Main Menu

1913 год. Пишпек. Восточный ветер (ч. II)

1913 год. Пишпек. Восточный ветер (ч. II)

По материалам архивов. Отрывок из книги

(Окончание. Начало в №125)

Городская управа и собрание уполномоченных Пишпека ведали взиманием сборов и налогов, арендой и продажей земель, благоустройством города, следили за народным образованием, здравоохранением, наблюдали за сохранностью городского имущества, занимались распределением квартир. Если какие-то вопросы ввиду некомпетентности управа не могла решить, тогда их выносили на повестку собрания уполномоченных, тщательно обсуждали и решали баллотировкой, то есть открытым голосованием. Председателем собрания всегда выбирался городской староста, он же глава управы, который подчинялся уездному начальнику…

В постсоветское время историки часто подвергали критике общественное управление в Пишпеке, называя его царским и буржуазным, считая, что оно опиралось на указания уездного начальства, общественным было только на словах и ничего хорошего для города не сделало. К тому же, считали они, у каждого работающего в управе и у уполномоченного был свой интерес, и процветала коррупция.

Как видно из материалов архивов, действительно, все постановления, которые выносились собранием уполномоченных, потом рассматривались военным вице-губернатором Семиреченской области, но иногда не одобрялись его визами…

Между тем надо отметить, что органами городского самоуправления с 1895-го по 1913 год было сделано немало. Каждый, кто избирался в уполномоченные на городском избирательном собрании согласно правилам, был далеко не бедным и уважаемым человеком, честно служил своему городу, причем совершенно бесплатно. То есть был настоящим патриотом, хорошо разбирался в текущем моменте, понимал, что городу надо развиваться и расти. Конечно, какие-то разбирательства дел выявляли интриги и заговоры со стороны некоторых недобрых людей, проходимцев и просто мошенников. Тогда к делу подключалась полиция…

В 1913 году, например, действовали уполномоченные, избранные на четыре года в октябре 1912-го, которые 11 октября принесли присягу, это русские: А. Калинин, члены А. Бочкарев, Ф. Колмаков, В. Засухин, А. Кубышкин, Н. Маюков. Е. Никитин, М. Полосов, П. Боголюбов, Г. Колбасин, А. Алексеев, А. Сухитченко, дунганин Л. Матанью, узбек А. Азаматходжин.

А 26 октября на заседании уполномоченных закрытым голосованием старостой был избран лесоторговец Алексей Дмитриевич Калинин, а помощниками — Я. Бочкарев и Андрей Петрович Сухитченко…

Пишпекский офицер с женой. 1900 год
Пишпекский офицер с женой. 1900 год

На своих заседаниях уполномоченные решали разные вопросы. Так, например, постановлением собрания уполномоченных №6 от 10 января 1913 года владельцами арендуемых земель после оплаты выкупной стоимости в казну города от 600 до 1 500 рублей за участок не более двух десятин (1 десятина = 1,09 га) стали Илья Терентьев, Алексей Пушников, Алексей Калинин, Иван Невзоров, Емельян Косынкин, Шамурзин Лосанов. Многие из них, видимо, не в первый раз.

Между тем приобретение новыми хозяевами городской земли требовало выполнения от них необходимых условий, а именно высадку на своих участках определенного количества плодовых деревьев и кустов. Так, например, Илья Терентьев, согласно договору, гарантировал высадку на приобретенной земле 1 200 деревьев, в том числе 400 привитых.

В первый и во второй годы — 1/6 часть, в третий — 1/3 и в четвертый — остальные. При неисполнении этого договора участки забирались. Поэтому в Пишпеке всегда было много садов, в которых созревали прекрасные фрукты. Причем саженцы яблонь, груш, вишни, а также саженцы кустов малины, смородины, крыжовника, выращенные в городском питомнике, раздавались горожанам бесплатно.

Большая помощь оказывалась и тем, кто занимался огородничеством. Семена многих овощей и бахчевых, удобрения и главное — воду для полива переселенцы в течение двух лет получали безвозмездно…

Традиция разводить сады в Пишпеке остается и сегодня. В настоящее время в самом городе и за его пределами можно наблюдать рядом с домами горожан множество садов и огородов…

Занималось собрание уполномоченных и выдачей земли в аренду. Как и выкуп земли в собственность, аренда назначалась после торгов, которые проводились по всем правилам в здании городской управы. И если в 1894 году стоимость аренды одной десятины земли на торгах начиналась с 5 рублей 10 копеек, то в 1913-м — с 20 рублей и далее в год.

В 1913 году было выделено в аренду Григорию Бервинову, Ерасту Горшенину, Петру Французову и Степану Бергину дополнительно к имеющейся земле в 2 десятины еще по 285 квадратных саженей (1 сажень = 2,13 м) земли по 20 рублей за десятину в год.

Известные арендаторы города братья Лукьян и Кирилл Кучерявые, Яков Рузанов, Григорий Бертинов, Илья Терентьев, Эмунд Добровольский, Александр Бондарев, Василий Соломин, Иван Бочкарев, Абрам Яковлев, Иван Устенковский, Кузьма Рева, Яков Светличный, Алексей Фовицкий, Павел и Тимофей Журавлевы, Алексей Яковенко, Василий Шустов, Александр Миндукшев (имел мельницу), а также Парфентий Никишин, Кондратий Мищенко.

Ученики киргизской сельхозшколы, основанной А. Фетисовым
Ученики киргизской сельхозшколы, основанной А. Фетисовым

Анализируя поступление в казну города налогов и сборов, надо отметить, что в 1910 году было собрано 100 424 рубля, из них с недвижимого имущества — 1 969 рублей, с трактиров, извозного промысла, с акциза постоялых дворов — 2 356 рублей, а с земель — 15 185 рублей.

В 1911 году собрали налогов и сборов 82 147 рублей, из них на народное образование было израсходовано 19 473 рубля, на медицинские услуги — 2 340 рублей, на содержание сиротских домов — 100, бульваров — 300, содержание и ремонт мостов — 1 650, освещение — 1 400 рублей (так в архивах).

Поскольку налоги в казну города также шли и за счет торговли, то собрание уполномоченных тщательно контролировало всю торговлю.

Например, было дано разрешение всем желающим торговать на Базарной площади и строить по своему усмотрению лавки и балаганы, причем целый год не платить налога в казну города.

Между тем стоимость места на базаре за балаган составляла 220 рублей в год, а за лавку — 330 рублей. Стоимость эта также устанавливалась на торгах и могла быть выше или ниже этих цен.

Известные лавочники на Пишпекском базаре в 1913 году — Иван Обод, Шиваза Шиманло и другие.

Общественное управление строго контролировало выплаты арендной платы за использование балаганов и лавок, находящихся на территории базара, в связи с окончанием сроков договоров.

Держатели балаганов — Петр Бубенко, Федор Чернецов, Степан Вирясов, Иван Шинкарев, Степан Баранников.

В связи с тем что иногда некоторые арендаторы использовали помещения на базаре не по назначению, к нарушителям применяли суровые меры. Так, был досрочно прекращен договор с сартом Атаханом Юсуфхановым за то, что он как нечестный арендатор кухмистерскую сдавал торговцам мясом.

Следило общественное управление и за ценами на мясо. Например, 25 февраля 1913 года постановлением №45 в просьбе торговцев увеличить цену на мясо на 1 копейку было отказано.

П. Фетисов со своими детьми и детьми Ф. Пояркова
П. Фетисов со своими детьми и детьми Ф. Пояркова

Большое внимание в Пишпеке уделялось предпринимательству. С подачи собрания уполномоченных в Дунганской слободе переселенцем из Пскова Эдуардом Дионисовичем Кульчицким началось строительство торговой общей бани. А жителю Пишпека Андрею Ефименкову дано разрешение открыть на участке №893 караван-сарай без обложения его в первый год городским налогом. Хорошо принимали гостей в постоялом дворе Алексея Лисняка.

