Main Menu

Свет шестого чувства

«Энигма» — слово загадочное,  словно неизведанный край или потаенные уголки души, о которых и сам человек не всегда подозревает, но в силу своей  любознательности догадывается о них.   Это там  находятся далекие миры, времена  и пространства,   заветные грезы и великая сила воображения, которое всегда может найти воплощение в настоящей жизни. Об этом очень хорошо знает художник Николай Котляревский,  умеющий найти изящный компромисс с фантазией и  реальностью и  представивший выставку с таким названием в арт-центре им.  С. Чуйкова в Дубовом парке.

В его  работах  есть  изюминка, а значит,  сам он такой человек.  А человек с изюминкой и на окружающий мир смотрит особым взглядом, и другим показывает то, что не успели заметить в суете бесцветных будней,  подмечает все вокруг.  Если он рассказывает о цветах, то они у него живые, не в том смысле, что они не искусственные, а просто жизнь их очень похожа на существование людей: то влюбленный цветок,  то любознательный, то печальный. Есть среди них любители музыки, и тогда они похожи на граммофоны, ноты, пластинки; есть цветы науки, тогда это космические кристаллы; имеется и  болтливое растение, напоминающее репродуктор; есть одиночки, но не чужда им и толпа-букет —  у цветов  свои «заморочки».
А то вдруг ему хочется поговорить о  параллельных мирах или показать их. Оказалось, они поблизости: надо только чуть-чуть надломить пространство. Николаю хорошо известна эта технология — и совсем другая жизнь, и другие веселые и грустные «человеки» — художник их так называет, — не сдерживая любопытства,  встретятся с тобой  взглядом. Такой вот  «Воображариум доктора Котляревского», который в отличие от почти одноименного фильма очень цветной, добрый и, несмотря на то что иногда мелькнет вдруг грустное название картины,   все равно жизнерадостный.  А еще в его похожих на витражи полотнах заряд молодой, исполненной невероятного позитива энергии, которую зрители — а в данный момент это школьники из Тонского района Иссык-Кульской области — ощутили тут же. Выставка им понравилась, и ребятам очень захотелось познакомиться и поговорить с художником.
А на вопрос, что за слово «энигма»,  давшее название экспозиции, он ответил, что это особое состояние души, находящейся в постоянном поиске и разгадке тайны бытия. Это тот  момент, возможно, когда эмоции берут верх над разумом, когда загорается свеча шестого  чувства,  озаряющая путь в неизведанное,  способствующая постижению загадок мироздания. Когда художник пишет картину, он еще не знает, о чем она будет: сюжет рождается экспромтом, тут же, из-под кисти, откуда-то приходят радость, вдохновение, восхищение чудесными богатствами окружающего мира — а фантазия — одно из них, причудливыми формами, которые открыты не для избранных — для всех. Нужно уметь иногда просто оглядываться вокруг себя, и у Котляревского это получается.
Он и зрителю загадывает загадку: «Хочется, чтобы пришедшие на выставку не просто ходили и  созерцали увиденное, но и будили свое воображение.  Совсем необязательно, чтобы они воспринимали мои работы так, как я, пусть они ассоциируют их с чем-то своим, мы ведь все равно все разные и по-разному воспринимаем мир».
Когда  выпускник политехнического института инженер-механик строительных машин Николай Котляревский взялся за кисть, он  уже не помнит. Вообще,  специально живописи нигде не учился, но рисовал и в школе, и в институте,  просили друзья, знакомые. Но в какой-то момент понял, что может выразить себя и в чем-то другом, кроме механики. «Человек  должен попробовать себя в разных делах, ведь никто не знает по-настоящему, где оно  — твое предназначение», — говорит художник, человек, увлеченный не только физикой, механикой и живописью, но и горными лыжами,  роликовыми коньками,  футболом,  теннисом, да и ледяной каток частенько посещает. Любит книги, музыку, поет и играет на гитаре, мастерит по дому и…  Можно еще  долго говорить  о том, что интересно художнику, а более коротко можно сказать: он наделен  большими способностями не только живописца, умеющего идти свои путем, но и талантом просто любить жизнь.
Братья-художники после первой выставки приняли Котляревского в свой стан, где он сразу же стал своим. С тех пор прошло время. Написаны сотни полотен, где  при помощи только ему свойственной манеры, прохладного, как глоток воды в жаркий полдень, колорита, невероятно смелого и молодого взмаха кисти рождаются аллегории, полные тайн, неизведанные и далекие  миры, которые, по словам Николая, где-то   совсем рядом, и он уже туда протоптал тропинку.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Добавить комментарий