, выпуск ипотечных ценных бумаг, привлекаются новые источники финансирования. Во всех областях выстроят 60-квартирные многоэтажные дома.

Присутствующие на заседании члены правительства, проанализировав реальную заработную плату заемщиков в регионах, высказали сомнение, что школьные учителя и медики смогут регулярно вносить деньги на возведение собственного жилья. На это премьер-министр заметил, что программа по обеспечению населения доступным жильем разработана впервые за годы независимости, для успешной ее реализации требуется время.

Я убежден, что у государственной ипотечной компании хорошее будущее,

— заверил С. Жээнбеков, потребовав снизить заработную плату ее сотрудников.

Глава правительства порекомендовал увеличить количество получателей государственной ипотеки до 3 тысяч человек в 2017 году, рассмотреть вопрос дальнейшего снижения процентной ставки по кредитам. Предусмотрен механизм рефинансирования ипотечных кредитов через коммерческие банки.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Сабыра АЙЛЬЧИЕВА.






Добавить комментарий