Уполномоченные отметили как хорошее начинание в деле озеленения города ходатайство Ивана Невзорова, который просил выделить ему участок на разведение питомника фруктовых и декоративных деревьев по 25 рублей за десятину в год без торгов. Вопрос был решен положительно.

В связи с тем что жителям Пишпека постоянно требовались услуги мельницы, Дмитрию Ковбасину было дано разрешение на излишки воды из арыка Потемкина.

По ходатайству 32 ремесленников и кузнецов о предоставлении им места под мастерские и кузницы на восточной стороне скотоперегонной площади по берегу рукава речки Аламединки общественным управлением был предложен альтернативный вариант — место на восточной стороне ярмарочной площади. В результате стороны решили назначить комиссию и предоставить ей право выбора.

Много внимания общественным управлением уделялось вопросам народного просвещения. Так, город полностью брал на себя расходы на строительство учебных заведений, набор и оплату кадров, обеспечение их квартирами, организацию учебного процесса, обеспечение учебниками, наглядными пособиями, будь то приходские училища, сельскохозяйственная, русско-туземные школы, гимназии, оказывали помощь мусульманским школам.

В связи с тем что средств у города на возведение учебных заведений не было, некоторые приходские училища открывались в частных домах, но так как эти дома не были рассчитаны на такую эксплуатацию, они быстро приходили в ветхость и становились непригодными. Кроме того, хозяева домов с каждым годом поднимали стоимость аренды, что было непосильно для города.

Причем в связи с объявлением в 1911 году о переходе к всеобщему начальному обучению в городе были намечены мероприятия по всемерному охвату населения школами. Между тем планы правительства по всеобщему начальному обучению в связи с октябрьским переворотом в 1917 году не были осуществлены.

Большая помощь в 1913 году оказана Пишпеку Семиреченским областным департаментом народного просвещения, который выделил городу пособие на 7 200 рублей и такую же ссуду на постройку еще одного здания начального 3-классного приходского училища. А также было выделено 20 000 рублей на постройку 1-го Пишпекского женского училища в связи с тем, что они арендовали помещение у купца Морозова. Уполномоченными велась большая работа по определению места строительства этих учебных заведений, а также по проведению мероприятий, направленных на введение в Пишпеке всеобщего начального обучения. Дело в том, что в 1913 году не учились многие дети школьного возраста, и было принято решение о поэтапном охвате обучением детей в течение трех лет.

В 1913 году в городе Пишпеке на образование израсходовано 32 745 рублей. В то время здесь действовали: две церковно-приходские школы, мужская гимназия, три мужских приходских училища, два женских приходских училища, русско-туземное училище, сельскохозяйственная школа, учебное заведение Воронкевич (потом женская гимназия), татарская школа, два медресе.

Деньги выделялись, согласно смете, всем. Например, в 1913 году мужская гимназия и учебное заведение Воронкевич получили на учебный процесс по 4 000 рублей, 2-е женское училище — 2 139 рублей, на квартиры учителям было выделено 396 рублей, на стипендии отличившимся учащимся — 820 рублей, содержание и ремонт школьных зданий — 9 253 рубля, медресе — 1 500 рублей. Татарская и сельскохозяйственная школы находились на обеспечении жителей уезда.

По ходатайству руководства в связи с неудовлетворительным состоянием русско-туземного училища (здание ветхое, холодное, крыша течет), что вредно влияет на здоровье детей, постановлением №65 от 25 февраля 1913 года уполномоченными было принято решение о переводе училища в дом мещанина Лахно. Как указано в архивах: «Потребный расход на наем отнести согласно 8-й статье текущей сметы».

В январе 1913 года специальным постановлением собрания уполномоченных был рассмотрен вопрос о выделении расходов на содержание учительницы приходского училища А. Степановой в сумме 360 рублей в год, как было указано в данном постановлении, «для обеспечения продуктивного учебного процесса», видно, хорошая была учительница…

В том же году на содержание городского врача в год выделялось 2 400 рублей, фельдшера и акушерки — 1 320 рублей, на приобретение медикаментов и необходимой обстановки — 1 300, освещение — 60 рублей.

Заседание городской думы Симферополя
Заседание городской думы Симферополя

Надо заметить, врач Черткович, фельдшер и акушерки, несмотря на большую загруженность в связи с нехваткой медперсонала, вели большую работу по охвату больных — взрослых и детей, по улучшению санитарного состояния арендуемого помещения больницы, которое было очень мало для растущего города. Не дожидаясь начала стройки новой больницы на предполагаемой территории, они на свои средства устроили ограду и начали разведение сада и цветника. За что им было выделено 300 рублей. Кроме того, медики обязались проводить работы по благоустройству больницы безвозмездно до окончания строительства.

Городским самоуправлением уделялось много внимания порядку в городе, об этом говорит отрицательное отношение собрания уполномоченных к ходатайству содержателей трактирных заведений с продажей крепких напитков Яркового и Крымского разрешить им увеличить время торговли крепкими напитками с 23 часов до 2 часов ночи. Свою просьбу они объясняли сравнительно крупным сбором налогов с заведений для городской казны, а также высокой стоимостью торговых документов, ибо они при таком кратком, как считали заявители, времени торговли (с 10 часов утра до 23 часов ночи) плохо покрывают свои расходы. Это время торговли было установлено военным губернатором Семиреченской области. Собрание отказало в ходатайстве, мало того, поддержало просьбу священника Матвея Долиндо о закрытии винного погреба фирмы Первушиных, торгующих вином на площади Серафимовской церкви.

Кроме того, собрание уполномоченных проводило большую работу по благоустройству города, ежегодно в мае заслушивало акты ревкомиссии о состоянии некоторых городских построек, требующих ремонта.

Так, например, в 1913 году были приняты решения: о сносе моста возле дома Абдушахметова; о ремонте колодца на Базарной площади; о покраске крыш городского, 1-го приходского и 2-го женского приходского училищ; о прочистке арыков на улице Ключевой на протяжении 300 сажен с укреплением берегов и посыпкой их щебнем; об укреплении берегов арыков на улице Бульварной на протяжении 80 сажен и об установке каменных мостов через арыки на улице Бульварной и т. д.

Заботились в городе и о пожарной безопасности. Так, например, как видно из документов, держателям пожарного обоза Филлипу Долбилову и Василию Станкову ежегодно выделялись средства в сумме 300 рублей на год вперед для заготовки корма для лошадей.

Постоянно рассматривался вопрос о деятельности участковых санитарных попечительств, а также об улучшении ветеринарного надзора в городе. Были созданы комиссии с участием врача Чертковича и ветеринарного врача.

Например, по инициативе этой комиссии в Пишпеке управой были наняты два караульщика и устроены два огороженных участка для бродячего скота, которые представляли опасность для жителей, а также многое другое…

Когда Иван Хойцев вышел из душного здания управы, было поздно. На улице уже совсем темно. Желтая луна, и звезды тускло светились в небе, но возле освещенной управы народ все еще не расходился.

Кое-где горели фонари. С улицы Бульварной и из Дубового сада доносились голоса гуляющей молодежи.

Иван был очень счастлив, что его планы построить в Пишпеке зимний цирк скоро осуществятся. Его ходатайство было решено положительно. Ему просто надо определиться с местом расположения цирка, ведь было предложено несколько вариантов. Надо подумать, выбрать одно подходящее и можно начинать строить.

Лужи от дождя уже совсем высохли. Воздух как-то сразу посвежел. И стало легче дышать. Это с гор подул восточный ветер. Ветер перемен…

Что он принесет?

Софья НУРМАТОВА.
По материалам Центрального государственного архива, Центрального архива кинофотофонодокументов Кыргызской Республики, а также Интернета.






Добавить комментарий