Main Menu

Влюбленные в науку

Влюбленные в науку

Я иногда захожу в Национальную академию наук республики. Старое величественное здание с высокими потолками хранит память о многих наших соотечественниках — рыцарях науки.

Здесь я познакомилась с младшей дочерью Михаила Николаевича Лущихина, знаменитого российско-кыргызского ученого. М. Лущихин родился 14 ноября 1905 года в Подмосковье. После окончания педучилища работал в школе.

Затем, поступив в Московский зоотехнический институт, одновременно работал в известном заповеднике Аскания-Нова на зоотехнической станции, где, посещая курсы овцеводов, занимался исследованием пород овец. Получив диплом, уезжает в Среднюю Азию. Работает сначала в Ташкенте, в Среднеазиатском овцетресте, затем — во Фрунзе заместителем директора треста. Одновременно преподает в Кыргызском зооветеринарном институте (ныне КНАУ им. К. Скрябина), с которым связана вся его дальнейшая плодотворная жизнь.

Михаил Иванович был патриотом Кыргызстана. Он внес большой вклад в разработку научных основ разведения овец и подготовку высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства. Работал деканом зоотехнического факультета, директором сельскохозяйственного института, бессменным заведующим кафедрой частной зоотехнии. Он активно занимался вопросами преобразования аборигенного овцеводства, внедрения искусственного осеменения, вел большую научную и практическую работу.

В 1947 году Михаил Николаевич стал заслуженным деятелем науки КР. М. Лущихиным написано более 170 научных трудов. В 1964 году вышла в свет его монография «Тонкорунное овцеводство Киргизии» с памятной надписью: «Кыргызскому народу посвящаю» — «Кыргыз элине арнайм», что явилось признанием многолетнего совместного труда ученых, чабанов, других специалистов.

В Кыргызстане впервые появились тонкорунные овцы, и вывел эту замечательную породу в 1956 году наш герой, которого не зря называют кудесником золотого руна.

У М. Лущихина всегда была мечта — «одеть» кыргызскую овцу в австралийскую шубу. В 1970 году впервые завезли несколько австралийских мериносов, потом это случалось еще не раз. Мечта академика сбылась в 2005 году, когда его дочь Евгения Михайловна представила к апробации новую породу -кыргызский горный меринос.

Имя М. Лущихина присвоено улице в Бишкеке, госплемзаводу в Таласской области, кафедре частной зоотехнии в КНАУ.
Но живым памятником ему являются мериносы Кыргызстана. При жизни Михаил Николаевич награжден орденами Ленина и Дружбы народов, дважды — Трудового Красного Знамени, четырежды — «Знак почета», медалями СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, посмертно в 2000 году ему присвоена золотая медаль «За выдающийся вклад в науку ХХ века».

По рассказам знавших его людей и дочери, М. Лущихин был всесторонне развитым, высокоинтеллигентным, поражающим всех своей эрудицией и необыкновенной скромностью. Он сочинял стихи, писал картины маслом, был интересным собеседником.

Евгения Михайловна показала мне объемистую стопку его стихов, из которых вполне может получиться сборник.
Вот строки из одного стихотворения Михаила Николаевича, которое характеризует его как истинного патриота нашего горного края:

Нашел я счастье
в златорунном крае,
Нашел руно, семью, друзей.
По праву сына называю
Киргизию я Родиной своей!

Михаил Николаевич с женой вырастили четверых детей, построили дом, посадили большой сад. Все дети получили высшее образование. Младшая дочь Евгения Михайловна продолжает дело отца. Она является руководителем фонда по разведению мериносов, заведующей лабораторией генетики Института биотехнологии Академии наук, доктором биологических наук, профессором, заслуженным работником НАУ. За достижения в науке награждена памятными медалями им. Н. Вавилова, имеет звание заслуженного деятеля науки Кыргызской Республики. Она — достойная преемница отца.

