Main Menu

Серебряные крылья победы

В столице продолжаются мероприятия, посвященные 75-й годовщине битвы под Москвой. В Авиационном колледже имени И. Абдраимова прошел митинг-реквием

В столице продолжаются мероприятия, посвященные 75-й годовщине битвы под Москвой. В Авиационном колледже имени И. Абдраимова прошел митинг-реквием, организованный Бишкекским городским советом ветеранов войны, Вооруженных сил, правоохранительных органов и тружеников тыла.

В нем приняли участие представители ветеранских организаций города и страны, блокадники, ветераны войны, учащиеся и руководство Авиационного колледжа. Под траурную мелодию военного оркестра солдаты роты почетного караула и участники митинга возложили к памятникам первого кыргызского национального пилота И. Абдраимова и Героя Советского Союза летчика Т. Фрунзе венки и алые гвоздики. Счет метронома в минуту молчания заставил сердца участников мероприятия биться тише и вспомнить всех, отдавших свои жизни за свободу и независимость будущих поколений.

75 лет назад без объявления войны фашистские войска гитлеровской Германии напали на Советский Союз и началась Великая Отечественная война. В первые дни сражений на земле и в небе были уничтожены тысячи самолетов. Спешно эвакуированные в тыл летные школы и авиационные заводы сходу начинали давать стране и фронту все необходимое.

Заводы увеличивали темпы производства. Летные школы начали готовить пилотов по ускоренной программе, как тогда говорили про молодых лейтенантов, окончивших такие курсы, — «взлет-посадка», и это горькая правда. Еще хуже дела обстояли в стрелковых частях, лейтенантов пекли как пирожки и тоже после курсов сразу отправляли на фронт в бой. За первые месяцы войны Красная армия понесла страшные потери в живой силе и технике. По сути, осенью 1941 года на полях сражения воевала армия новобранцев. Поэтому Москву защищали спешно сформированные дивизии из Средней Азии и Сибири. Тому пример — 316-я стрелковая дивизия генерала И. Панфилова и 385-я Кричевская стрелковая дивизия, сформированные из жителей Кыргызстана и Казахстана. Советские люди, защищая родину и ее столицу, с гранатами в руках кидались под танки противника, а истребительная авиация, встречающая бомбардировщики противника, вела ожесточенные воздушные бои, препятствуя, а подчас совершенно не допуская вместе с зенитной обороной Москвы бомбардировки объектов на нашей территории.

Когда у «красных соколов» заканчивался боезапас, они нередко шли на таран, после которого остаться в живых шансов было мало.

И при всех этих страшных потерях советские летчики самоотверженно дрались с врагом, ежедневно совершая боевые вылеты сверх всякой нормы и невзирая на бешеное напряжение, усталость. Один факт того, что 8 августа 1941 года, через 48 дней после начала войны, ВВС Балтийского флота ответили бомбовым ударом по столице фашизма — Берлину, говорит о многом.

Поэтому место проведения митинга-реквиема было выбрано не случайно. Улица, на которой расположен авиационный колледж, носит имя Тимура Фрунзе — сына легендарного полководца М. В. Фрунзе. Тимур Михайлович — летчик-истребитель, Герой Советского Союза — погиб в 1942 году в воздушном бою близ деревни Отвидино Старорусского района Новгородской области. Сам колледж носит имя одного из зачинателей кыргызской гражданской авиации Ишембая Абдраимова. В годы Великой Отечественной войны он был летчиком в составе 62-го гвардейского отдельного авиационного полка 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта и совершил 155 боевых вылетов.

За 50 лет трудового стажа Ишембай Абдраимович отдал 41 год летной работе, пройдя путь от рядового пилота до начальника Кыргызского управления гражданской авиации, освоил 16 типов воздушных судов. Налетал свыше 17 000 часов. Стал пилотом №1 в Кыргызстане. В течение 25 лет был шеф-пилотом первых руководителей республики.

По его инициативе и при его содействии в 1973 году открыто Фрунзенское авиационно-техническое училище гражданской авиации, впоследствии переименованное в Авиационный колледж имени И. Абдраимова.

И. Абдраимов — автор почти 50 статей, трех книг — «Стальные птицы над Ала-Тоо», «Полвека в небе Киргизии», «Полеты продолжаются» — о развитии и становлении гражданской авиации Кыргызстана, которые вошли в историю нашего независимого государства и сейчас являются настольными учебными пособиями для историков, авиаторов и особенно преподавателей и курсантов Кыргызского авиационного колледжа.

Павел РЯЗАНОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий