Main Menu

Опыт Японии: как помочь малому и среднему бизнесу

Опыт Японии: как помочь малому и среднему бизнесу

Взаимоотношения между Японией и Кыргызстаном динамично развиваются в сферах культуры, образования, подготовки кадров. Благодаря программам JICA наши госслужащие и бизнес-ассоциации имеют возможность обучаться в Японии, перенимать передовой опыт. Заместитель исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Данияр Медеров недавно посетил Японию по программе Японского агентства международного сотрудничества (JICA) «Услуги по развитию бизнеса в сфере промышленности» (Business development services for industrial promotion) и решил поделиться своими впечатлениями о поездке.

Программа по услугам для развития МСБ

была очень насыщенной и проходила в основном в Международном центре Тюбу в городе Нагоя — центре префектуры Айти.

Мне представилась возможность в своей презентации рассказать об инвестиционном потенциале Кыргызстана, о приоритетных отраслях экономики страны. Надеюсь, что новые впечатления о Кыргызстане появились у всех участников программы — как представителей Японии, так и других стран.

В городе Такаяма, префектура Гифу, наша группа ознакомилась с системой менеджмента в сфере консультаций МСБ, продвижения местной продукции. Мы посетили Ассоциацию по развитию людских ресурсов и промышленности (HIDA) — некоммерческую организацию, которая субсидируется Министерством экономики, торговли и промышленности Японии. История одного из подразделений HIDA — федерации деревообрабатывающих предприятий — начинается с 1920 года. Мы наглядно убедились, что можно выпускать прекрасную мебель, сочетая историю, традиции и технические новшества.

Во время встреч и сессий мы поняли, насколько значительна в Японии роль государства — центральных и местных органов управления — в развитии услуг для МСБ, какие важные услуги оказывают финансовые институты в поддержке МСБ на центральном и местном уровнях. Неизгладимое впечатление оставило посещение знаменитой Toyota Motor Corporation.

Проблемы общие

Особенно понравился формат программы. Наша группа представляла огромное разнообразие культур, традиций и экономик стран Азии, Европы, Латинской Америки и Африки. Мы имели уникальную возможность обменяться опытом, узнать, как бизнес и государство взаимодействуют в разных странах.

Как оказалось, проблемы у всех общие — отсутствие средств для внедрения новых инструментов развития. И здесь очень интересен и поучителен опыт Японии. После Второй мировой войны в стране наступила депрессия и нация объединилась вокруг проблемы, что дало импульс мощному экономическому развитию.

Пока остается только мечтать о том времени, когда и у нас государство сможет поддерживать МБС так же, как это происходит в Японии. В отличие от Кыргызстана, в Японии очень много торгово-промышленных палат (ТПП), они есть в каждой префектуре, и все работают как единый механизм, поддерживая МСБ на всех этапах становления.
И все-таки можно позаимствовать опыт, внедрение которого не требует особых финансовых затрат.

Нужна только воля

Система Кайдзен (Kaizen). У нас часто говорят о том, что кыргызы — ленивый народ. Надо честно признаться, что мы действительно часто опаздываем, не выполняем в срок обещанного или запланированного. Так вот, система Кайдзен помогает упорядочить не только производственные процессы, но и индивидуальную деятельность каждого участника команды. Основа метода Кайдзен состоит из пяти ключевых элементов (5S): Seiri — аккуратность, Seiton — порядок, Seiso — чистота, Seiketsu — стандартизирование (систематизация) и Shitsuke — дисциплина.

Суть этой системы в том, что большое количество малых, незначительных улучшений приводит к существенному улучшению качества персонала и всей работы в общем. Командная работа, персональная дисциплина, высокий моральный дух, обмен информацией и взаимодействие, предложения по улучшению деятельности — все это можно воплощать в действие без материальных затрат, нужна только воля.

Гарантийное кредитование. У нас в Кыргызстане МСБ не может получить финансирование для развития бизнеса без залоговых средств, даже если предприниматель составит «золотой» бизнес-план.

В Японии широко развернута деятельность гарантийных фондов. Если предприниматель имеет бизнес-план и сертификат ТПП, то никаких препятствий к финансированию нет. В стране действуют 52 гарантийных агентства, включая 47 в префектурах и 5 в метрополиях. Гарантийные агентства, действующие как некоммерческие финансовые организации, объединены в Японскую кредитную гарантийную корпорацию, которая контролируется правительством и парламентом. Гарантии обычно подлежит 100% обязательств.

Кластеры. Кластеры основаны на тесном взаимодействии МСБ и расположенных в тех же регионах научно-исследовательских организаций и университетских лабораторий. В результате такого сотрудничества на основе внедрения перспективных технологий в кластерах создаются инновационные производства.

Одна из разновидностей форм кластера — технополис (или технопарк как форма, меньшая по масштабу) — вполне может быть применена в Кыргызстане. Идея создания таких подразделений одобрена в нашей стране, но пока не нашла практического воплощения. Между тем практика показала, что темпы роста товарооборота высокотехнологичной продукции в технополисах Японии гораздо выше, чем на отдельных предприятиях. В Японии широкое развитие получили сельскохозяйственные кластеры, которые решают и вопросы финансирования, внедрения инновационных методов. Происходит вертикальное интегрирование компаний — от выращивания продукции до ее реализации и переработки.

Следует активнее пропагандировать идеи инновационного кластера в нашей стране, развивая кыргызско-японское инновационное сотрудничество, поддерживая контакты с промышленными ассоциациями Японии.
Разъяснительная работа. Главное — не деньги, а разъяснительная работа. В Японии была проведена такая работа — убедить сельхозпроизводителей в необходимости создания кластеров.

Доступная и полная информация. В Японии широко развита практика получения информации для бизнеса на различных информационных сайтах. У нас эта система только начинает развиваться и на многих официальных сайтах содержится по 2-3 общих тезиса.

В Японии главную и полную информацию предприниматель получает на сайтах, где есть детализированные сведения по всем видам услуг по принципу «единого окна». Предприниматель получает в одном месте и сразу полный пакет подробной информации, содержащий пошаговые алгоритмы действий.

Все это вполне можно внедрять у нас в Кыргызстане.

Надеюсь, что не только участники программы обогатились опытом высокоразвитой Японии, но и в этой стране больше узнали о Кыргызстане. Теперь почему бы не попробовать применять в нашей стране японские методы управления, причем не только в отношении к компании, но и к каждому ее сотруднику?

Данияр МЕДЕРОВ,
Международный деловой совет.






Добавить комментарий