Евгения Михайловна рассказала, насколько сложно происходило усовершенствование местных пород. И тем не менее уже к 1990 году прошлого столетия стало производиться до 90% тонкой шерсти высшей качественной категории, что имело огромное значение для народного хозяйства. Пришли 90-е годы, и был практически уничтожен основной генофонд породы. Но буквально через пять лет заговорили о возрождении былой славы овцеводства, увеличении количества скота. Стали преобладать помеси различных пород. В настоящее время создана порода — кыргызский горный меринос. Необходимо стремиться к увеличению мериносного фонда, хотя нужно сохранить и аборигенные породы.

Евгения Михайловна говорит, что ситуация все больше складывается в пользу разведения мериносов, которые дают качественное мясо и тонкую ценную шерсть. Еще много можно говорить о вопросах развития овцеводства в нашей республике, о необходимости создания или модернизации фабрик первичной обработки шерсти, воспитания настоящих шерстоведов. Все эти вопросы всегда были в поле зрения академика М. Лущихина, профессора Е. Мезенцева и их соратников.

Здесь же, в академии, я познакомилась с преемниками доктора биологических наук Лидии Федоровны Ромашевой, ушедшей из жизни на 101-м году. Она родилась в Казахстане 23 апреля 1914 года в многодетной интеллигентной семье.

После школы училась в ветеринарном техникуме, затем в Воронежском зооветеринарном институте. Ее трудовая деятельность началась с должности заведующей серологическим отделением ветеринарной лаборатории Фрунзе, потом она работала главным врачом Управления животноводства. Во время войны в совхозе «Тамчи», где содержались более 18 тысяч овец и табуны лошадей, она верхом ездила по кошарам, проводя необходимые мероприятия. В сентябре 1947 года была приглашена в лабораторию паразитологии Института зоологии и паразитологии, где проработала долгие-долгие годы. Вся ее жизнь тесно связана с отечественной биологической наукой — изучением биологии подкожных вредителей крупного рогатого скота, мер по борьбе с ними, исследованием фауны и экологии экопаразитов домашних птиц. В 1950 году она защищает диссертацию на соискание степени кандидата биологических наук, а в 1966-м — доктора биологических наук. С 1967 года Лидия Федоровна заведует группой, а затем — лабораторией биологических методов борьбы с паразитами животных. Исследования, проводимые лабораторией, относились к разряду фундаментальных и велись на стыке таких дисциплин, как паразитология и микробиология. Несведущему читателю все это может показаться неинтересным, но коллектив сотрудников принес большую пользу народному хозяйству, создал бактериальный препарат эктопаразитин, который был запатентован, прошел производственную проверку и выпускался в промышленных масштабах для регуляции численности паразитов и вредителей растений. Коллег Лидии Федоровны поражали ее огромная работоспособность и целеустремленность. Ее, казалось, интересовало все. Важным направлением было изучение антагонистических отношений микроорганизмов, результатом которого явилась разработка лечебных и профилактических мер против инфекционных болезней птиц. На основе бактериальных культур также разрабатывались биологические дезинфекторы. Лидия Федоровна прожила более ста лет. В 86 лет она ушла с любимой работы, но продолжала консультативную деятельность, работала в специализированных советах, интересовалась жизнью института, новыми направлениями исследований. Ее энтузиазм и верность науке вызывали восхищение. Л. Ромашева имела много учеников, которые продолжают ее дело, сохраняя ее творческий подход к делу, энтузиазм, верность и любовь к науке.

Л. Ромашева награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», грамотами Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики. Являясь участником ВДНХ СССР, имеет Диплом почета I степени. Ее преемницы, относящиеся к более младшему поколению, Светлана Исакова (внучка) и Светлана Федорова продолжают дело Л. Ромашевой. Лидия Федоровна уже ушла из жизни, но в академии помнят ее энтузиазм, целеустремленность, непревзойденную работоспособность, верность профессии, влюбленность в науку.

Эти же качества присущи Михаилу Николаевичу и Евгении Михайловне Лущихиным. Этими людьми можно восхищаться.

Лариса САПЕГО.






Добавить комментарий